Источник: сайт «Деловая неделя»
Опубликовано: 28.03.2007, 18:56

Низкобюджетные авиакомпании сделали весь мир доступным


Самая актуальная мировая авиатенденция - low-cost-перевозчики, то есть низкобюджетные компании, буквально за копейки (центы и евроценты, если точнее) доставляющие пассажиров. Весь мир охвачен конкурентной гонкой в этом секторе. Индифферентными остаются разве что африканские и постсоветские страны. На пространстве PS пару месяцев назад запустилась низкобюджетная российская компания SkyExpress, с которой можно долететь из Москвы в Сочи и обратно за 35 долларов. Еще одну low-cost собирается запустить Национальная резервная корпорация (основной владелец - депутат Госдумы Александр Лебедев). Ну вот, собственно, и весь недлинный список бизнесменов, претендующих на дешевые авиаперевозки в PS. Почему от такого классного и перспективного бизнеса открещиваются постсоветские бизнесмены?

Возможно, по инерции. О low-cost-перевозках ходили самые разнообразные слухи. Во-первых, эксперты уверяли: компании-дискаунтеры, дескать, смогут рассчитывать на посадку исключительно в далеких, не международного класса аэропортах. Кроме того, вылетать и прилетать пассажирам придется в максимально неудобное время, поскольку дискаунтерам предоставят самые невостребованные воздушные коридоры. Наконец, неизвестно, насколько полет с ними безопасен. Если дешево, значит, на устаревших, раздолбанных машинах. Все эти этапы скептицизма прошла и Европа и давно о них забыла: низкобюджетные компании вылетают в нормальное время, из международных аэропортов. А уж в плохом качестве машин их никак не заподозрить: например, немецкий авиадискаунтер Germanwings, "дочерняя" фирма Lufthansa, которая за несколько лет продала больше 18 млн. билетов, летает только на "аэробусах" A319/320.

За счет чего удешевляют свои билеты дискаунтеры (билет из Германии или Австрии в Россию стоит от 19 евро)? За счет в общем-то несложной, но очень тщательной экономии: "лоу-косты" не кормят в полете бесплатно, не предоставляют скидочных программ, не тратятся на печатание билетов, а работают только через интернет-бронирование и т.д.

По статистике, оборот других немецких авиакомпаний в последние три года увеличился не более чем на 25 проц., оборот Germanwings вырос примерно на 55 процентов.

Другие цифры: больше 40 проц. (!) туристов, посещающих Великобританию, прилетают на рейсах низкобюджетных компаний. В свою очередь и англичане выбирают low-cost: с появлением низкобюджетных рейсов на 47 проц. британцев больше стало приезжать в Польшу, на 46 проц. - в Словакию, на 40 проц. - в Литву, на 77 проц. - в Эстонию.

77 проц. "дополнительных" британцев обязан Таллин еженедельным полетам низкобюджетной компании EasyJet!

"Отсутствие low-cost-сервиса тормозит развитие направления, - сказал в одном из интервью глава Национального туристического офиса Мальты Лесли Вела. - Мы пытаемся привлекать туристов, как-то воздействовать на европейский рынок, но он уменьшается у нас на глазах: люди хотят летать на дешевых перевозчиках. По этому же поводу страдают и туроператоры Кипра, куда также пока "лоу-косты" не летают".

Что происходит с низкобюджетным извозом на пространстве PS? Да практически ничего. Большинство собкоров НРС сообщают, что такого бизнеса просто не существует. Или он не имеет по своей сути ничего общего с тем, что в мире называется термином "низкобюджетные компании". Например, подобные компании - с таким названием - существуют в Грузии. Но они не торгуют дешевыми билетами... Самый дешевый билет стоит 150 долларов. Ситуация не позволяет пока не только снижать цены на билеты, но и сильно ограничивает географию полетов в последние

10-15 лет в Грузии отменены рейсы Тбилиси - Кутаиси, Тбилиси - Батуми и по прочим внутренним маршрутам.

Голь на выдумку хитра. В Молдавии, как и в большинстве бывших советских соседей, нет низкобюджетных компаний. Но турфирмы продают на них билеты. Чтобы полететь на дешевом рейсе, нужно всего-то доехать из Молдавии до Бухареста или до Киева, а там сесть на "дешевый" самолет. С точки зрения цены это имеет смысл: например, перелет из Бухареста в Дюссельдорф стоит 130 долларов, а из Кишинева туда же - почти 400 долларов. Из Киева в Амстердам билет может обойтись в 70 долларов, а из Кишинева - транзитом через Вену или Франкфурт - в 350 долларов.

У киевских аэроуслуг, конечно, есть преимущества перед кишиневскими. Но не вполне о киевских идет речь.

В Украине низкобюджетные компании не существуют, то есть сюда просто летают некоторые иностранные low-cost-перевозчики - приятно, но никакого отношения к решению проблемы не имеют. Стоит констатировать: в отличие от Европы, где авиаперелеты давно демпингуют железнодорожные и даже автобусные перевозки и сильно разнообразили географию туризма и "бизнес-трип", в странах PS путешествие на самолете по-прежнему большинству не доступно.

Похоже на старый анекдот о быках молодых и зрелых, глядящих с горы на юных телочек. Пусть иностранные инвесторы, как молодые бычки, бегают и суетятся. Наши, зрелые, подождут, и телочки к ним сами придут. Другой вопрос, что такая, мягко говоря, плавность в большом бизнесе до больших успехов и прибылей не доводит.

 

Дайджест прессы за 28 марта 2007 года | Дайджест публикаций за 28 марта 2007 года
Авторские права на данный материал принадлежат сайту «Деловая неделя». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Связи: Лебедев Александр (в процессе тестирования)