О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Войсковая ПВО передается в состав ВВС

8 апреля отмечался День Войск ПВО. А накануне у корреспондента "ВПК" шел разговор о проблемах противоздушной обороны с главнокомандующим Военно-воздушными силами генералом армии В.Михайловым

8 апреля отмечался День Войск ПВО. А накануне у корреспондента "ВПК" шел разговор о проблемах противоздушной обороны с главнокомандующим Военно-воздушными силами генералом армии Владимиром Михайловым.

Личное дело

Михайлов Владимир Сергеевич


Родился 6 октября 1943 г. в с. Кудиново Ногинского района Московской области. В 1962 г. окончил Кудиновский машиностроительный техникум по специальности "техник-технолог литейного производства". В 1966 г. - с золотой медалью Ейское высшее военное авиационное училище летчиков, в 1975 г. - заочно Военно-воздушную академию имени Ю.А. Гагарина, а в 1991-м - Военную академию Генерального штаба Вооруженных Сил.

В военной авиации прошел практически все летные должности. 13 июня 1996 г. ему присвоено звание Героя России. В 1998 г. был назначен на должность заместителя главнокомандующего ВВС России. С 2002 г. - главнокомандующий Военно-воздушными силами. Освоил около 20 типов самолетов, имеет налет более 6000 часов. Заслуженный военный летчик СССР.


- Владимир Сергеевич, как вы видите Войска противовоздушной обороны в масштабах Военно-воздушных сил и в обороне страны в целом?

- Противовоздушную оборону нельзя переоценить. Как только появились средства воздушного нападения, тут же встал вопрос противовоздушной обороны. Правда, только в феврале 1975 года был определен праздник - День ПВО, который 8 апреля мы и отмечаем.

Безусловно, с учетом развития Войска ПВО приобретали все большее и большее значение. Противовоздушная система - это очень важный вид Вооруженных Сил. Я был несколько удивлен, когда стали объединять ВВС и ПВО. В объединении страшного ничего нет, в конце концов те сектора и зоны, которые делили ВВС и ПВО, теперь делить не надо. Один командует, один и отвечает. Большую роль в отечественной ПВО сыграло создание Концерна "Алмаз-Антей". Решение о его создании было правильным и своевременным шагом, в концерн вошло более сорока предприятий. Сейчас уже четко прорисовалась программа их работы в рамках "Алмаза-Антея", и я уверен, что в ближайшие годы будет прорыв продукции, выпускаемой этим концерном. Это касается не только системы С-400, с которой мы, честно говоря, несколько затянули. Только в этом году мы получим в войска первые средства комплекса С-400. Но, создавая С-400, мы вышли на понимание следующего поколения средств ПВО, можно его назвать пятым поколением. Более компактный, более маневренный и, безусловно, с лучшими характеристиками по отражению воздушных средств нападения. Идея объединить в единое целое предприятия и создать условия для создания новой техники была успешно реализована. При создании С-400 был выявлен ряд специалистов, способных плодотворно работать, и уже есть наработки по созданию новой системы. Принципиально новых решений в новой технике практически нет. Улучшение характеристик будет происходить за счет совершенствования элементной базы. С ее внедрением комплексы будут видеть дальше, выше, быстрее реагировать, а соответственно и позволят решать значительно больший спектр задач. К примеру, отражать удары из космоса.

- Каковы в настоящий момент перспективы развития российских Войск ПВО?

- Перспективы развития мы видим вот в чем. У нас был очень большой перечень типов эксплуатируемых радиолокационных станций, зенитных ракетных систем. Нельзя тянуть такое количество вооружения и военной техники с хорошим качеством. В настоящее время мы приходим к единичным образцам, но с учетом всех положительных моментов, которые были во всех имеющихся образцах. Положительный эффект возник, когда мы все сгруппировали. У нас теперь и радиолокационных средств всего-навсего семь типов, зенитных ракетных систем будет тоже небольшое количество. И самое главное - управление ими будет взаимосвязано и отвечать всем современным требованиям в плане помехозащищенности и скорости управления. Безусловно, выходя на новую элементную базу, мы уменьшаем вес техники, делаем ее более маневренной, мобильной, а это говорит само за себя. Защищенность ее от поражения будет повышенная. Вкратце примерно так.

- Какие изменения предстоят в системе противовоздушной обороны в ближайшее время?

- В ближайшее время мы принимаем войсковую ПВО в состав ВВС. Почему? Опять же преследуется идея, как и при объединении ВВС и ПВО, - объединить всю ПВО воедино. Правильность этого шага подтверждает опыт, накопленный в совместных учениях, и эксперимент, проведенный на базе Ленинградского объединения ВВС и ПВО в ЛенВО. Для войск будет намного лучше, если все нити управления по смежным задачам будут концентрироваться в одних руках. У наших коллег из Сухопутных войск такие же системы ПВО, те же С-300, незначительно отличающиеся от тех, которые стоят на вооружении ВВС. Мы принимаем комплекты армейского и фронтового звена, которые будут выполнять прикрытие уже территорий страны. Войска тоже будут защищены, но в первую очередь будут прикрыты стратегические объекты.
- Как отразились реформы на состоянии противовоздушной обороны страны, на сколько сокращение сказалось на состоянии ПВО в лучшую или худшую сторону?

