Источник: сайт «Газета»
Автор: Владимир Степанов, Мадина Шавлохова, Александр Саргин
Опубликовано: 30.03.2007, 13:09

Несерьезное предложение

США пригласили Россию в ПРО


Заместитель государственного секретаря США Дэниэль Фрид, выступая четверг в эфире телеканала "Вести-24", высказался за совместную работу Москвы и Вашингтона над созданием общей системы ПРО с целью защиты от Ирана. Российские политики, политологи, военные и аналитики рассматривают высказывания американского дипломата как попытку снизить накал страстей вокруг развертывания системы ПРО в Восточной Европе. Перспективы реализации этой идеи они характеризуют как абсолютно беспочвенные с политической, экономической и технологической точек зрения.

"Добро пожаловать в ПРО" - 2

Интересно, что нынешнее предложение о создании единой межгосударственной системы противоракетной обороны не первое. Автором первоначальной идеи был Владимир Путин. Практически сразу после вхождения в должность президента в ходе визита в 2000 году в Италию (5-6 июня), Испанию (13-14 июня) и Германию (14-15 июня) Владимир Путин выдвинул инициативу о создании общеевропейской системы ПРО в качестве альтернативы планам США по развертыванию национальной ПРО. Во время переговоров с итальянским премьер-министром Д´Амато он предложил подумать о том, чтобы "создать совместно с Европой, совместно с НАТО систему ПРО для защиты Европы".

Предложение российского президента было принято и перешло в стадию рассмотрения. "Инициатива Путина отвергнута не была, она и сейчас находится в стадии затяжной работы, - сообщил "Газете" директор московского представительства Института мировой безопасности Иван Сафранчук. - Главной ее целью было противодействие американской системе ПРО". Остановить американцев не удалось. А консультации по поводу предложений Путина продолжаются, по словам Ивана Сафранчука, и по сей день.

Восточноевропейский кризис

О чешском и польском планах ПРО стало известно летом прошлого года. Именно тогда было заявлено о намерении США развернуть на территории Чехии радарную установку, а на территории Польши - 10 ракет-перехватчиков дальнего радиуса действия. Официальной причиной размещения называется угроза ракетного удара по Европе и США со стороны Ирана.

Россия с самого начала выступила против размещения объектов ПРО в Восточной Европе, так как расценила его как недружественный шаг против России. Антииранскую версию российские аналитики называют несостоятельной хотя бы потому, что для удара по территории США Иран не имеет ракет достаточной дальности, а если бы и имел, то следует учесть, что кратчайший маршрут до Североамериканского континента пролегает через арктические области и непосредственно к территории Польши не приближается.

Американцы в ответ говорят о том, что ни радар, ни 10 ракет не могут нести России, с ее тысячами боеголовок, никакой угрозы. И продолжают реализовывать свои планы. Для начала в Чехии будет развернута радарная станция. Если чешские власти согласятся на предложение США разместить объект, то этот элемент ПРО начнет работу уже в 2011 году.

Россию настойчивость США не устраивает, и ситуация накаляется день ото дня. Позавчера президенты России и США Владимир Путин и Джордж Буш обсудили по телефону вопросы, связанные с американской системой ПРО. Как сообщили в пресс-службе Кремля, "в процессе обмена мнениями Путин изложил мотивацию российской обеспокоенности в связи с планами США создать базу ПРО в Центральной Европе". "В связи с этим была с удовлетворением воспринята выраженная президентом США готовность к детальному обсуждению этой темы с российской стороной, сотрудничеству в интересах общей безопасности", - сообщили в пресс-службе.

Никто не верит

Предложение заместителя госсекретаря США Дэниэля Фрида можно рассматривать как готовность к сотрудничеству лишь с большой натяжкой. Большинство российских политиков, политологов, военных и аналитиков в целом не склонны рассматривать всерьез приглашение России в американскую систему ПРО.

"Нынешнее заявление американского чиновника должно просто снять накал страстей, - полагает Иван Сафранчук. - США тем самым хотят подчеркнуть, что система делается не против России". С этим полностью согласен директор Центра стратегических исследований Андрей Пионтковский. "Это предложение позволит снять напряжение вокруг той истерии, которую развязала Россия по поводу размещения ракет в Польше и Чехословакии, - считает он. - Никакой угрозы российскому потенциалу сдерживания эта система не представляет. Она направлена не только против Ирана, а вообще против любых возможных случайных запусков. Лучший способ убедить российскую общественность - это предложить ей участвовать в этой программе".

