О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Космос как счастье

Дать людям счастье, а бизнесу и власти - новые технологии должна космическая целевая программа. Главная технология - навигационная система ГЛОНАСС

Дать людям счастье, а бизнесу и власти - новые технологии должна космическая целевая программа. Главная технология - навигационная система ГЛОНАСС. Нацпроекты Дмитрия Медведева пока населению бесполезны, а Сергея Иванова - уже телегеничны.

Ракеты - не самоцель, космос должен работать "для улучшения счастья людей", напомнил Владимир Путин мысль основоположника космонавтики Константина Циолковского на заседании президиума Госсовета. В последнее десятилетие государство занималось космосом в основном ради обеспечения обороноспособности, продолжил президент. Теперь же "каждый гражданин", "каждый регион" должен понять, "как он может для своих целей использовать результаты космической деятельности", говорит президент.

Результаты космической деятельности должны быть доведены до конкретного потребителя, продолжил вице-президент Сергей Иванов. И это коммерческий проект, а не благотворительность: рынок навигации (в 2011 г. - $40 млрд., в 2015 г. - $60 млрд.) будет обгонять рынок пусков (сейчас - $21 млрд.). Развивать космическую деятельность предполагается в рамках схемы государственно-частного партнерства.

Основную роль в приближение космических услуг к потребителям государство возлагает на ГЛОНАСС. Это глобальная система спутникового позиционирования, она определяет точное географическое местоположение объектов. Система может применяться на кораблях, самолетах, вертолетах, частных автомашинах и т. д. Ее американский аналог - система GPS уже давно используется в автомобилях (например, GPS-навигаторы встроены в некоторые модели BMW), на яхтах и даже в мобильных телефонах.

Из трех навигационных систем - GPS, европейской Galileo и российской ГЛОНАСС - сейчас полноценно работает только первая. Межрегиональная общественная организация содействия развитию рынка геоинформационных технологий и услуг (ГИС-ассоциация) оценивает мировой рынок GPS-устройств в 2006 г. в $3,5 млрд., к 2010 г. он может вырасти, по прогнозам Frost & Sallivan, до $10 млрд.

Система Galileo до сих пор не запущена из-за того, что европейские государства, в частности, не могут договориться о финансировании проекта. Недавно еврокомиссар по транспорту Жак Барро пригрозил пересмотреть условия контракта с консорциумом компаний - участников проекта, если те до 10 мая не сформируют единую структуру для управления проектом.

Для устойчивого функционирования ГЛОНАСС, обеспечивающего круглосуточный прием сигналов на территории России, необходимо 18 спутников (сейчас 10). Путин раньше ставил задачу, чтобы до конца года система заработала в полном объеме. Стоимость этой ФЦП в 2002-2011 гг. - 12,2 млрд. руб. в ценах 2001 г.

Будет ли выполнена задача, спросил Путин у гендиректора НИИ космического приборостроения Юрия Урличича, отвечающего за разработку ГЛОНАСС. "Работа напряженная, но мы справимся", - ответил тот.

Три спутника уже запущены, но еще не введены в систему, до конца года планируется запустить еще шесть, пояснил Урличич. К 2009 г. 60% сотовых телефонов в мире могут иметь приемник спутниковой навигации, говорит Урличич, и ГЛОНАСС может конкурировать с GPS. В 2010 г. в ГЛОНАСС будет 24 спутника, и она станет глобальной.

Пользоваться GPS-навигаторами можно бесплатно - все расходы на содержание спутниковой группировки берет на себя бюджет США. Если заставить будущих потребителей оплачивать существование ГЛОНАСС, они предпочтут GPS, говорит работник одного из научных институтов Роскосмоса. Платить за поддержание системы должно государство, ведь она работает и на обороноспособность.

Донести до населения результаты высокотехнологичного "нацпроекта" Иванова сложнее, чем достижения социальных проектов Медведева, полагает замгендиректора Института социальных систем Дмитрий Бадовский. Но лекарства не становятся дешевле, а жилье доступнее, говорит Бадовский, тогда как космос красив всегда. Имиджевый потенциал выше у сфер ответственности Иванова: освоение космоса - уже давно российская национальная идея, а крупные проекты - символ нашей силы и могущества.

Население запомнило изображения Путина в истребителе и на подлодке, напоминает Бадовский. А Иванов еще министром обороны летал на стратегическом бомбардировщике....
Авторские права на данный материал принадлежат «Ведомости». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка