О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Обрусевшая американская змея

Как это ни покажется странным, но один из самых востребованных на советско-германском фронте американский истребитель - Р-39 "Аэрокобра", крайне не понравился британским летчикам

Как это ни покажется странным, но один из самых востребованных на советско-германском фронте американский истребитель - Р-39 "Аэрокобра", крайне не понравился британским летчикам. Почему же эта машина не понравилась англичанам? И почему "Аэрокобру" чрезвычайно удачно использовали советские пилоты? Может быть, все дело в национальной психологии? Что русскому здорово, то англичанину смерть?

Дело тут вот в чем. В Великобританию первые "Аэрокобры" начали поступать с лета 1941 года. Истребитель обладал малым потолком, низкой скороподъемностью и плохой маневренностью на средних и больших высотах. Все положительные качества этого самолета полностью раскрывались только на малых высотах, а английским пилотам, ведущим бои над территорией Великобритании, практически не приходилось летать на низкой высоте. С точностью до наоборот повторилась история с советским истребителем МиГ-3, эффективным на больших высотах и терявшим свои достоинства на высотах низких. ( См. "Столетие" "Истребитель, который слишком высоко летал").

"Аэрокобрам" в Англии не нужно было ни поддерживать сухопутные войска, ни поражать наземные цели противника. Их уделом тогда была противовоздушная оборона. Таким образом, истребители Р-39 в Англии оказались невостребованы и уже в декабре 1941 года были сняты с вооружения. Часть самолетов направили в Юго-Восточную Азию, другую - предложили Советскому Союзу.

В боях с японцами "Аэрокобры" также себя проявили не лучшим образом. Очень мало подтвержденных побед было одержано и американскими летчиками на Р-39 как на Европейском, так и на Тихоокеанском театрах военных действий. Здесь "Кобры" применялись главным образом для выполнения второстепенных задач - прикрытия с воздуха морских конвоев и сопровождения транспортных самолетов.

Валерий Романенко, автор книги "Аэрокобры вступают в бой" пишет: "С пеpвых дней эксплуатации пpоявился типичный для иностpанных самолетов недостаток: неполный слив масла из маслосистемы, остатки котоpого быстpо замеpзали на моpозе. Пpишлось сpочно доpабатывать маслосистему…".

Но самый неприятный недостаток машины заключался не в этом. Выяснилось, что у Р-39 существует "тенденция к плоскому штопору", что могло привести к гибели пилота и потере машины. Летчиков учили избегать опасных режимов полета, тем не менее, несколько советских летчиков-испытателей и фронтовых пилотов разбились на попавших в штопор "кобрах".

В условиях советско-германского фронта, где бои шли чаще всего на относительно небольших высотах, Р-39 мог проявить свои лучшие качества, оставшиеся незамеченными союзниками, воевавшими в совсем другой обстановке. Правда, для этого потребовалась большая работа советских конструкторов и летчиков, что называется, доводивших машину "до ума". Фактически заказы из СССР спасли фирму "Белл" от неминуемого краха после того, как их продукция не понравилась британским и американским пилотам. В СССР было отправлено 4953 машины, что составило 51,6%, более половины всех построенных самолетов этого типа. Или 35%, более трети, всех поставленных нам в войну самолетов США...

Особую роль в раскрытии потенциальных возможностей "Аэрокобры" сыграл Александр Покрышкин (на фото справа). У нас трижды Героя Советского Союза принято считать прежде всего замечательным воздушным бойцом. Это, безусловно, верно, но помимо этого Покрышкин был замечательным воздушным тактиком, организатором и педагогом. Он не был героем-одиночкой, вокруг него образовалась целая звездная группа замечательных асов, летавших на "кобрах".

Александр Покрышкин, летая на "Аэрокобре", с весны 1943 года уничтожил в воздушных боях 48 самолетов противника, доведя общий счет до 59 побед. Вместе с Покрышкиным на "кобрах" воевали и такие прославленные асы, как Григорий Речкалов, Александр Клубов, Вадим Фадеев, Георгий Голубев, братья Глинка и другие. На "Аэрокобре" Речкалова к концу войны было 56 звездочек, показывающих число воздушных побед; 53 самолета противника сбил Георгий Голубев, 50 - Дмитрий Глинка. Немного уступал Покрышкину по количеству сбитых самолетов Николай Гулаев, также летавший на истребителе Р-39. На его личном счету 57 сбитых самолетов противника.

Исследователь биографии Покрышкина Алексей Тимофеев так сформулировал возможности американской машины, которые заметил и использовал замечательный советский летчик:

"Аэрокобра" - самый "обрусевший" самолет ленд-лиза... Воздушные бои разворачивались, как правило, на малых и средних высотах до 4,5-5 километров. Здесь-то "кобра" (скорость 585 км/час на высоте 4200 м) могла показать свои лучшие качества - легкость и пилотировании, маневренность, живучесть. И, прежде всего - вооружение, под которое и создавалась молодыми и несколько авантюрными главой фирмы Ларри Беллом и конструктором Робертом Вудсом оригинальная конструкция истребителя. Мотор вопреки традициям был установлен позади кабины летчика, чтобы освободить впереди место для мощной пушки. Улучшился и обзор из кабины, что сразу отметил А.И. Покрышкин. Поставленное впереди третье колесо шасси резко усилило взлетно-посадочные характеристики. Можно было садиться на грунтовые полосы, не боясь капотирования - опрокидывания через нос".

Может быть, если бы нашим пилотам пришлось драться в других условиях, где-нибудь над Англией или Тихим океаном, они забраковали бы "кобры", а англичане, доведись им прикрывать сухопутные войска на Кубани или на Курской дуге, добились бы на этих истребителях прекрасных результатов?

Характеристики самолета P-39Q "Аэрокобра" 1941 года

Экипаж1 чел.
Размах крыла10,36 м
Длина самолета9,2 м
Высота самолета3,8 м
Максимальная скорость615 км/ч
Время набора высоты4500 м, мин 5
Практический потолок10620 м
Вооружение37-мм пушка и два 12,7-мм пулемета в носу и два в крыле, бомб на внешней подвеске 227 кг
...
Авторские права на данный материал принадлежат «Столетие». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка