О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

"И на ровном месте можно споткнуться"

Начался процесс над восемью топ-менеджерами компании Skyguide, халатность которых привела к столкновению Ту-154М "Башкирских авиалиний" и грузового Boeing DHL в небе над Боденским озером 1 июля 2002 года и гибели 71 человека

Вчера в культурном центре швейцарского города Бюлах начался процесс над восемью топ-менеджерами компании Skyguide, халатность которых привела к столкновению Ту-154М "Башкирских авиалиний" и грузового Boeing DHL в небе над Боденским озером 1 июля 2002 года и гибели 71 человека. Обвиняемым по местным законам грозит до 18 месяцев заключения, однако обвинение уже решило ограничиться для них условными сроками.

Открывая заседание, председатель суда Райнхард Холер объяснил, что небольшой зал окружного суда не смог вместить всех желающих присутствовать на процессе, поэтому было решено перенести слушания в зал культурного центра, предназначенный для спортивных игр и концертов. Председательствующий, выступавший со сцены, попросил стороны говорить только на немецком языке, воздержавшись от использования швейцарского немецкого, "так как собралось много иностранцев и они могут не понять".

Первым для дачи показаний судья вызвал главного обвиняемого - директора цюрихского филиала Skyguide Мартина Люти, который вместе с адвокатом занял столик перед сценой. Господин Люти десять лет работал пилотом Swissair, потом стал авиадиспетчером, а с 1 января 2001 года и по настоящее время возглавляет предприятие, отвечая за обеспечение безопасности воздушного движения. Когда председатель обратился к нему с вопросом, как в личном и профессиональном плане отразилась на нем эта катастрофа, господин Люти ответил: "Конечно, мы все переживали из-за происшедшего, а в профессиональном плане - никак".

- Почему в ночь с 1 на 2 июля 2002 года на посту оказался только один диспетчер, Петер Нильсен? - спросил Райнхард Холер (Петер Нильсен был убит в феврале 2004 года россиянином Виталием Калоевым, потерявшим в катастрофе всю семью. За это его приговорили к восьмилетнему сроку.- Ъ).

- Подобное было и раньше, и ничего не случалось,- ответил господин Люти.

На это судья заметил, что перед катастрофой над Боденским озером в зоне ответственности Skyguide произошло еще несколько ЧП - три опасных сближения лайнеров и столкновение двух небольших самолетов.

- Мы обсуждали это, но проблема одного дежурного диспетчера не является главной,- объяснил обвиняемый.- У Skyguide не хватало ни людей, ни средств, тем не менее и один дежуривший специалист справлялся с возложенными на него обязанностями.

Тогда судья огласил показания диспетчера Петера Нильсена: "Мне приходилось метаться между двумя дисплеями с разными секторами обзора и разными масштабами, что мешало оценить расстояние между самолетами". Оказывается, непосредственно перед столкновением самолетов диспетчер должен был отслеживать в воздухе 15 машин, причем с экипажами 11 из них вел переговоры, а еще заводил на посадку самолет в аэропорт Фридрихсхафен.

- Не слишком ли это большая нагрузка на одного человека? - спросил судья.

- Обычное дело, я не вижу здесь ничего сверхъестественного,- сказал Мартин Люти, отметив тут же, что в основном отвечал в компании за стратегию развития.

- Но вы же сами были диспетчером,- напомнил ему судья.

- Именно поэтому я и считаю, что каких-либо проблем здесь не было,- ответил подсудимый.

Тогда судья поинтересовался у господина Люти, мог бы на помощь Петеру Нильсену прийти второй диспетчер Томас Крайцер, который с 23 часов ушел отдыхать:

- Как далеко находится комната отдыха и сколько времени ему было нужно, чтобы прийти на помощь товарищу?

- Минуты две-три после звонка.

Однако позвонить коллеге диспетчер Нильсен не мог - в день их дежурства в контрольном центре проводились работы по модернизации оборудования, и телефоны были отключены. Об этом диспетчеров не предупредили.

В перерыве Вальтер Таннер, проработавший в Skyguide 43 года, сказал, что диспетчер Нильсен мог связаться с коллегой по мобильному телефону, но ему "просто не хватило времени, чтобы сориентироваться". Господин Таннер подчеркнул, что для его коллеги в то время приоритетной задачей являлся вывод на посадку самолета, подлетавшего к Фридрихсхафену, тем более что господин Нильсен никак не мог связаться с аэродромом прилета.

Тем временем место обвиняемого занял Антон Мааг, директор центра контроля за воздушным движением Skyguide. В отличие от своего начальника, он держался спокойно и уходил от острых вопросов судьи, утверждая, что не может отвечать за всех работников центра и их работу.

- Раньше в ночную смену у вас работали три диспетчера, потом - два, а теперь один. Чем было вызвано такое сокращение, учитывая, что объем воздушного движения вырос втрое?

- Один работает, другой отдыхает, а третьего отправили домой,- ответил обвиняемый как-то неопределенно.- А вообще-то это не моя работа.

Тогда судья вновь зачитал отрывки из показаний Петера Нильсена и попросил Антона Маага объяснить, как получилось, что в контрольном пункте в тот день не работал телефон.

- И на ровном месте можно споткнуться,- спокойно ответил подсудимый.

Планируется, что к 30 мая судья закончит допросы обвиняемых, экспертов, представителей прокуратуры и родственников погибших в катастрофе, после чего удалится на вынесение приговора. По швейцарским законам обвиняемым в халатности и так грозит немного - до 18 месяцев лишения свободы, однако, направляя дело в суд, прокуратура попросила суд ограничиться условными сроками. Скорее всего, это связано с тем, что непосредственного виновника катастрофы уже нет в живых, а гендиректор Skyguide Ален Россье, против которого обвинений не выдвигалось, добровольно ушел в отставку осенью 2006 года, фактически признав таким образом свою вину. Впрочем, швейцарские законы дают право судье проигнорировать ходатайство обвинения и назначить сроки по своему усмотрению. Судя по вопросам, которые вчера задавал господин Холер, он настроен к обвиняемым весьма жестко....
Авторские права на данный материал принадлежат «Коммерсантъ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка