Красная звезда
11 мая 2007, 13:53
Весеннее очарование "Индры"
"Красная звезда" уже сообщала о визите во Владивосток отряда кораблей ВМС Индии, кульминацией которого стали совместные антитеррористические учения "Индра 2007". Подробности - в материале наших корреспондентов
Трудности перевода
В чем не откажешь индусам, так это в умении по-восточному рационально и мудро распоряжаться своим историческим наследием. Казалось бы, триста лет безраздельного британского господства должны были отвадить от всего английского любую нацию, но только не обитателей Индостанского полуострова, под копирку перенявших у "ненавистных" колонизаторов флотскую организацию, флаг и даже командные слова. Благо, что последовательный перевод с хинди на английский подчас приобретает специфический, пестрый, как сама разноплеменная Индия, колорит.
Так, название корвета "Кутар", пришедшего вместе с собратьями в бухту Золотой Рог, можно разобрать как острый край, лезвие бритвы или клинок - ошибки не будет. Усвоив национальные лингвистические особенности, танкер "Джиоти", дословно - "несущий свет", наши моряки окрестили "Светлячком" - такое имя судну с двадцатью тысячами тонн дизельного топлива на борту острым на словцо тихоокеанцам показалось более симпатичным.
Особняком и, как мне показалось, несколько заносчиво держались "вожди" родоплеменных союзов - раджпутов ("Рана") и сингхов ("Ранджит"). Величественную "королевскую" процессию замыкал флагманский "Майсор". Присваивать боевым кораблям имена своих крупных административных центров индусы стали относительно недавно, с закладки новейшей серии эсминцев. Дабы ими уже не "крутили" и не переиначивали.
На вкус и цвет...
Во всем Владивостоке и его окрестностях не сыскать лучшего индийского ресторана, чем "Бомбей". Потому как марку держат. Это теперь, попав сюда, я могу, не опасаясь конфуза, заказать любые яства, после чего, небрежно бросив - данивад, что значит спасибо, вконец расположить к себе обслугу. Но так, поверьте, было не всегда.
Особенности национальной кухни довелось постигать в компании наблюдателей. В тот день в качестве основного блюда на обеденный стол командного состава индийского эсминца с помпой было водружено блюдо с отваренным рисом. По соседству расположились кастрюльки с бобовым соусом, тушеной капустой брокколи с картошкой и мучным в пряном молочном соусе. Обильно сдобренные пряностями индусские изыски следовало заедать румаси рути - нечто среднее между лавашем и блинами, запивая холодной водой. Разнообразно, необычно, вкусно, но, увы, не питательно. Вот почему по возвращении на "Шапошников", вдоволь "напоствовавшись", вся компания дружно навалилась на тушеную картошку с мясом, более надежную и привычную.
Продукты питания, редкие специи, маринады и, как выяснилось, даже питьевую воду индийцы постарались привезти с собой. И лишь опустошенный за время морского путешествия запас бананов индийские снабженцы пополняли во Владивостоке. И, прямо скажем, капитулировали перед нашими ценами.
- В Индии на один рубль можно купить два банана. Здесь же стоимость килограмма бананов сопоставима со стоимостью сотни тропических фруктов на моей родине, - недоумевал один из индийских офицеров.
За морем не только бананы, но и телушка бывает с полушку. Да целковый ей перевоз.
Назад, в СССР
Доктор Абдул Комал Азад и адмирал Суреш Мехта приветствовали всякого, кто волею случая оказывался в кают-компании "Раны". Не лично господин президент Индии и главнокомандующий всеми ее военно-морскими силами, а разумеется, только их портреты. Замени индийских официальных персон нашими - и вот вы уже находитесь на отечественном корабле. Ощущение это усиливает вывешенная тут же картина с писанным маслом среднерусским пейзажем.
- Нет, это не Россия, - возвращает меня к действительности выступивший в роли гида старший офицер корабля. - К тому же приобрели мы ее весьма далеко отсюда, в Брунее.
Затеряться во времени и пространстве и вправду немудрено. До февраля 1982 года данный эсминец был известен как "Губительный". Ходил под советским военно-морским флагом и "Ранджит" ("Ловкий"), пока в ноябре 1983 года также не был передан в распоряжение ВМС Индии. С той поры в Индийском океане утекло много воды. Однако и теперь советская школа кораблестроения в немалом авторитете у индусов. Даже построенный на верфях Мумбая в 1999 году "Майсор" на поверку оказался нашпигованным артиллерийскими системами, реактивными бомбометными установками, зенитно-ракетными установками и другим современным российским оружием. Кстати говоря, противокорабельными ракетами "Уран" его оснастили даже раньше, чем этот комплекс был испытан, адаптирован и принят на вооружение в родном Отечестве.
