О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Развод по-шереметьевски

Политика администрации "Шереметьево" направлена на улучшение показателей не столько за счет расширения производства и улучшения качества обслуживания, сколько за счет "выжимания" денежных средств с предприятий, работающих в зоне аэропорта

Международный аэропорт "Шереметьево" родился в 1959 году на базе аэродрома военной авиации, развивался и наращивал мощности на средства государства, которое им гордилось и называло воздушными воротами Советского Союза. Так было до тех пор, пока в 90-е годы не начался процесс присвоения государственной собственности частными лицами.

Первый этап перехода собственности в частные руки аэропорты, причисленные к объектам, не подлежащим приватизации, не затронул, видимо, по той причине, что, они были не самыми современными и приносящими доход по сравнению с добычей сырья и энергетикой.

Как бы то ни было, аэропорт "Шереметьево" остался государственным предприятием и при его преобразовании в 1996 году в открытое акционерное общество 100% акций были закреплены в государственной собственности.

Тем не менее, в 2003 году Минэкономразвития включило аэропорт "Шереметьево" в проект программы приватизации, Росимущество привлекло компанию "Ай Би-Консалт" для проведения оценки ОАО "Международный аэропорт "Шереметьево" в целях принятия управленческого решения о его приватизации в 2006 году. По результатам оценки стоимость 100% акций компании была определена в 25 млрд. рублей. (Справка: по баланcy порта в 2004 году активы составляли около 7 миллиардов). Однако в августе 2004 года Указом Президента аэропорт был включен в перечень стратегических акционерных обществ, что спасло "Шереметьево" от приватизации.

Отметим, что с момента преобразования открытым акционерным обществом "Международный аэропорт "Шереметьево" руководили четыре генеральных директора, назначаемых государством для эффективного использования и преумножения его активов. Обстоятельства складывались так, что наилучшим способом получения дополнительных доходов каждый из руководителей избрал известный принцип: "если ты работаешь на моей территории, - должен платить".

Политика администрации ОАО "Международный аэропорт "Шереметьево" направлена на улучшение показателей деятельности не столько за счет расширения производства и улучшения качества обслуживания, сколько за счет "выжимания" денежных средств с предприятий, осуществляющих деятельность в зоне аэропорта. Это подтверждается тем, что, например, за три года при росте объемов обслуживания пассажиров на 28,7% выручка от "неаэропортовой" деятельности возросла в 3,1 раза, т.е. в соотношении 1:10,8 (данные 2004 года). При кажущемся благополучии эти показатели достигаются не путем создания благоприятных условий для развития предприятий, а установлением цен и тарифов, обеспечивающих исключительно интересы ОАО "МАШ".

Предназначение любого аэропорта - это создание наиболее комфортных условий для авиапассажиров и привлекательности для авиаперевозчиков, заинтересованных в разумных сборах, качестве наземного обслуживания. Пожалуй, показателен тот факт, что за последние несколько лет от выполнения полетов из "Шереметьево" отказались такие крупные авиакомпании как российская "Трансаэро", английская British Airways, швейцарская Swissair, израильская El Аl, выражает недовольство отношениями с "Шереметьево" и немецкая Lufthansa.

Поскольку в инфраструктуре аэропорта, в обслуживании авиакомпаний, пассажиров, грузов, почты заняты многочисленные коммерческие структуры, администрация аэропорта немедленно известила их о необходимости заключения с ОАО "МАШ" договоров, согласно которым заинтересованные предприниматели по различным (в том числе, надуманным) правовым основаниям обязаны выплачивать в пользу аэропорта финансовые средства в размерах, составляющих 15-20% от их собственного дохода.

Как правило, контрагентам навязываются невыгодные для них условия следующими методами:
  • прямое взимание части дохода контрагента за право ведения деятельности на территории аэропорта (так называемая "концессия");

  • установление оплаты за право обслуживания воздушных судов помимо установленных аэропортовых сборов;

  • продажа возможности пользования связью, энергией, водоснабжением по завышенным ценам;

  • предоставление в аренду производственных площадей, стоек регистрации, помещений (более 200 предприятий) по ставкам, в 300-400 раз превышающим затраты на их содержание;

  • оформление договоров субаренды земли по ценам, в 30-35 раз превышающим стоимость аренды по основному договору.
При этом администрация аэропорта дифференцированно устанавливает цены для различных предприятий, обеспечивая тем самым преимущественное положение в коммерческом отношении одним предприятиям (в том числе, соучредителем которых является ОАО "МАШ") перед другими.