- Да, действительно количественный состав уменьшился, это нужно было чем-то компенсировать. Система С-400 вполне с этим справляется. Она стреляет выше и дальше, сбивает все имеющиеся на сегодняшний день средства воздушного нападения противника, это самое важное. Проводится модернизация истребителя МиГ-31, который будет иметь новые ракеты, стрелять дальше, с лучшей избирательной способностью, ряд других улучшенных характеристик. Уменьшив количество, мы улучшили качество ВВТ, за счет которого компенсируется уменьшение количества. Про МиГ-31 следует сказать отдельно. Мы очень довольны результатами работы РСК "МиГ", в этом году закончим государственные испытания этого самолета, все те задумки, которые заложены в самолет пятого поколения, будут реализованы в МиГ-31. В радиотехнических войсках принимается на вооружение ряд новых станций, они полностью отвечают современным требованиям, имеют хорошую помехозащищенность, маневренность и так далее. Средства автоматизации на первый взгляд несколько несовершенны, но это не совсем так. То, что мы имеем на сегодняшний день, вполне позволяет обеспечить нормальное функционирование наших войск. Сейчас мы проводим работы по созданию единого межвидового органа управления. Да, у нас меньше связей со спутниками, но это имеет и положительный момент. К примеру, США уже озвучили опасения в том, что, если Китай выведет из строя их спутниковую группировку, это приведет к непоправимым последствиям не только в управлении войсками, но и в экономике страны в целом. Невозможно будет применить самое технологичное вооружение как высокоточное оружие и тому подобное. Зависимость от космоса - самое узкое и уязвимое место в современной армии. Зачем громить войска, когда можно всего лишь вывести систему управления из строя?

- Каковы тенденции в проведении мероприятий боевой подготовки, изменится ли ситуация с поставками топлива для ВВС?

- Что касается боевой подготовки, в последнее время мы начали работать активнее. Мероприятий становится больше, масштаб несколько вырос. В связи с этим много вопросов задается о топливе, выделяемом на боевую подготовку ВВС. Министр обороны большое внимание обратил на так называемый топливный кризис. Даны распоряжения о поставке всего годового лимита ВВС в войска до 1 августа. Это сделано для того, чтобы мы активно летали, без оглядки, а не так, что полетали - и ждем поставки новой партии керосина. Нам дадут, может, не весь миллион с небольшим тонн, но добавка в пределах 100-150 тысяч тонн будет, я в этом просто уверен. Лимит года будет увеличен, насколько - точно пока не говорим, но решение об увеличении есть. Так что топливо будет.

- Что ожидает Военно-воздушные силы в ближайшем будущем, какова ситуация с перспективными разработками и их внедрением?

- Что отрадного по нашему виду Вооруженных Сил? У нас есть Су-34 на замену Су-24, у нас есть учебно-боевой самолет Як-130, он уже сделан, мы обладаем новым боевым вертолетом Ми-28, который заканчивает первый этап госиспытаний, у нас есть хорошие модернизации Су-25, Су-24, МиГ-29, Су-27, мы работаем по перспективному авиационному комплексу фронтовой авиации. Переносится производство Ил-76 в Ульяновск. На базе Ульяновского авиапредприятия будет организован выпуск модернизированных Ил-76МФ, там же восстановится выпуск Ан-124-100 "Руслан". Совместно с Индией мы активно работаем по среднетранспортному самолету, и не за горами его выход. Активно ведутся работы по легкому транспортному самолету Ил-112. Наработки все есть, сейчас дело за одним - чуть-чуть увеличить финансирование, но и в этом плане пути решения уже есть.

- Вернемся к проблемам ПВО. Как вы оцениваете интенсивность полетов иностранных разведывательных самолетов вблизи границ России в настоящее время?

- Да, вблизи границ время от времени радиолокационные средства обнаруживают иностранные летательные аппараты. Каждый из них сопровождается, как это и должно быть. Впрочем, никакой военной опасности они для нас не представляют.

- Как вы считаете, смогут ли последние политические события в отдельных государствах СНГ оказать негативное влияние на функционирование Объединенной системы ПВО СНГ?

- Объединенная система ПВО государств - участников СНГ сейчас дополнена структурой ОДКБ, в которую входит большинство ведущих стран Содружества. Если какая-то из стран СНГ не хочет сотрудничать с ОДКБ, это ее право. Россия в вопросе коллективной безопасности, считаю, идет в абсолютно правильном направлении. Мы активно сотрудничаем со странами, входящими в Договор, оказываем им помощь....
Авторские права на данный материал принадлежат «Военно-промышленный курьер». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка