Источник: газета «Труд»
Автор: Викторов Виктор
Опубликовано: 29.03.2007, 16:41

Онищенко поднялся в воздух


В прошлом году в России в авиакатастрофах погибло свыше трехсот человек - в шесть раз больше, чем в 2005-м. Проблемой озадачился даже глава Роспотребнадзора Геннадий Онищенко, пообещавший в ближайшее время начать проверки условий труда летного состава.

Подготовленный в недрах Роспотребнадзора приказ называется так: "Об усилении государственного санитарно-эпидемиологического надзора за объектами воздушного транспорта". Поводом для появления документа явилось "увеличение количества обращений летного состава гражданской авиации". В общем, летчики жалуются, но кто и на что именно - об этом ни слова.

Более информативна статистика авиапроисшествий, размещенная на сайте Межгосударственного авиационного комитета (МАК). В большинстве авиакатастроф, случившихся в прошлом году, виноваты пилоты: "Как следует из материалов катастрофы А-310 авиакомпании "Сибирь", они (причины происшествия. - В.В.) связаны с подготовкой экипажей... Расследование катастрофы Ту-154М авиакомпании "Пулково" выявило недостатки в подготовке второго пилота-стажера... Недостаточная подготовка вторых пилотов не позволила им вовремя оценить степень опасности ситуации и правильно выполнить свои функции". Комиссия по расследованию катастроф также установила, что при подготовке к полетам не были учтены особенности "психосоматического функционирования" пилотов.

В МАКе и в Роспотребнадзоре, куда мы обратились за разъяснениями, отказались комментировать эту ситуацию. Зато более откровенны были опытные летчики.

Компетентное мнение

Магомед Толбоев, Герой России, заслуженный летчик-испытатель:


- Я от многих пилотов слышал жалобы на условия труда и отдыха. Но руководство компаний не интересуют эти проблемы, их цель - деньги, деньги и еще раз деньги. Как тут не вспомнить советские времена: тогда был жесткий санитарный режим, строго соблюдались нормативы. Ведь летчик представлял страну, и государство строго следило за всем - от режима до внешнего вида.

Николай Зайцев, независимый авиационный эксперт, в прошлом - летчик с многолетним стажем:

- Сейчас действуют еще советские нормы: количество налета за рейс, отдых между полетами, периодичность отпусков. Но инструкции сплошь и рядом нарушают. Часто в рейс идут не подготовленные, элементарно не выспавшиеся экипажи. А если пилот артачится, его увольняют. И кому он потом нужен? Попробуй в наше время начать жизнь заново. Поэтому многие молчат или анонимно жалуются в Роспотребнадзор. На пилотов часто списывают все огрехи еще и потому, что это финансово выгодно. Если виноват летчик, то в случае его гибели компания может не выплачивать семье положенные компенсации.

К слову, сейчас единственная надежда пилотов - вступление России в ВТО. После чего отечественные авиакомпании будут вынуждены перейти на жесткие мировые требования по соблюдению правил охраны труда. А до тех пор роль ВТО будет пытаться играть ведомство Онищенко.

 

Дайджест прессы за 29 марта 2007 года | Дайджест публикаций за 29 марта 2007 года
Авторские права на данный материал принадлежат газете «Труд». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Связи: Ту-154М, Межгосударственный авиационный комитет, Международный аэропорт "Казань", Международный аэропорт Когалым, Онищенко Геннадий, Толбоев Магомед, А310-300 (в процессе тестирования)