Методы усмирения неугодных доходят до лишения возможности осуществлять хозяйственную деятельность путем отключения электроэнергии, единственным распорядителем которой является ОАО "МАШ" как энергоснабжающая организация. Незаконность таких действий нашла отражение в решении Федеральной антимонопольной службы по г. Москве и дважды доказана в арбитражном порядке потерпевшей стороной - ООО "АэроСтройБизнес".

Цели аэропорта недвусмысленно определяются по высказываниям генерального директора ОАО "МАШ" Василенко М.М., опубликованным в газете "Коммерсант": "объединить все участки…чтобы никто больше не мог их делить, потому что только тогда бизнес будет единым" - что является ничем иным как намерением принудительного вытеснения либо недружественного поглощения хозяйствующих субъектов, осуществляющих самостоятельную деятельность в зоне аэропорта, в том числе, путем рейдерского завладения земельными участками, на которых расположена собственность других предприятий с последующим диктатом условий работы, землепользования, а также путем ограничения неугодным фирмам доступа на рынок аэропортовых и сопутствующих услуг.

Эта позиция находит свое выражение и в утвержденной Концепции развития международного аэропорта "Шереметьево", где в качестве одного из способов достижения благополучия аэропорта приводится "большой административный ресурс, обусловленный возможностью регулировать грузовые потоки в аэропорту при выполнении чартерных рейсов, а также заключать прямые договоры о наземном обслуживании с новыми авиакомпаниями".

Необоснованные требования о передаче финансовых средств за предоставление реально не оказываемых услуг, навязывание невыгодных условий договоров и услуг, создание дискриминационных условий для доступа хозяйствующих субъектов на рынок обслуживания коммерческой загрузки/выгрузки воздушных судов в аэропорту "Шереметьево" уже признаны антимонопольным ведомством нарушением федерального законодательства.

В 2003 году федеральные власти признали необходимым передать не подлежащее приватизации федеральное имущество аэропорта "Шереметьево" в хозяйственное ведение федерального государственного предприятия "Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)" (ФГУП "АГА"). Указанное имущество предполагалось предоставить аэропорту "Шереметьево" по договору аренды, а также помимо арендной платы предусматривалось возмещением расходов арендодателя (ФГУП "АГА") по уплате налога на имущество, его страхование, накопление средств капремонта и модернизации фондов и иных затрат, связанных с этим имуществом. Аэропорт предложил применить схему, по которой ОАО "МАШ" по поручению Заказчика - ФГУП "АГА" осуществляет эксплуатацию имущества, переданного в хозяйственное ведение последнего, взимает в качестве оплаты за эти услуги стоимость фактических затрат на поддержание имущественного комплекса в исправном техническом состоянии, включая услуги и работы, выполненные привлеченными лицами, плюс 15% плановой прибыли, а оставшееся отдает Заказчику. При таких условиях аэропорт имел бы возможность по собственному усмотрению распоряжаться средствами, полученными от аэропортовой деятельности и прочих статей дохода, включать эти суммы в затраты и маловероятно, что в итоге рентабельность деятельности намного превышала бы единицу. В качестве иллюстрации распоряжения финансами до определения размера прибыли можно привести следующий пример. Аэропорт "Шереметьево" заключает кредитный договор с ОАО "Всероссийский банк развития регионов", предметом которого является выдача денежных средств для закрытия возможного дефицита оборотных денежных средств в аэропорту под 11-16% годовых, далее полученные денежные средства размещаются по договору срочного вклада (на срок кредита) под 2-3% годовых в других банках - ОАО Внешторгбанк и Сбербанк России. Собственно, в любой брошюре, описывающей применение так называемых "оптимальных схем налогообложения прибыли" нетрудно найти советы как превратить доходы в затраты.

Попытка аэропорта избежать фиксированной арендной платы оказалась безуспешной, но до сих пор федеральное имущество на баланс ФГУП "АГА" не передано, и таким образом ОАО "МАШ" использует его безвозмездно, извлекая собственную выгоду.

