Источник: газета «Коммерсантъ - Екатеринбург»
Автор: Олеся Ратошнюк, Сергей Антонов
Опубликовано: 30.03.2007, 12:16

Завод им. Климова не признает авторства

Питерское предприятие отказывается заключать договор с УЗГА


Уральский завод гражданской авиации (УЗГА) обратился в управление Федеральной антимонопольной службы (УФАС) по Санкт-Петербургу и Ленинградской области с жалобой на своего партнера - ОАО "Климов". В ней указано, что петербургский производитель авиадвигателей злоупотребляет своим монопольным положением и необоснованно отказывается продлевать договор авторского надзора, что может повлечь прекращение лицензии на деятельность УЗГА. Вместе с тем, по сведениям "Ъ", конфликт компаний - продолжение попыток ОАО "ОПК "Оборонпром" приобрести уральское предприятие.

Как рассказал "Ъ" заместитель коммерческого директора екатеринбургского ОАО "УЗГА" Александр Плотников, обратиться в УФАС завод заставили "систематические недружественные действия" со стороны ОАО "Климов". В частности, по его словам, с 2005 года питерский завод, начал проводить пристрастные проверки предприятия и вдвое повысил стоимость услуг авторского надзора с $1 млн. в 2005 году до $1,9 млн. в 2006 году. Дело в том, что согласно законодательству, ОАО "Климов" как разработчик авиадвигателей должен осуществлять контроль за их ремонтом, которым и занимается УЗГА. "Но в последнее время питерское предприятие упрекает нас в низком качестве продукции и не продлевает срок действия договоров по авторскому надзору", - сообщил господин Плотников. В связи с этим, уральский завод опасается, что может потерять лицензию, срок действия которой истекает к началу 2008 года. "В случае отсутствия договора авторского надзора, сертифицирующие и контролирующие органы (Министерство транспорта РФ и Авиационный регистр Международного авиационного комитета - "Ъ") могут не пролонгировать нам лицензию", - пояснил господин Плотников. Отметим, что это может иметь серьезные последствия для предприятия, так как в общем объеме производимых работ УЗГА работы по капитальному ремонту продукции, разработанной и подлежащей контролю ОАО "Климов", составляет до 90%. Поэтому менеджмент УЗГА рассчитывает, что антимонопольное ведомство обяжет питерский завод заключить договор по авторскому надзору на условиях, не ущемляющих интересы уральского предприятия.

ОАО "Уральский завод гражданской авиации" (УЗГА) является правопреемником 404-го завода гражданской авиации. Предприятие специализируется на ремонте авиадвигателей. 59% акций УЗГА контролируется менеджментом предприятия, около 41% - трудовым коллективом УЗГА. Основные клиенты - авиакомпании "Газпромавиа", "ЮТэйр" и "Уральские авиалинии". Ежегодный доход - $70 млн. 80% акций подконтрольно менеджменту.

Завод имени Климова (Санкт-Петербург) - один из крупнейших разработчиков авиационных двигателей в РФ. Здесь были созданы моторы для большинства вертолетов марок "Ми" и "Ка", а также для самолетов семейств "МиГ" и "Ил". Завод также разработал двигатель для танка Т-80У, газотурбинные двигатели для морских судов, мобильные энергоустановки на их базе. В декабре 2006 года преобразован в ОАО "Климов". 5 марта 2007 года указом президента РФ ОАО "Климов" было полностью передано в хозяйственное ведение РСК МиГ в рамках формирования ОАО "Объединенная авиастроительная корпорация".


В ОАО "Климов" корреспонденту "Ъ" сообщили, что уже получили требование от антимонопольного органа предоставить учредительные документы, акты проверок, экономические обоснования повышения цен в рамках договора об авторском надзоре. "Мы уверены, что действовали в соответствии с законом. Кроме того, повышение суммы отчислений в рамках договора об авторском надзоре не является предвзятым отношением к уральскому заводу - это коснулось всех наших партнеров", - отметил источник на питерском предприятии, подчеркнув, что уральский завод до сих пор не заплатил за 6 месяцев 2006 года. По словам собеседника "Ъ", незаключенный договор об осуществлении авторского надзора - вина исключительно УЗГА, который "по каким-то причинам тянет с его подписанием".

Однако, по данным источников "Ъ", знакомых с ситуацией, конфликт следует расценивать, как продолжение попыток приобрести уральский завод "Оборонпромом" ("дочка" Рособоронэкспорта), представители которого входят в состав совета директоров ОАО "Климов". Как уже писал "Ъ" (№ 163 от 2. 09. 2006), официальное предложение "Оборонпрома" о продаже УЗГА менеджмент предприятия получил в начале 2006 года. Речь шла о выкупе пакета в размере не менее 75% акций. "Оборонпром" планировал включить компанию в вертолетный холдинг, состоящий из восьми производителей и разработчиков вертолетов, в том числе Московского вертолетного завода имени Миля, "Камова" и Казанского вертолетного завода. При этом контрольный пакет УЗГА госкорпорация предложила выкупить за $10 млн. Эта цена, по мнению отраслевых экспертов, и тормозила сделку, так как рыночная стоимость активов УЗГА составляет не менее $50-70 млн. В настоящее время, по сведениям "Ъ", переговорный процесс с менеджментом УЗГА продолжается.

 
Ссылки по теме:
Дайджест прессы за 30 марта 2007 года | Дайджест публикаций за 30 марта 2007 года
Авторские права на данный материал принадлежат газете «Коммерсантъ - Екатеринбург». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Связи: Уральский завод гражданской авиации, Авиакомпания "Уральские авиалинии", Климов, Министерство транспорта Российской Федерации, ОБЪЕДИНЕННАЯ ПРОМЫШЛЕННАЯ КОРПОРАЦИЯ "ОБОРОНПРОМ", Объединенная авиастроительная корпорация, Самолетостроение, Уральские авиалинии (Ural Airlines) (в процессе тестирования)