Коммерсантъ
16 мая 2007, 15:53
"И на ровном месте можно споткнуться"
Начался процесс над восемью топ-менеджерами компании Skyguide, халатность которых привела к столкновению Ту-154М "Башкирских авиалиний" и грузового Boeing DHL в небе над Боденским озером 1 июля 2002 года и гибели 71 человека
Открывая заседание, председатель суда Райнхард Холер объяснил, что небольшой зал окружного суда не смог вместить всех желающих присутствовать на процессе, поэтому было решено перенести слушания в зал культурного центра, предназначенный для спортивных игр и концертов. Председательствующий, выступавший со сцены, попросил стороны говорить только на немецком языке, воздержавшись от использования швейцарского немецкого, "так как собралось много иностранцев и они могут не понять".
Первым для дачи показаний судья вызвал главного обвиняемого - директора цюрихского филиала Skyguide Мартина Люти, который вместе с адвокатом занял столик перед сценой. Господин Люти десять лет работал пилотом Swissair, потом стал авиадиспетчером, а с 1 января 2001 года и по настоящее время возглавляет предприятие, отвечая за обеспечение безопасности воздушного движения. Когда председатель обратился к нему с вопросом, как в личном и профессиональном плане отразилась на нем эта катастрофа, господин Люти ответил: "Конечно, мы все переживали из-за происшедшего, а в профессиональном плане - никак".
- Почему в ночь с 1 на 2 июля 2002 года на посту оказался только один диспетчер, Петер Нильсен? - спросил Райнхард Холер (Петер Нильсен был убит в феврале 2004 года россиянином Виталием Калоевым, потерявшим в катастрофе всю семью. За это его приговорили к восьмилетнему сроку.- Ъ).
- Подобное было и раньше, и ничего не случалось,- ответил господин Люти.
На это судья заметил, что перед катастрофой над Боденским озером в зоне ответственности Skyguide произошло еще несколько ЧП - три опасных сближения лайнеров и столкновение двух небольших самолетов.
- Мы обсуждали это, но проблема одного дежурного диспетчера не является главной,- объяснил обвиняемый.- У Skyguide не хватало ни людей, ни средств, тем не менее и один дежуривший специалист справлялся с возложенными на него обязанностями.
Тогда судья огласил показания диспетчера Петера Нильсена: "Мне приходилось метаться между двумя дисплеями с разными секторами обзора и разными масштабами, что мешало оценить расстояние между самолетами". Оказывается, непосредственно перед столкновением самолетов диспетчер должен был отслеживать в воздухе 15 машин, причем с экипажами 11 из них вел переговоры, а еще заводил на посадку самолет в аэропорт Фридрихсхафен.
- Не слишком ли это большая нагрузка на одного человека? - спросил судья.
- Обычное дело, я не вижу здесь ничего сверхъестественного,- сказал Мартин Люти, отметив тут же, что в основном отвечал в компании за стратегию развития.
- Но вы же сами были диспетчером,- напомнил ему судья.
- Именно поэтому я и считаю, что каких-либо проблем здесь не было,- ответил подсудимый.
Тогда судья поинтересовался у господина Люти, мог бы на помощь Петеру Нильсену прийти второй диспетчер Томас Крайцер, который с 23 часов ушел отдыхать:
- Как далеко находится комната отдыха и сколько времени ему было нужно, чтобы прийти на помощь товарищу?
- Минуты две-три после звонка.
Однако позвонить коллеге диспетчер Нильсен не мог - в день их дежурства в контрольном центре проводились работы по модернизации оборудования, и телефоны были отключены. Об этом диспетчеров не предупредили.
В перерыве Вальтер Таннер, проработавший в Skyguide 43 года, сказал, что диспетчер Нильсен мог связаться с коллегой по мобильному телефону, но ему "просто не хватило времени, чтобы сориентироваться". Господин Таннер подчеркнул, что для его коллеги в то время приоритетной задачей являлся вывод на посадку самолета, подлетавшего к Фридрихсхафену, тем более что господин Нильсен никак не мог связаться с аэродромом прилета.
Тем временем место обвиняемого занял Антон Мааг, директор центра контроля за воздушным движением Skyguide. В отличие от своего начальника, он держался спокойно и уходил от острых вопросов судьи, утверждая, что не может отвечать за всех работников центра и их работу.
- Раньше в ночную смену у вас работали три диспетчера, потом - два, а теперь один. Чем было вызвано такое сокращение, учитывая, что объем воздушного движения вырос втрое?
- Один работает, другой отдыхает, а третьего отправили домой,- ответил обвиняемый как-то неопределенно.- А вообще-то это не моя работа.
Тогда судья вновь зачитал отрывки из показаний Петера Нильсена и попросил Антона Маага объяснить, как получилось, что в контрольном пункте в тот день не работал телефон.
- И на ровном месте можно споткнуться,- спокойно ответил подсудимый.
Планируется, что к 30 мая судья закончит допросы обвиняемых, экспертов, представителей прокуратуры и родственников погибших в катастрофе, после чего удалится на вынесение приговора. По швейцарским законам обвиняемым в халатности и так грозит немного - до 18 месяцев лишения свободы, однако, направляя дело в суд, прокуратура попросила суд ограничиться условными сроками. Скорее всего, это связано с тем, что непосредственного виновника катастрофы уже нет в живых, а гендиректор Skyguide Ален Россье, против которого обвинений не выдвигалось, добровольно ушел в отставку осенью 2006 года, фактически признав таким образом свою вину. Впрочем, швейцарские законы дают право судье проигнорировать ходатайство обвинения и назначить сроки по своему усмотрению. Судя по вопросам, которые вчера задавал господин Холер, он настроен к обвиняемым весьма жестко....
Авторские права на данный материал принадлежат «Коммерсантъ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Апрель 23, 2024
Аэрофлот проводит традиционную акцию для ветеранов Великой Отечественной войны
Апрель 23, 2024
Специалисты ИАЗ закончили сборку отсека Ф4 очередного серийного самолёта МС-21
Апрель 24, 2024
В МГТУ ГА состоялся День открытых дверей
Апрель 23, 2024
Пассажирский Boeing потерял колесо при взлете и попал на видео