Политолог Глеб Павловский считает, что США опасаются выхода России из договора по ракетам средней и малой дальности. "Теперь, когда Россия всерьез рассматривает вариант выхода из этого договора, американцы хотят остановить этот процесс, их тактика очень похожа на иранскую, - говорит он. - Так же как Иран оттягивал время, говоря о готовности обогащать уран на российской территории, так и американцы оттягивают наш выход из договора сказками о том, что они готовы развивать совместно с нами систему ПРО. А на самом деле - пытаясь затянуть нас в свой собственный конфликт с Ираном. Так что к ВТО это не имеет никакого отношения".

С точки зрения создания стратегической системы вооружений директор Центра анализа стратегий и технологий Руслан Пухов вообще считает высказывания Фрида болтовней. "Для того чтобы создавать совместную систему вооружений, необходимо доверие, - говорит он. - Если даже в случае с гораздо более доверительными, чем США, странами Европы и по куда как менее чувствительным проектам, чем противоракеты, у нас нет полного доверия, то в случае с США речь идет либо об откровенной болтовне, либо о дипломатических уловках".

В последнем случае определенные предположения вполне могут иметь место. Американский политолог Джордж Фридмэн еще в начале 2000-х годов говорил, что возможное участие России в американском проекте ПРО фактически поставит крест на военном партнерстве Москвы и Китая. Этого Россия допустить точно не захочет.

Бесперспективна затея и с технологической точки зрения. "С момента распада СССР прошло 15 лет, за это время американские технологии ушли намного вперед, - говорит кандидат технических наук, член-корреспондент Академии космонавтики им. Циолковского, эксперт ЦАСТа Андрей Ионин. - А мы за 15 лет не вложили ничего".

Интересно, что с российскими экспертами согласны и американские. Так, Роберт Маклин, эксперт влиятельного вашингтонского Центра политики безопасности, заявил "Газете": "На сегодняшний момент такое сотрудничество звучит совсем нереалистично. Для начала оно подразумевало бы обмен технологиями в этой области. Да и согласие обеих сторон относительно идеи ПРО, покрывающей США, Европу и Россию, кажется невероятным. Сейчас Соединенные Штаты должны продолжать убеждать Россию, что элементы ПРО не будут направлены против нее".

Как США нарушили конвенцию

Законопроект о создании системы ПРО "для защиты всей территории Соединенных Штатов Америки от баллистических ракет вероятного противника" был подписан 23 июля 1999 года президентом США Биллом Клинтоном. К сотрудничеству по реализации проекта были привлечены многие страны. Так, Япония участвует в производстве и закупках противоракет типа Aegis, Patriot и SM-3 (решение разместить на своей территории элементы этой системы было принято после того, как в 1998 году КНДР запустила ракету Tephodon-1). Израиль задействован в программе модернизации противоракет Arrow. Великобритания дала согласие на модернизацию американской РЛС системы раннего предупреждения в Файлингдейлсе (Северный Йоркшир) и размещение здесь ракет-перехватчиков. Дания подписала договор о модернизации американской РЛС системы раннего предупреждения в Туле (Гренландия).

13 декабря 2001 года Джордж Буш заявил, что США собираются выйти из Договора по ПРО, который мешал эффективно разрабатывать систему национальной противоракетной обороны. 2 января 2002 года министр обороны Дональд Рамсфельд заявил о создании агентства противоракетной обороны, задача которого состоит в разработке и размещении противоракетного щита для США и их союзников. А 13 июня 2002 года американцы заявили об одностороннем выходе из советско-американского Договора об ограничении систем противоракетной обороны 1972 года. В 2004 году на Аляске были установлены первые противоракеты.

Что такое ПРО

Идея американской системы ПРО предполагает создание трех глобальных рубежей противоракетной обороны: уничтожение ракет на взлете на территории противника, в середине траектории полета и на стадии приближения к объекту поражения.

Первый рубеж - ракеты противника уничтожаются на стадии взлета авиационными лазерами и мобильными комплексами малых противоракет. В ближайшее время США проведут очередные летные испытания лазера воздушного базирования. Установленный на самолете YAL-1A (модифицированный Boeing B-747) лазер предназначен для уничтожения баллистических ракет на разгонном участке траектории.

