О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Угроза с неба

Вопросы бесконтрольности малой авиации уже не первый год будоражат умы чиновников, депутатов и сенаторов. Но дальше слов и общих концепций дело не идет. Между тем, частные самолеты и вертолеты таят в себе террористическую угрозу

Вопросы бесконтрольности малой авиации уже не первый год будоражат умы чиновников, депутатов и сенаторов. Но дальше слов и общих концепций дело не идет. Между тем, частные самолеты и вертолеты таят в себе террористическую угрозу. И не хотелось бы, чтобы в России вплотную занялись данным вопросом только после трагедии, подобной "11 сентября".

Небесный бум

В небе скоро будет не протолкнуться от частных самолетов, вертолетов, мотодельтапланов, парапланов, планеров и других летательных аппаратов. Аналитики МВД и МЧС прогнозируют в ближайшие годы авиационный бум в "частном секторе". А значит, в разы увеличится и количество летных происшествий. На днях американский вертолет упал в нескольких метрах от 58-го километра МКАД. К счастью, кроме пилота, который получил сотрясение мозга, никто не пострадал. Но так происходит далеко не всегда. Жертвы других аварий исчисляются десятками человек, ущерб - сотнями тысяч рублей. Но самое главное - неподконтрольная авиация таит в себе террористическую угрозу.

Именно поэтому "крылатым хозяйством" заинтересовалась ФСБ. Как сообщил на недавнем заседании Национального антитеррористического комитета Николай Патрушев, на 1 января в России было выявлено около 3 тыс. незарегистрированных воздушных судов, сертифицированных общественными организациями, которые не имеют разрешения на данный вид деятельности. "Международный и отечественный опыт борьбы с терроризмом свидетельствует, что объекты авиационного транспорта нередко становятся средством достижения преступных целей террористов. При этом уполномоченные органы по контролю и надзору в сфере транспорта не располагают в полной мере сведениями о владельцах воздушных судов, фактическом количестве и состоянии авиационной техники, а также возможности доступа к ней посторонних лиц", - отметил Патрушев.

Кстати, еще 2 года назад в Комитете Совета Федерации по обороне и безопасности был подготовлен законопроект "О малой авиации". Сенаторы признали, что в России функционирование малой авиации не урегулировано практически во всем. Это касается и подготовки пилота, и порядка приобретения воздушного судна, и его сертификации, и постановки в реестр, и лицензирования авиационной деятельности, и заключения различных договоров на право обслуживания и обеспечения полетов, а также управления полетами и надзора за законностью и безопасностью. " Уже назрела острая необходимость участия государства в выработке политики и регулировании многообразных процессов, связанных с авиационной деятельностью в сфере малой авиации", - заявляли тогда разработчики законопроекта.

В том же 2005-м году Правительство РФ по поручению президента разработало проект Концепции возрождения и развития малой авиации до 2015 г. Но до настоящего времени ни один из этих документов не был принят и реализован.

ПВО не дремлет

11 апреля на подмосковном аэродроме Крючково в Истринском районе органы МВД обнаружили целый нелегальный аэродром, в том числе - 9 американских легких вертолетов производства Bell и Robinson. Как выяснилось, к зарубежной авиатехнике появились претензии у таможенных структур. Пока ведется следствие, подробности этой истории в Таможенном комитете ФТС РФ раскрывать не стали. Но уже известно, что вертолеты ввозились через страны Прибалтики по фиктивным документам с многократно заниженной таможенной стоимостью.

Патрушев говорил о 3-х тысячах частных самолетов, но на самом деле их гораздо больше. По приблизительным подсчетам МВД России, в частных руках сегодня находятся около 10 тыс. самых разных летательных аппаратов. Командующий войсками специального назначения генерал-полковник Юрий Соловьев недавно сообщил, что из 3700 регулярно появляющихся в подмосковном небе авиасудов зарегистрировано только 400.

Кстати, многие частные самолеты летают на очень малых высотах, поэтому не видны средствам ПВО. Правда, частные авиавладельцы быстро и хорошо усвоили, где можно летать, а где нельзя. Главком Внутренних войск МВД России Николай Рогожкин как-то недвусмысленно пообещал сбивать все, что пролетает на малых высотах без соответствующих разрешений над ядерными и прочими стратегическими объектами. Два раза повторять не пришлось - желающих пошутить с военными не нашлось.

Подкрасили - и в небо

Парадоксально, но контроль над малой авиацией возложен сегодня на сельских участковых. Именно им предписано знать, кто в деревне и на каких основаниях владеет крылатым чудом техники. Понятно, что ни о каком техническом контроле речи не идет.

Частная авиация и аэродромы в России появились в результате приватизации мелких авиационных предприятий. Колхозные или совхозные "эскадрильи", а также бывшие аэродромы ДОСААФ быстро перепрофилировались под оказание услуг - перевозку пассажиров и грузов, катание туристов и охотников, полеты для прыжков парашютистов и авиакурсы для пилотов-любителей. Старых "летучих красавцев" подлатали, некоторые даже собрали заново из запчастей.

Всего в России не больше десятка компаний, производящих и продающих легкие и сверхлегкие самолеты. Пока "львиную долю" в парке малой авиации составляют подержанные воздушные суда из-за границы, большинство из которых - откровенное старье. Ушлые коммерсанты приводят их в божеский вид, привозят в Россию и зарабатывают на разнице. При этом никому достоверно не известно, в каком техническом состоянии находится этот аппарат. Кроме того, такие самолеты, как правило, еще и не имеют российской "прописки". Их регистрируют за границей, где они и проходят техобслуживание - таким образом хозяева уходят от налогов и от всех проверок контролирующих служб.

По словам специалистов, в российском небе сегодня можно встретить и самодельные, и "сарайной" постройки, и бэушные, и новенькие, и популярные в последнее время собранные из китов авиасредства (от английского kit - набор - комплекты для сборки самолета). Киты в Россию завозят в основном из США, где они стоят около $18 000. В России авиакомплекты продаются уже за $27 000, при этом в кит не входят двигатель и приборы. Самостоятельно собранный самолет обойдется российскому покупателю в $50 000-100 000 - в зависимости от комплектации. Если же покупать готовый, то он будет стоить $140 000-230 000.

При этом готовность к эксплуатации определяли сами владельцы без какой бы то ни было госкомиссии. Раньше за безопасность полетов малой авиации нес персональную и достаточно суровую ответственность целый отряд чиновников, а теперь - только сам пилот.

В департаменте по обеспечению правопорядка на транспорте привели десятки примеров, когда неопытные и просто пьяные пилоты губили себя и пассажиров, рушили сельские дома и линии электропередачи. При этом специалисты уверены, что машины падают из-за элементарных поломок, которые при надлежащем техобслуживании были бы легко устранимы.

Всему виной - бюрократы

Как утверждают сами владельцы частной авиации, они совершенно не против четкого регулирования их полетов. Но процесс получения необходимых документов слишком бюрократичен.

До 2004 года выдачей пилотских удостоверений и регистрацией частных самолетов занималась Федерация любителей авиации (ФЛА). Это примерно то же самое, если бы водительские права выдавали в Движении автолюбителей. В итоге прокуратура признала деятельность ФЛА незаконной, и регистрация всех частных самолетов была отменена. Обязанности же по выдаче сертификатов летной годности перешли к Российской оборонной спортивно-технической организации (РОСТО-ДОСААФ). В рамках существующего сегодня правового поля эксплуатировать небольшие самолеты можно только в РОСТО, хотя предназначение этой организации - подготовка молодежи к службе в армии. Но это не мешает многим бизнесменам-авиавладельцам являться членами РОСТО, входить в аэроклубы и осуществлять свою авиационную деятельность по правилам, установленным для государственной авиации. Ведь других правил просто нет.

Не меньшие проблемы ждут автопилотов-частников при желании зарегистрировать своего "пегаса". Согласно российскому законодательству в федеральном реестре воздушных судов можно зарегистрировать только сертифицированный в России самолет или самостоятельно собранный единичный экземпляр воздушного судна (ЕЭВС). При этом 95% всех самолетов в мире к этой категории не относятся. В итоге российские владельцы, как правило, просто не имеют возможности зарегистрировать самолеты.

