Источник: газета «Рабочая газета»
Опубликовано: 30.03.2007, 15:05

Зачем авиастроители строят...дом


Есть темы, освещать которые не просто интересно, а престижно для любой газеты. Но "авиация" - тот разговор, в который не каждого собеседника и примут. Дело настолько серьезное и важное, что здесь не краснобайство, а результат важен.

Много лет "Рабочая газета" дружит с замечательным коллективом АНТК им. О.Антонова. И мы горды тем, что прославленные во всем мире создатели "Руслана", "Мрiї" и целого ряда других машин семейства "Ан" уважительно относятся к нашей журналистской работе, считают ее партнерской.

В счастливые и трудные времена мы шли рука об руку. И нынешнее эксклюзивное интервью с генеральным конструктором АНТК им. О.Антонова, доктором технических наук, членом-корреспондентом Национальной академии наук Дмитрием Кивой расцениваем как добрый знак для многотысячной аудитории наших читателей. Если есть что сказать, значит, самая перспективная отрасль отечественной экономики выруливает-таки на взлетную полосу!

- Дмитрий Семенович, как известно, в соответствии с постановлением правительства, принято решение об организации концерна "Авиация Украины", в который должны войти АНТК им. О.Антонова, харьковский авиазавод, киевский завод "Авиант", ремзавод, запорожский "Прогресс", ряд КБ и другие подразделения. Следует полагать, это послужит консолидации авиационной отрасли и решению главной задачи - расширения объемов производства?

- Только объединив усилия, сможем выйти на главное, стратегически важное для Украины направление - сохранить и развить высокие технологии, связанные с авиастроением. Речь идет не только о самолетостроении. Это касается и двигателестроения, и приборостроения, и отраслевой науки, которая вместе с НАНУ наметила весьма серьезный план повышения научно-технического уровня наших разработок, внедрения новых технологий. Скажу больше. Мы уже работаем по этому плану и с каждым днем все больше убеждаемся, что именно такой подход позволяет успешно продвигаться на рынке.

- В украинской промышленности, видимо, и в авиастроении, очень обострилась проблема кадров...

- Очень важный вопрос. Авиация - это область инновационных технологий. В стране достаточно специалистов с высоким уровнем знаний. Их готовят в специализированных институтах в Харькове, Киеве, в политехнических институтах и университетах. Но здесь есть и проблема социального характера. Многое определяет уровень жизни людей. А в нашей стране он таков, что не позволяет платить высокую зарплату. Здесь и возникает конфликт.

- И как вы его разрешаете?

- У нас на фирме трудится около 7 тысяч работников. Каждому стараемся дать максимум возможного. Средняя зарплата в АНТК превысила 2 тысячи гривень. Мы содержим поликлинику и помогаем людям лечиться (оплачиваем лечение, если оно серьезное). Сохранили летний лагерь отдыха. Но главное внимание уделяем молодежи. Строим, например, жилье и предоставляем его молодым. Объемы жилищного строительства пока небольшие, но все, как говорится, впереди. За год сдали дом, где по долевому участию распределили 60 квартир. Теперь строим еще один...

Для закрепления кадров это очень важно. Поверьте, обидно терять перспективных работников, смотреть на то, как люди, которые могли бы принести украинской авиации много пользы, пакуют чемоданы и уезжают в Европу или Америку. Потому и продолжаем бороться за кадры. Стимулируем лучших специальными надбавками к зарплате. Платим ее дифференцированно, в зависимости от уровня знаний. Одному назначаем 50 процентов, другому - 15, третьему - 100 процентов. Такая организация дела позволяет осваивать большие объемы производства, работать над целым рядом сложных проектов.

- О чем конкретно идет речь?

- Харьковский завод изготовляет Ан-140 и Ан-74, целый ряд их модификаций. Киевский "Авиант" загружен самолетом Ан-148. Выпускает он и 32-е, 70-е машины. Еще мы планируем вместе с Россией возобновить в кооперации производство Ан-124.

Все это - интересные, перспективные программы. Пресса о них много писала. В том числе и ваша газета... Однако авиастроители не останавливаются и продолжают совершенствовать уже весьма авторитетные самолеты. Стремимся, чтобы к заказчику пришли зрелые машины, которые по своим характеристикам не будут уступать лучшим западным самолетам такого класса.

- Можно ли сказать, что продукция украинских авиастроителей вполне конкурентоспособна?

- Наш сегмент рынка - тяжелые транспортные самолеты, транспортные, военно-транспортные типа Ан-124, Ан-225, Ан-12, Ан-22. Это то, в чем конкуренции не так много. И вторая наша специализация - региональные пассажирские самолеты Ан-140 и Ан-148. По всем характеристикам, в том числе и по уровню безопасности, не уступаем лучшим западным образцам.

- Выходит, авиастроение выгодно для государства?

- Очень выгодно. И прежде всего с точки зрения перспективы развития новых инновационных технологий. Многие страны, не имеющие авиации, стараются ее у себя развивать, покупают лицензии, приобретают оборудование, строят предприятия, чтобы наращивать высокие технологии. К этому стремятся даже те страны, где раньше не было и намека на подобные занятия. А мы все это имели. Теперь задача заключается в том, чтобы не растерять наше богатство. В качестве примера можно привести Китай, сильно развивающий свою авиационную промышленность. И не только относительно производства (самолеты они выпускали и раньше), но и разработки, самостоятельного создания новых машин с привлечением лучших сил. В том числе и наших...

- А помогают ли такие контакты зарабатывать деньги для бюджета?

- Судите сами. Наиболее тесное сотрудничество у нас с Россией. Есть договоры, согласно которым на российских заводах по нашей документации выпускают наши самолеты. В Новосибирске выпускают, например, "малыша" Ан-38, в Самаре - Ан-140. Подписано соглашение о серийном производстве в будущем году Ан-148 в Воронеже... Но мы долгое время работали в старой системе. Сегодня требуются иные подходы к организации авиационной промышленности. Чтобы рынок больше откликался на наши предложения и обеспечивал Украине максимальную отдачу (каждый самолет типа Ан-148 стоит около 20 миллионов долларов), мы должны были бы развивать такое направление, как лизинг. Многие компании, особенно у нас в Украине, не так богаты, чтобы сразу выкупить машину. А вот в лизинг они взяли бы ее с удовольствием. Здесь (в части поддержки и развития такого направления) и должна была бы проявиться роль государства. Вот тогда авиастроение стало бы по-настоящему выгодным.

 

Дайджест прессы за 30 марта 2007 года | Дайджест публикаций за 30 марта 2007 года
Авторские права на данный материал принадлежат газете «Рабочая газета». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Связи: Ан-124-100 Руслан, Ан-12БК, Ан-225, Ан-38, Ан-148, АН-12, Высокие Технологии, Ан-74, Ан-140, Ан-32, Самолетостроение, Ан-22 (в процессе тестирования)