Впрочем, имеются и различия. Смешанная с песком серая краска, коей по обыкновению индусы покрывают палубу своих кораблей, до минимума сводит скольжение в свежую погоду. В то время как колер внутренних помещений выдержан в бело-зеленых тонах. Главное же отличие, как мне кажется, состоит в том, что сошедшие со стапелей тридцать лет назад и более "старички" до сих пор содержатся в безупречном техническом состоянии.
По большому счету строительство национального флота в Индии напоминает создание автомобильной промышленности в какой-нибудь третьей стране. Начав несколько десятилетий назад с прямых закупок кораблей, постепенно развернув на своих предприятиях производство отдельных систем и механизмов, индусы на сегодняшний день уже вплотную приблизились к замене иностранных образцов вооружения и военной техники собственными перспективными разработками. Так, допустим, вместо П-15 "Термит" эсминцы проекта 61-МЭ уже получили ракеты РJ-10 "Брахмос". Одновременно с этим индийские специалисты продолжают сканировать рынок, не считаясь с затратами, перенимая все лучшее и передовое в области военного кораблестроения, в результате чего на учениях "Индра 2007" было широко представлено вооружение английских, американских и французских производителей. А потому нам ничего не оставалось, как посмотреть на плоды столь оригинальной международной интеграции в действии.
К общему знаменателю
…БПК "Адмирал Шапошников" подвергся внезапному нападению "террористов". Получив сигнал бедствия, корабли ВМС Индии незамедлительно высылают на выручку россиянам мобильную группу спецназа. И вот уже, высыпав на вертолетную палубу "Шапошникова", индийские коммандос спускаются в машинное отделение, поднимаются в ходовую рубку, где, играючи разобравшись с "преступниками", освобождают условно оказавшийся в "заложниках" экипаж. В свою очередь российские десантники, пусть не столь экзотически оснащенные, но от того не менее решительно настроенные, высадившись с Ка-27 на один из индийских эсминцев, убедительно демонстрируют навыки по его зачистке от "террористов".
- Все прошло до неприличия тихо и скромно, - комментирует итоги рейда своего подразделения старший лейтенант Иван Ковалевский. - Готовились пошуметь, набив рожки холостыми, но пострелять не дали. Выходит, поверили.
По завершении показательного выступления спецназа наиболее красочная и динамичная часть учений уступает место монотонной работе на боевых постах, у скрытых от постороннего взгляда экранов локаторов, станций управления оружием и машинами. С этого момента от моряков требовались выдержка, терпение и предельная концентрация внимания. Как, например, при обслуживании гидроакустических станций.
У гидроакустического буя такое же назначение, как у поплавка рыболова, - вскрывать подводную обстановку. Рассыпав с воздуха на обширной акватории моря такие поплавки-буи, совместный отряд приступает к "рыбалке". Наконец, "выстрелив" радиосигналом, один из радиобуев указывает - лодка здесь! Среди тех, кто приступает к сканированию сверхчувствительными приборами водной толщи в засвеченном секторе, подчиненные старшего лейтенанта Олега Голубева. Однако и подводники всеми своими действиями показывают, что не согласны с ролью обреченных - то и дело ставят помехи, ложные цели, меняют позицию, пытаясь затаиться. В чем-то им это удается. На их стороне сложная гидрология, какая бывает в Японском море весной. Однако подготовка противолодочников также оказывается на высоте. Цель обнаруживается и классифицируется. В общей сложности десять часов продолжалась выматывающая игра в прятки, из которых сорок минут гидроакустической группе Голубева удавалось поддерживать с лодкой устойчивый контакт. В военное время это означало бы однозначное уничтожение субмарины.
