О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Стервятники НАТО XXI века

Запад усердно готовится к войнам нового столетия, тратя десятки миллиардов на обновление своего истребительного авиапарка. На смену знаменитым, но уже названными устаревшими F-16 и Harrier приходят машины нового поколения…

Запад усердно готовится к новым войнам нового столетия, тратя десятки миллиардов на обновление своего истребительного авиапарка. На смену знаменитым, но уже названными устаревшими F-16 и Harrier приходят машины нового поколения…

Арсенал времен "Холодной войны" постепенно заменяется. Что-то пытаются модернизировать, что-то отправить в резерв, а что-то умудряются продать в другие страны. Так, в 2006 году США милостиво согласились продать Тайваню 66 истребителей F-16 за 3 миллиарда долларов. Поскольку на вооружении этого упрямого кусочка некоммунистического Китая в настоящее время стоят истребители F-5, созданные еще в 50-х годах прошлого века.

Помимо этого, США активно распродает F-16 и в другие страны. Их с готовностью "уступили" новым членам НАТО, Пакистану, Греции. А вот Индия гордо отказалась от предложения, отдав предпочтение российским МиГам.

Такая щедрость Пентагона поясняется просто - американцы уже нашли замену F-16, и его закупки для американской армии были остановлены в 2005 году. Теперь американцы торопятся распродать его по пока еще выгодной цене в страны т.н. "второй категории".

Поясним. Государства планеты, по их степени возможности приобретать для своих армий вооружение, условно разделены на три категории. Первая - развитые экономически и технологически державы, которые лидируют в области разработок новых вооружений, и которые в состоянии регулярно обновлять свой арсенал самой современной техникой. При этом новинки обычно не продают "посторонним" - только союзникам.

Вторая - страны-импортеры оружия, которые имеют достаточно средств, чтобы приобретать относительно современную боевую технику. Относительно, потому что эта техника уже производится несколько лет и не является секретной. Как правило, это модели, разработанные в 1970-80-е годы и их модернизированные образцы.

К ним же относятся "сателлиты", которых сильные мира сего вооружают (часто за свой счет или в кредит) для войны с противником или его "сателлитами". Такая практика была распространена в годы "Холодной войны".

И третья категория - бедные покупатели оружейного "секонд-хенда", которые все еще ездят на Т-55 и летают на МиГ-21. В их положении также могут оказаться "опальные" государства, которым санкции запрещают приобретать не только новейшее, но даже подержанное оружие.

Специфика оружейного рынка такова, что вначале новая модель становится на вооружение стран первой категории (исключение - Россия, которая вынуждена больше продавать своих новинок, чем пополнять ими свою армию). Через несколько лет они продаются странам второй категории. И только по прошествию лет этак 30-40 устаревшее оружие сбывают "убогим".

Разумеется, это только общая, относительная схема - поскольку в каждом случае есть своя специфика. К тому же немногие страны могут быть передовыми в производстве всех классов вооружения. Есть государства, преуспевшие только в бронетехнике, или в кораблестроении, или в области электроники. Кроме того, на Западе распространены "кооперативы" - когда несколько государств совместными усилиями разрабатывают новую модель.

Одним из таких "кооперативов" является совместный проект многоцелевого истребителя EF-2000 Typhoon, идея которого возникла в 1980-е годы как альтернатива американскому F-16. Альтернатива экономическая: обеспокоенные экспансией американских самолетостроителей в Старый Свет, лоббировавших свое новое детище, Британия, Италия, Франция и Германия решили создать своей собственный "европейский истребитель". Специально для этого был создан концерн Eurofighter.

Однако окончание "Холодной войны" привело к тому, что работы над самолетом, предназначенным для войны против СССР, затормозились по причине исчезновения противника. Первый EF-2000 поднялся в воздух 29 марта 1994 года, однако интерес к нему к тому времени уже пропал.

К тому же машина, которая создавалась как ответ F-16 (и несколько неудачный) на пороге XXI века оказалась несколько устаревшей. За то, что это она, по сути, является модернизированным самолетом 1980-90-х годов, ее называют истребителем "четвертого с плюсом поколения".

Он несколько уступает даже МиГ-29М, и уж подавно - новому российскому истребителю МиГ-35. При этом стоимость одного самолета достигает 140 миллионов долларов, хотя, по заверению создателей, он может преследовать до 20 целей одновременно и начинать борьбу с противником на дистанции в 130 километров. А также выполнять до 200 устных команд пилота.

Принятие на вооружение EF-2000 долго откладывалось, но все же с начала века он начал поступать в армии европейских стран. Интерес к нему высказали и другие государства. В частности, Саудовская Аравия желает приобрести 72 машины, выложив за них около 10 миллиардов.

Однако сейчас многие европейские страны более увлечены участием в другом проекте - американском F-35 JSF, который более соответствует титулу "самолета XXI века", и который как раз и станет заменой F-16. Работы над ним начались в 1996 году, и уже 24 октября 2000 года его прототип Х-35 совершил свой первый полет. Главный его создатель - американская Lockheed Martin, также в проекте участвовала британская BAE Systems. Постепенно изъявили свое желание присоединиться к проекту Италия, Канада, Дания, Голландия и Норвегия.

Это самый дорогой военный проект в истории человечества - расходы на разработку и производство самолета достигают 276,5 миллиардов долларов!

Однако цена машины начинается от 45 миллионов за штуку (другие модификации - дороже), что делает его очень привлекательным в экономическом плане - в отличие от многострадального и дорогого EF-2000. Уже поступили заявки на более чем 4,5 тысячи F-35 для армий стран-членов НАТО (из них около 1800 для США), а также Израиля и Австралии. Причем Турция ради этого отказалась от покупки дорогущих EF-2000.

А вот Саудовскую Аравию в проект не пустили. Что и следовало ожидать - новинка не будет пока что продаваться странам "второй категории".

F-35, как самолет пятого поколения, во многом опережает его по своим техническим характеристикам. Машина будет производиться в трех вариантах: наземного базирования, палубный истребитель (для ВМС США) и самолет вертикального взлета (для замены британских Harrier).

Особое внимание при создании F-35 уделялось его возможностям быстро находить и уничтожать наземные цели с помощью высокоточного оружия, а также защите от ПВО противника. Так что не зря его называют "самолетом первого дня войны", а оппоненты - "боевой машиной агрессора".

Вместе с этим США собираются таки довести до конца свой старый проект - истребитель F/A-22 Raptor. Который стали разрабатывать в начале 1980-х, для борьбы с советскими Покрышкиными. Но вот с кем именно "рапторы" должны будут сойтись в схватке в новом столетии, Пентагон пока что скромно умалчивает....
Авторские права на данный материал принадлежат «From-ua.com». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка