Опубликовано: 02.04.2007, 18:47
 

Россия не может выполнить все взятые на себя обязательства по экспорту оружия за рубеж


Как сообщили СМИ, в частности, "Ъ", в марте Алжир направил России приглашение поучаствовать в тендерах на совместное строительство новых кораблей и на поставку вертолетонесущего фрегата. Кроме того, страны ведут переговоры о продаже истребителей-бомбардировщиков Су-32, вертолетов Ми-28Н, дополнительных поставках истребителей Су-30, МиГ-29, комплексов "Панцирь-С1" и танков Т-90С. Все эти соглашения планируется подписать в 2007-2008 годах.

Как известно, в марте прошлого года в ходе визита в Алжир Владимира Путина уже был подписан крупный пакет контрактов общей стоимостью около 8 миллиардов долларов. В частности, в него вошли 28 истребителей Су-30МКИ, 34 МиГ-29, 16 учебно-боевых самолетов Як-130, четыре зенитно-ракетные системы С-300ПМУ-2, 38 зенитных ракетно-пушечных комплексов "Панцирь-С1", 185 танков Т-90С, 216 пусковых установок противотанковых комплексов "Корнет-Э", 8 систем высокоточного оружия "Краснополь".

Кроме того, были достигнуты соглашения о переоснащении 400 ранее купленных БМП-1, а в июне прошлого года подписан контракт на строительство в Санкт-Петербурге на "Адмиралтейских верфях" двух дизель-электрических подлодок проекта 636. Если обнародованные в марте планы расширения ВТС России с Алжиром получат дальнейшее развитие и соответствующий пакет будет подписан, алжирский портфель заказов составит около 15 миллиардов долларов. Таким образом, Алжир выйдет на первое место в сфере военно-технического сотрудничества России с зарубежными странами.

До сих пор, как известно, основными покупателями российских вооружений и военной техники были Индия и Китай, портфели заказов которых до 2010 года оценивались в 10 и 6 миллиардов долларов соответственно. Вместе с тем, далеко не все так благостно и существует целый ряд проблем, которые могут помешать осуществить имеющиеся планы. О некоторых из этих проблем сообщают СМИ.

Во-первых, как говорят в НПК "Иркут", после выполнения контракта на поставку 28 Су-30МКИ соглашение о новых поставках в принципе возможно, однако пока такие переговоры вообще никто не ведет.

Во-вторых, нижнетагильский "Уралвагонзавод" перенес сроки поставок первой партии из 40 танков Т-90С с 2006 на 2007 год.

В-третьих, предконтрактные проработки по строительству двух фрегатов стоимостью около 800 миллионов долларов велись с апреля 2006 года, когда ФГУП "Северное конструкторское бюро" предложило Алжиру свою разработку - фрегат проекта 1135.6. Однако после того, как переговоры "Рособоронэкспорта" с владельцем "Северной верфи" - "Межпромбанком" - о продаже подконтрольных ему предприятий зашли в тупик, стало неясно, какое же предприятие станет головным исполнителем проекта.

Наконец, в четвертых, наиболее проблемным может стать контракт на поставку зенитных комплексов "Панцирь-С1". Сейчас, согласно данным, опубликованным в прессе, у тульского КБ "Приборостроения" имеются четыре контракта на "Панцири" - с Алжиром, Сирией, ОАЭ и некой страной, называть по имени которую в КБ "Приборостроения" почему-то избегают, хотя это и не такой уж большой секрет. Так или иначе, в виду того, что поставки в ОАЭ были сильно задержаны, судя по всему, практически неизбежны сложности и с остальными странами, - считают ученые и эксперты.

Комментируя эту ситуацию, член Редакционного совета "ФОРУМа.мск", сотрудник Центра исследования конфликтов Института проблем глобализации, политолог Руслан Саидов по телефону из ОАЭ сказал:

- Ситуация с выполнением Россией ее обязательств по ВТС с иностранными государствами, действительно, далека от благополучия. Так, год назад правительственной армии Афганистана потребовались поставки вооружений советского образцы. С большим трудом тогда удалось было убедить американцев согласиться на участие в этом России.