Если кому не обязателен тонкий слух, так это артиллеристам. Тем не менее и в грохоте орудий нужно уметь понимать своего товарища с полуслова. Лучшего способа, чем укладка боезапаса в автоматические питатели, по мнению командира батареи универсального калибра старшего лейтенанта Александра Акимочкина, и придумать сложно. В подбашенном отделении батареи, где проходит тренировка, тесно, жарко, душно. Став в цепочку, матросы принимают снаряды из элеватора. Каждый весом в сорок килограммов. Очень скоро тельняшки на ребятах становятся мокрыми от пота. Успокаивает то, что тем же самым заняты в эти минуты боги войны на индийским "Майсоре", где установлена однотипная артсистема. И там, очевидно, термографы фиксируют повышенную разгоряченными телами температуру. Тем не менее расчеты старшин 2-й статьи Олега Лихачева и Евгения Чугунова укладываются в нормативы своевременно. В решающий момент снаряд за снарядом без задержек подаются к орудию. Следуя строем кильватера, российские и индийские корабли шквальным огнем накрывают щитовую мишень.
Поступает новая вводная, и в соответствии со сценарием учений совместный отряд, последовательно меняя курс, скорость и дистанцию, маневрирует, выполняет схожие с вологодскими кружевами перестроения, не теряя хода и не выпадая из ордера даже тогда, когда район учений неожиданно окутывает вязкий туман.
- Взаимопонимание у нас с индусами полное, - поясняет командир дивизиона живучести "Маршала Шапошникова" капитана 3 ранга Владимир Инюшин. - Потому как обучались в одних и тех же военных училищах, где осваивали по сути своей идентичные машины и механизмы.
Точно так же о своих иностранных коллегах отзывались штурманы, ракетчики, связисты и другие играющие ключевую роль на кораблях специалисты, некогда проходившие обучение в нашей стране и теперь обслуживающие оборудование российского производства. Ну а язык, на котором говорят профессионалы своего дела, как известно, самый надежный и точный.
Step of step
- Сегодня мы не только способны в случае необходимости прийти на выручку друг другу, но и готовы к проведению куда более ответственных и сложных в оперативно-тактическом плане мероприятий, - подчеркнул на итоговой пресс-конференции заместитель командующего Тихоокеанским флотом вице-адмирал Сергей Авраменко, осуществлявший общее руководство "Индрой 2007".
От тихоокеанцев не раз приходилось слышать, что индийские моряки - идеальные партнеры для ратной учебы. Мол, отношения с ними построены на доверии и взаимоуважении, от чего с индусами мы чувствуем себя более уверенно. Нет опасности попасть впросак, и в то же время отсутствует необходимость во что бы то ни стало демонстрировать свое превосходство.
И все-таки соперничество было. Пусть негласное, не на профессиональном уровне, а только в социально-бытовом плане. Сама обстановка подталкивала к общению, приводя к невольному сравнению условий для жизни и службы в наших странах. Скажем, индийские офицеры в обязательном порядке обеспечиваются служебным жильем. Кроме того, у них есть право приобрести на льготных основаниях квартиру или дом. Полный соцпакет военнослужащего распространяется и на членов его семьи, включая предоставление мест в школах и детских садах, как правило, расположенных в военных городках. В среднем индийские офицеры флота получают 700 долларов США в месяц, что, принимая во внимание низкие потребительские цены в этой стране, выводит их в число одной из высокооплачиваемых категорий населения. Можно даже говорить о том, что в известной своей социальной иерархией Индии с течением времени появилась новая каста - военные моряки.
Словом, сравнение сложилось не в нашу пользу. Так, на хлеб насущный тратится львиная доля жалованья офицера-тихоокеанца (в среднем от 15 до 20 тысяч рублей в месяц). Еще трудней семейным и тем из них, кому приходится снимать жилье. В той же бригаде противолодочных кораблей ТОФ, где командиром капитан 1 ранга Андрей Нелидин и корабли которой выступали на учениях принимающей стороной, собственными квадратными метрами обеспечены не более пяти процентов офицерского и мичманского состава. Официально оплачиваемая денежная компенсация за поднаем составляет 400 рублей, тогда как ежемесячно приходится выкладывать 7.000 и более целковых. Вот такая невеселая арифметика. Изменится ли она в пользу россиян? Хотелось бы верить, что через два года, когда корабли этого соединения вновь отправятся на очередные учения серии "Индра", проблем у каперанга Нелидина и его подчиненных поубавится. Если не числом, так значением....
Авторские права на данный материал принадлежат «Красная звезда». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 3, 2024
Аэрофлот открыл онлайн-продажи субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 3, 2024
Делегация МГТУ ГА приняла участие в памятных мероприятиях, посвященных Дню Победы
Май 3, 2024
Республика Татарстан получила земельные участки для реконструкции перрона Международного аэропорта "Казань"
Май 3, 2024
Студенты РГАТУ имени П.А. Соловьева стали призерами Всероссийской научно-технической конференции