"Сертификация и регистрация в реестре гражданской авиации требует большого числа проверок, документы надо подавать заранее, к лету скапливается много заявок, поэтому образуются большие очереди, - комментируют ситуацию в Федеральной службе по надзору в сфере транспорта. - В мире принято, что разрешительными документами малой авиации занимается одна структура, а у нас полномочия в этой области разделены между несколькими организациями, включая Министерство юстиции, что осложняет ситуацию".

Правонарушение без наказания

Никакой воздушной полиции сегодня нет, и бороться с несанкционированными полетами попросту некому. Теоретически, все, что связано с обеспечением полетов, лежит на Федеральной аэронавигационной службе (Росаэронавигации). Именно это ведомство должно отслеживать полеты летательных аппаратов, в том числе и малых, именно оно согласует полеты. Перед тем, как совершить перелет, владелец частного самолета или вертолета должен подать заявку, в которой будет указано направление, маршрут, время вылета и прилета и, кроме того, должен постоянно поддерживать связь с одним из центров управления воздушным движением. Но "летуны" эту норму открыто игнорируют. В 2006 году в Воздушный кодекс были внесены поправки, касающиеся уведомительного порядка полетов малой авиации, но еще не разработаны регламентирующие этот порядок документы, поэтому непонятно, когда и как поправка вступит в силу.

К тому же не стоит забывать, что на малых высотах диспетчеры не работают, и частные самолеты оказываются совершенно бесконтрольными. Усугубляет проблему и тот факт, что даже если нарушителя и поймают, то он все равно выйдет сухим из воды. За нарушение Воздушного кодекса предусмотрен лишь штраф 1,5-2 тысячи рублей. Но и его платить не придется, так как до сих пор нет расчетного счета для уплаты этого штрафа.

МВД России уже предложило несколько законодательных инициатив по созданию "небесной ГАИ". Во-первых, считают в министерстве, необходимо пересмотреть поправки Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" - там, где речь идет о проведении авиационных работ различного назначения. В частности, ужесточить меры административного и уголовного наказания за различные нарушения, особенно если эти нарушения связаны с терроризмом. Во-вторых, МВД предлагает наконец-то реализовать статьи Воздушного кодекса России: разработать механизм государственного контроля над малой авиацией и создать для этого специально уполномоченный орган, который получит инспекторские функции.

Предполагается также расширение уже существующих диспетчерских служб, которые занимаются большой авиацией. Поведение летчиков в небе, несоблюдение правил, отклонение от маршрута и прочие нарушения станут фиксироваться. И на земле за это будут строго спрашивать - вплоть до лишения лицензии и уголовной ответственности.

ВВС и ПВО, Внутренние войска и ФСБ четко определят маршруты и высоты для частников и любителей. А транспортная милиция вплотную займется самими летательными аппаратами, их владельцами и инфраструктурой, проверкой наличия лицензий и "водительских" прав. Специалисты-авиатехники изучат "малый" самолетно-вертолетный парк, определят пригодность к полетам каждой машины, возможности владельцев содержать, обслуживать, ремонтировать своих "крылатых коней".

Другие специалисты в области авиации также в один голос твердят о необходимости принятия федерального закона о малой авиации, который определит правила постановки на учет и порядок обеспечения полетов. Но при существующей законодательной волоките в России когда это будет реализовано, сказать не может никто.

С одной стороны малая авиация сегодня - угроза безопасности. С другой - без нее в такой огромной стране, как Россия, не обойтись. На сегодняшний день тысячи городов и населенных пунктов страны никак не связаны между собой. Около 12 млн россиян живут в городах и поселках, где круглогодичного наземного сообщения с "большой землей" просто не существует. Не стоит забывать и про бизнес, который активно продвигается в регионы, куда без частной авиации также невозможно добраться. Поэтому выход один - грамотное законодательное регулирование всех аспектов, связанных с деятельностью малой авиации в России....
Авторские права на данный материал принадлежат «РосБалт». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка