О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Гнездо для железных птичек. "Белый дом" намеревается купить томский аэропорт

Администрация Томской области в очередной раз собирается приобрести на бюджетные деньги "непрофильный" актив - речь идет об имущественном комплексе ОАО "Томск-Авиа"

Областная администрация в очередной раз собирается приобрести на бюджетные деньги "непрофильный" актив - речь идет об имущественном комплексе ОАО "Томск-Авиа". В настоящее время на предприятии введена процедура банкротства и идет инвентаризация имущества, поэтому "приватизация ОАО уже неминуема". В "Белом доме" говорят, что покупка томского аэропорта - в какой-то степени мера вынужденная. Потому что федеральный центр в ближайшее время планирует "скинуть" со своего баланса сотни региональных авиапредприятий. А для "тупикового" Томска аэропорт всегда являлся стратегическим объектом, поэтому в его содержание область много лет вкладывала миллионы рублей из регионального бюджета.

Сто процентов активов ОАО "Томск-Авиа" сейчас принадлежит государству. Несколько лет назад в компании прошла реорганизация, в результате которой было создано пять дочерних предприятий. Сегодня а составе "Томск-Авиа" есть авиакомпания, непосредственно занимающаяся пассажирскими перевозками, также предприятие, управляющее имущественным комплексом "Аэропорт". В отдельные предприятия выделены службы бортового питания, продажи авиабилетов и местная котельная. С точки зрения перспективности развития авиабизнеса - взлетная полоса, парк обслуживания, само здание томского аэропорта, пожалуй, самые ценные объекты, принадлежащие сейчас ОАО "Томск-Авиа". На худой конец, авиаперевозчиков можно привлекать извне, билеты на самолеты уже давно в нашем городе продают сотни агентств, а вот построить в регионе новый терминал невозможно по многим причинам.

Сейчас на ОАО "Томск-Авиа" идет первый этап процедуры банкротства. За несколько лет авиаторы задолжали налоговикам и различным фондам почти 300 миллионов рублей, это уже вместе со штрафами и пенями за просрочку. Через Арбитражный суд на "Томск-Авиа" введено внешнее наблюдение и назначен временный управляющий, который готовит предприятие к приватизации. В "Белом доме" вопросы авиаперевозок курирует заместитель начальника департамента развития предпринимательства и реального сектора экономики Виктор Шишкин. Как объяснил "Томскому вестнику" господин Шишкин, с покупкой областным бюджетом томского аэропорта еще нет ясности, она появится только тогда, когда объявят цену на имущество "Томск-Авиа".

- Временный управляющий и его команда составляют перечень всего имущества - отдельно для каждой дочки "Томск-Авиа". Решают, что необходимо для перевозчика, что для аэропорта и так далее, - рассказывает Виктор Шишкин. - Оценка активов должна закончиться к 15-20 апреля. Вот тогда область и будет решать, какие шаги предпринимать дальше.

А дальше в принципе есть несколько вариантов развития событий. Если имущественный комплекс аэропорта оценят не слишком дорого или близко к реальной рыночной стоимости, власть планирует выкупить в региональную собственность сто процентов акций томского аэропорта. Однако не исключено, что цену завысят, в таком случае Виктор Шишкин видит только один выход - купить в региональную собственность хотя бы контрольный пакет акций. По крайней мере настрой такой. Отдавать инвесторам целиком томский авиакомплекс областная администрация не намерена. Во-первых, не хочет, чтобы "пришлый" бизнес диктовал свои правила игры на этом рынке. Не исключено, что новый хозяин может "заломить" цену за обслуживание рейсов. Во-вторых, в развитие томского аэропорта за последние три-четыре года вложено почти 45 миллионов рублей бюджетных денег, хороший будет "подарочек" из бюджета бизнесу, если аэропорт выкупит частник.

- В январе мы "Томск-Авиа" дали еще семь миллионов рублей, чтобы скорректировали проектную документацию по развитию томского аэропорта, - рассказывает Виктор Шишкин. - Без нее невозможно попасть в федеральную целевую программу по реконструкции аэропортов на следующий год.

Уже к следующему году с федеральным центром томский аэропорт будут связывать только деньги целевой программы. В апреле правительство РФ рассмотрит вопрос о развитии аэродромной сети России. На этом заседании и проговорят детали "приватизации" сотни аэропортов по всей стране. Правда, регионам уже "шепнули", чтобы готовились принять на баланс регионального или муниципального бюджета содержание местных аэропортов и аэродромов. Себе Федерация оставит самую малость - наиболее крупные и стратегически важные авиаузлы.

Еще семь-восемь лет назад по стране действовало около 1,5 тысячи аэропортов. Сейчас их осталось только 360. И вот из этих трехсот с копейками Москва оставит себе 50-60 воздушных портов - не больше. Именно этим в "Белом доме" объясняют необходимую покупку "непрофильного" актива - имущественного комплекса аэропорта "Томск".

До сих пор неизвестно, когда и как будет уходить из-под опеки Федерации авиаимущество по всей стране, то ли по конкурсу, то ли с молотка на аукционе. В Москве еще не решили.

- Даже срок купли-продажи не скажу, - сетует господин Шишкин. - Знаю только, что первая стадия процедуры банкротства ОАО "Томск-Авиа" закончится в сентябре 2007 года. К тому времени может проясниться - конкурс будет или аукцион. А может, вообще удастся договориться с правительством, чтобы нам аэропорт наш отдали в безвозмездное пользование.

Кстати

Развитие сети аэропортов в Томской области


Областная власть планирует сохранить и продолжать вкладывать деньги в развитие аэропорта в городе Стрежевом. Еще один стратегический перевалочный авиаузел сейчас развивают в Каргаске. Там уже есть аэропорт, в настоящее время его готовят к передаче на баланс муниципальной власти. То есть его содержание "упадет" на бюджет Каргасокского района. Через месяц, а может, и раньше сертификат аэропорта для вахтовиков получит также поселок Пионерный. Нефтяники лоббируют создание еще одного авиакомплекса с посадочными полосами в городе Кедровом. Они уже подготовили проектно-сметную документацию. Первые работы по созданию полноценного аэропорта в Кедровом начнутся к концу этого года....
Авторские права на данный материал принадлежат «Томский Вестник». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка