Источник: газета «Время новостей»
Автор: Федор Серебрянский
Опубликовано: 30.03.2007, 13:00

Метеоритный синдром

"Роскосмосу" пришлось оправдываться за испуг пилота чилийского авиалайнера


Первые лица российской космонавтики, отрасли, основанной на точных математических расчетах, продемонстрировали вчера, что в расчетах политических не слишком сильны. День выездного заседания президиума Госсовета на родине Константина Циолковского в Калуге, где обсуждалось будущее отечественной космонавтики, был омрачен международным скандалом. Спровоцировало его вполне штатное затопление в ночь на среду в Тихом океане останков грузового корабля "Прогресс М-58" , освободившего стыковочный узел на Международной космической станции для следующего грузовика. Как водится, на отслуживший свой век корабль экипаж МКС загрузил отходы своей орбитальной жизнедеятельности и пришедшее в негодность оборудование. По данным подмосковного Центра управления полетами, несгоревшие в плотных слоях атмосферы элементы конструкции "Прогресса" затонули в предсказанном баллистиками районе в расчетное время. Однако, как показали дальнейшие события, время было выбрано не очень удачно. В тот же самый день экипаж самолета чилийской авиакомпании LAN, совершавший рейс в Австралию через новозеландский Окленд, сообщил на землю, что видел в непосредственной близости некие горящие объекты. Пилот, доложивший о происшествии авиационным властям Чили и Новой Зеландии, утверждал, что буквально на полминуты разминулся с ними в воздухе. Информация попала в прессу. И потому вчера "Роскосмосу" пришлось не только демонстрировать Владимиру Путину свои достижения, но и оправдываться перед зарубежными журналистами.

Дело в том, что обе вышеупомянутые страны и Австралия весьма негативно относятся к тому, что обломки российских космических аппаратов регулярно падают между их берегами. Достаточно вспомнить весьма резкую реакцию чилийцев на затопление орбитальной станции "Мир" в 2001 году. Дипломаты этой страны, тихоокеанское побережье которой находится в весьма относительной (несколько тысяч километров) близости от района затопления, регулярно заявляют об опасности, исходящей от российских космических кораблей. Заверениям отечественных ученых, утверждающих, что лишь небольшие фрагменты достигают водной поверхности и что нефтеналивные танкеры наносят экологии океана значительно больший вред, чем такой метод уничтожения космического мусора, чилийцы, австралийцы и жители Новой Зеландии не верят. И после схода с орбиты "Мира", красочное падение обломков которого могли наблюдать жители нескольких островов Тихого океана, в МИД Чили пообещали разработать проект международного закона, "который исключит возможность повторения подобного в будущем".

Но пока такого закона нет, "Роскосмос" считает себя вправе продолжать практику управляемых спусков своих кораблей, естественно, предупреждая об этом компетентные службы стран, соседствующих с районом затопления. О том, что и в этот раз, еще 24 марта, все заинтересованные державы были оповещены о затоплении "Прогресса", вчера заявил пресс-секретарь "Роскосмоса" Игорь Панарин, назвавший "домыслами" сообщения, появившиеся в британской, новозеландской, австралийской и чилийской прессе. По его словам, в тот момент, когда чилийский Airbus А340 приближался к Окленду, "Прогресс" еще был пристыкован к МКС. Данные "Роскосмоса" подтверждают и специалисты американского НАСА. Представитель Центра управления полетами в Хьюстоне Николас Джонсон заявил агентству AP, что российский грузовой корабль вошел в плотные слои атмосферы приблизительно на 12 часов позже происшествия с авиалайнером.

И в "Роскосмосе" и в НАСА полагают, что, вероятнее всего, пилоты наблюдали падение небольшого метеорита или метеороида. По оценкам астрономов, до 50 таких малых космических тел, состоящих преимущественно изо льда, а потому редко достигающих поверхности Земли, ежедневно входят в плотные слои атмосферы нашей планеты. Не исключено также, что это были останки одного из спутников, управление которым давно потеряно, ведь на орбите уже скопилось немало таких рукотворных объектов. По сообщению Newsru.com, представитель новозеландской организации гражданской авиации Билл Соммерс уже заверил, что будет проведено тщательное расследование инцидента с учетом мнений экспертов российского и американского космических агентств. Но даже если алиби российского "Прогресса" будет доказано, осадочек останется. И, возможно, не только у новозеландцев и чилийцев, но и у тех, кто узнал о скандале перед заседанием президиума Госсовета.

 
Ссылки по теме:
Дайджест прессы за 30 марта 2007 года | Дайджест публикаций за 30 марта 2007 года
Авторские права на данный материал принадлежат газете «Время новостей». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Связи: Пилот Ай Си (в процессе тестирования)