Второй рубеж - уничтожение ракет в средней части траектории полета наземными системами перехвата баллистических ракет (Ground-based Mid-course Defense, GMD), а также кораблями, оснащенными системой ПВО AEGIS и противоракетами Standard SM-3. Над созданием этой системы работает корпорация Boeing. Комплекс GMD считается в настоящее время самым совершенным элементом системы ПРО. Кстати, именно противоракеты GMD планируется развернуть в Польше. Система GMD использует противоракеты заатмосферного перехвата. Трехступенчатая твердотопливная ракета массой 19,5 т размещается в подземных шахтах. Дальность стрельбы - около 5 тысяч км. После пуска ракета разгоняется до скорости 8,3 км/с, "выбрасывая" в космос перехватчик EKV. Этот небольшой искусственный спутник состоит из инфракрасного телескопа для наведения и миниатюрного двигателя. Сталкиваясь с боеголовкой на скорости до 15 км/с, EKV, весящий всего 64 кг, разрушает ее.

Третий рубеж (находится только в стадии разработки) должен гарантировать уничтожение ракет противника на подлете к объекту, на высоте 40-150 км и на дальности до 200 км.Именно для этого предназначены установки THAAD (Theater High Altitude Air Defense). Считается, что они станут эффективным противоракетным средством, потому что на последнем этапе полета "восточная" ракета снижает скорость и находится настолько близко, что ее легче сбить. Испытания системы проводятся с 1995 года.

Как Россия должна реагировать на предложение США о создании совместной системы ПРО?

Эдуард Воробьев - генерал-полковник запаса, член федерального политсовета СПС

Любые контакты с США только на пользу России, да и самой Америке тоже. Чем открытее США будут по отношению к России, тем меньше у нас будет естественного внутреннего сопротивления, что нас как-то пытаются обойти. Нельзя проводить совместные разработки, когда одна сторона что-то свое держит в секрете (хотя это не исключает некой секретной части, но степень открытости в этом случае все равно гораздо больше).

Я не единожды участвовал в переговорах и в штаб-квартире НАТО в Брюсселе, и еще где-то, и мы говорили американцам: если вы действительно хотите жить с нашей страной в нормальных отношениях, давайте почувствуем, а что же беспокоит Россию, и сделаем шаг навстречу. Очень важно, чтобы за словами последовали практические шаги.

Сейчас Россия должна откликнуться и сказать: "Хорошо, давайте создадим совместную группу для проработки того, что мы конкретно будем делать". То есть проработать детальное тактико-техническое задание. А если это предложение нам выдвинули лишь для того, чтобы мы его услышали и, извините за грубость, проглотили, тогда...

Все помнят так называемый Основополагающий акт, который подписывали НАТО и Россия. Я держал его в руках - такая красивая лощеная бумаг на английском и на русском языках. Слова были написаны замечательные, а что показала жизнь? Что за словами не стояло практических действий, и в результате этот акт так и не стал тем документом, который бы удовлетворял прежде всего Россию, законно беспокоящуюся о своей безопасности.

Виктор Озеров - председатель комитета Совета федерации по обороне и безопасности

Надо смотреть, на каких условиях это будет. В свое время Россия тоже выступала за создание единой ПРО вместе с европейскими государствами. Если будущая система не будет направлена против ее же участников, то почему бы и нет? А если США хотят свою систему ПРО развернуть только вокруг наших границ, а около своих (или, что лучше, на своей территории) совместно не размещать ничего, то, конечно, с этим никто не согласится, и Россия - в первую очередь.

"Может ли брак по расчету быть удачным? Может, если расчет окажется верен". Так и здесь. Но я, честно говоря, еще не слышал о таком заявлении. Не так давно министр обороны США Гейтс сказал, что США якобы готовятся к войне с Россией. Когда я был с нашим президентом в Мюнхене, то спросил об этом у самого Гейтса. Он ответил, что не говорил этого. А в наших газетах была его прямая речь, и одну из них я и подарил тогда министру обороны США.

Леонид Ивашов - президент Академии геополитических проблем

Во-первых, специалисты должны сесть за стол консультаций и выявить, что это такое. Мы сегодня знаем, что создается мощная и масштабная система ПРО США, нацеленная прежде всего на девальвацию российского ядерного потенциала. Нужно понять, а в чем же именно будет суть сотрудничества?

Российские институты уже имели опыт такого сотрудничества, когда помогли американцам создать и мощный противоракетный химический лазер, и противоракеты для наземных комплексов. В итоге Россия ничего, кроме дополнительных угроз, не получила.

Я боюсь, что американцам просто нужны наши технологии и наша успокоенность в вопросах форсированного развития их ПРО. Пользуясь нищетой российских НИИ и нашими наработками, они берут наши же знания и создают систему против нас.

 

Дайджест прессы за 30 марта 2007 года | Дайджест публикаций за 30 марта 2007 года
Авторские права на данный материал принадлежат сайту «Газета». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Связи: Элемент, Пони, Ан-124-100 Руслан, Авиакомпания "Татарстан", Космос (в процессе тестирования)