Более 10 лет длятся судебные разбирательства о принадлежности территории в районе Международного аэропорта "Шереметьево" и компетенции государственных органов субъектов Федерации - г. Москвы и Московской области по распоряжению землей. Конституционный Суд РФ, арбитражные суды различных инстанций указали, что вопрос о территориальной принадлежности аэропорта "Шереметьево" является спорным, не разрешен в законодательном порядке, а в части отнесения территории аэропорта "Шереметьево" в ведение того или иного административно-территориального деления не была соблюдена соответствующая процедура.

Причиной сложившейся правовой коллизии является одновременное включение законодательными актами и г. Москвы и Московской области спорной территории в границы этих субъектов Федерации.

Неурегулированность вопросов распоряжения землей позволила Открытому акционерному обществу "Международный аэропорт "Шереметьево" (ОАО "МАШ") недобросовестно использовать полномочия исполнительной власти Московской области к своей выгоде, а именно, оформить аренду всего земельного участка, прилегающего к аэропорту, невзирая на законные права иных предприятий, осуществляющих свою деятельность и владеющих собственностью на этой территории.

ОАО "МАШ" по договору, заключенному с Администрацией Химкинского района Московской области использует в коммерческих целях земельный участок площадью 966,6 га, включающий в себя площади, занятые аэродромом с взлетными полосами, перронами, стоянками для воздушных судов, аэронавигационным оборудованием, за которые не перечисляло и не перечисляет в бюджет арендную плату сначала благодаря действовавшему до 2005 года закону "О плате за землю", а с 2005 года - "по инерции", так как никто платить за землю не потребовал.

Тем самым ОАО "МАШ" сберегает для себя за счет бюджета финансовые средства, что гражданский кодекс трактует как неосновательное обогащение. До сих пор границы земельного участка аэропорта не уточнены и не согласованы, т.е. пользование участком практически незаконное. Более 70 га находятся у ОАО "МАШ" в коммерческом использовании, т.е. переданы в субаренду по ценам, превышающим уровень арендных платежей ОАО "МАШ".

Нынешняя Администрация Городского округа Химки, "унаследовавшая" договор аренды земельного участка с аэропортом от прежней администрации, утверждает, что не имеет возможности реализовать свои права собственника земель ни в части истребования платы за землю, ни в отношении инвентаризации земель, отведенных аэропорту, включая межевание участков, занятых другими пользователями.

26 марта 2006 года земельный участок, который ОАО "МАШ" арендует Химкинского района Московской области был выведен из кадастрового учета в связи с выделением восьми земельных участков, правообладателями которых являются ОАО "Аэрофлот-Российские авиалинии", ОАО "Трансаэро", ООО "ВЛГ-Холдинг", ЗАО "МДЦ "Шереметьево", ООО "Экспресс Сервис", ОАО "Гостиничный комплекс "Шереметьево", ЗАО "Аэроферст" по договорам аренды, заключенным до возникновения прав на землю у аэропорта. В настоящее время аэропорт погряз в судах, пытаясь доказать правность пользования земельным участком.

Однако не отдать бюджету ему положенное - мало. Ведь государство стараниями Председателя Совета директоров ОАО "МАШ" и одновременно министра транспорта Игоря Левитина дополнительно предложило деньги на развитие аэропорта, в частности на строительство нового пассажирского терминала.

В начале марта 2007 года Ростехнадзор поставил в вину ОАО "МАШ" несанкционированный ввод в эксплуатацию нового международного пассажирского комплекса, именуемого терминалом С, что должно было стать предметом разбирательства прокуратуры.

Ростехнадзор усмотрел нарушения административного законодательства в части несоблюдения установленного порядка строительства, ввода в эксплуатацию объекта капитального строительства. Другой вопрос заинтересуется ли кто-нибудь тем, что обнаруженные Ростехнадзором нарушения, в частности, беспорядок в оформлении приемки выполненных работ, в достаточной мере указывают на наличие приписок "скрытых" работ, которые еще в советские времена использовались хозяйственниками как самый незамысловатый способ хищений денежных средств. Тем более, если учесть, что в сметах на строительство заложена оплата усилий немецкого рабочего (около 25 евро в час), а на стройке, по словам источника издания близкого к компании, трудились гастарбайтеры с зарплатой 8000-10000 рублей в месяц.