Однако сразу же выявились проблемы: Россия оказалась не в состоянии поставить всю нужную наменклатуру в потребном количестве в заданные сроки. Например, произвести и поставить элементарные, казалось бы, патроны. Или взять стрелковое оружие - автоматы Калашникова. В "Рособоронэкспорте" любят обвинять болгарскую компанию "Арсенал" и других восточноевропейцев, что они заняли львиную долю мирового рынка автоматов Калашникова, оставив Ижевскому машиностроительному заводу лишь 10-15%. Это так. Но если бы даже болгар, сербов, поляков и других вообще не существовало бы, все равно удмуртские производители от этого бы не выиграли. Хотя бы потому, что "дочка" "Ижмаша" - ДАОА "Ижевский оружейный завод" уже не способен организовать крупносерийное производство. Вспомним венесуэльский контракт на 100 тысяч АК-103, который дался таким большим трудом. Он был выполнен на полгода позже, чем изначально планировалось, отгрузка с "Ижмаша" первых 30 тысяч состоялась не в октябре 2005 гдоа, а в конце апреля 2006 года. И то, пришлось устраивать аврал, благо, что оказались ранее произведенные элементы, которые всем заводом подгоняли под венесуэльский автомат поштучно, иной раз чуть ли не на коленке, естественно в ущерб качеству и надежности. И что, разве в этом виноваты болгары? Правда, сейчас с ливийцами дела вроде бы лучше. Но ведь здесь, по сути, нет крупной серии, как для Венесуэлы.

Или другой пример. Ижевский электромеханический завод "Купол" в Удмуртии к Новому году выполнил заказ Ирана по ЗРК "Тор-М1". Но это благодаря тому, что немалая часть комплексов на момент подписания иранского контракта осенью 2005 года была уже давно произведена, еще со времен греческого контракта 8-летней давности. Оставалось лишь убедить иранцев взять старые комплексы, что, учитывая их сложное внешнеполитическое положение, было не так уж трудно. А как быть, если сейчас мы подпишем контракт на "Тор-М1" с Венесуэлой? Сколько времени потребуется на его выполнение? Ведь старых ЗРК уже нет. А если "Торами-М1" заинтересуются еще саудовцы и ливийцы? Что и когда будем им поставлять? И так практически всюду. По контрактам с тем же Алжиром, который стоил немало крови, так как вопреки возражениям Алексея Кудрина потребовал списания советского долга, вряд ли в полном объеме и в срок будет выполнено минимум две трети позиций. Или взять уже имевшие место срывы сроков, невыполнения обязательств, например, с теми же ОАЭ!

15-летняя деградация бывшего советского ВПК привела к тому, что сейчас Россия не в состоянии развернуть крупносерийное производство вооружений и военной техники ни для экспорта, ни для перевооружения собственной армии. Те же обещанные ракеты большой и малой дальности: "Тополь-М", "Булава", "Искандер", да еще ракеты средней дальности, которые нам обещают в случае выхода из договора с США от 1987 года, все это в объявленных количествах - полная маниловщина, абсолютное очковтирательство. Ведь кооперация разрушена, без импортных комплектующих и импортного оборудования ничего уже произвести нельзя, оборудование предельно изношено, технологии на уровне 1970-80-х годов, работать остались одни пенсионеры, молодежи нет вообще.

Превалирующий сейчас чисто бухгалтерский подход, по которому сколько денег дал, столько оружия якобы и сделают, в корне неверный. Мелкие серии российский ВПК выпускать еще может, а крупные - давно уже нет, сколько денег не ему давай - просто не освоят. Для этого нужно заново создать кооперацию, произвести полное переоснащение производства, привлечь и в ускоренном темпе подготовить квалифицированные кадры. Проще говоря, нужна коренная модернизация, по сути, новая индустриализация. А это уже совсем другие средства.

 
Ссылки по теме:
Дайджест прессы за 2 апреля 2007 года | Дайджест публикаций за 2 апреля 2007 года
Авторские права на данный материал принадлежат сайту «Forum.msk». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Связи: Як-130, МиГ-29, Авиакомпания "Домодедовские авиалинии", Ан-124-100 Руслан, Су-30МКИ, Су-30, Восток Техникал Сервис, Ан-32, Т-130, Дизель, Ми-28Н (в процессе тестирования)