Строительство велось германской компанией Hochtief с первоначальной сметной стоимостью 87,6 млн. долларов. Однако стоимость производимых работ уже составила почти 120 млн. долларов. Дополнительные средства около 40 млн. долларов были взяты в кредит руководством ОАО "МАШ" под залог действующего Терминала-1. Учитывая, что общая площадь комплекса, включая пешеходные галереи, автостоянку, составляет 40 тыс. квадратных метров, нетрудно определить, что цена одного построенного квадратного метра вполне приближается к рыночной стоимости жилья в Москве.

Странно, но из федерального бюджета планируется финансирование даже такой относительной малости как межевание территории аэропорта. Не говорит ли это о недостатке собственных оборотных средств ОАО "МАШ", поскольку его обязательства перед партнерами в реализации проектов "Шереметьево"-3, железнодорожного пути от Савеловской ж.д. до аэропорта весьма значительны в денежном выражении.

К слову, в марте с.г. Министр экономического развития и Министр транспорта решили проследовать в аэропорт "Шереметьево" по маршруту Савеловский вокзал - экспресс электропоезд до Лобни - экспресс автобус от Лобни до терминала "Шереметьево"-2, разработанный и введенный специально для удобства авиапассажиров. Отметили востребованность сообщения, увидев заполненный электропоезд, но после того, как жители Лобни, оценившие скорость доставки из Москвы, вышли, а автобус до "Шереметьево" никому не понадобился, министры справедливо усомнились в доходности как существующей схемы, так и в светлом будущем железнодорожного пути для беспересадочного следования от Москвы до аэропорта.

В соответствии с этим возникает вопрос, а не является ли принятие аэропортом на себя такого бремени финансовых вложений намеренным шагом с целью обойти запрет на приватизацию, наложенный Президентом, испытанным способом - банкротством? Ведь по закону для того, чтобы возбудить дело о несостоятельности стратегического акционерного общества, а, следовательно, назначить управляющего, утверждаемого арбитражным судом, т.е. достичь номинального выведения предприятия из управления государством, необходимо наличие неисполненных требований кредиторов на сумму всего лишь пятьсот тысяч рублей.

Отметим, что в последние годы интересы ОАО "Международный аэропорт "Шереметьево" в арбитражных судах по наиболее значимым делам представляет адвокат Наталья Владимировна Весельницкая (фирма ОАО "Камертон"). По странному совпадению положительные для аэропорта арбитражные решения ею достигаются, если процесс направлен по линии арбитражных инстанций Московской области. Все дела, рассматриваемые Арбитражным судом г.Москвы, кассационной коллегией Федерального окружного суда, заканчиваются удовлетворением требований оппонентов Н. Весельницкой. Что в общем-то не удивительно, если учесть, что супруг г-жи Весельницкой - Александр Александрович Митусов, бывший заместитель прокурора Московской области, занимает высокую должность Первого заместителя Министра транспорта в Правительстве Московской области, ну а взаимосвязанность всех горизонтальных структур субъектов федерации секретом не является.

ОАО "МАШ" располагает возможностями использовать властные структуры Московской области и, к примеру, не желая позволить определенной компании инвестировать средства и осуществить строительство в районе "Шереметьево", поручает упомянутому ОАО "Камертон", с которым заключен договор на оказание юридических услуг, применить правовые и административные методы противодействия неугодному субъекту. Н. Весельницкая доводит до сведения супруга пожелания заказчика, а далее, в различных вариантах привлекаются Московская транспортная прокуратура, с руководством которой А Митусов знаком по прежней работе, согласующие и контролирующие органы - Глав АПУ Московской области, Управление по архитектурному надзору Московской области, которым дано право отказать в согласовании как отдельных видов работ, так и проекта в целом, запретить выполнение работ. Строительная организация вынуждена обжаловать неправомерные действия в областной арбитраж, где интересы органов власти представляет та же Н. Весельницкая.

Умный человек, как говорится, все поймет без дополнительных комментариев....
Авторские права на данный материал принадлежат «Общая газета.Ру». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка