О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

"Як" победил "МиГ"

Российские ВВС выбрали учебно-тренировочный самолет для обучения пилотов. Как заявил командующий ВВС России А.Зелин, ближайшие десятилетия летчики будут тренироваться на Як-130

Российские ВВС выбрали учебно-тренировочный самолет для обучения пилотов. Как заявил командующий ВВС России Александр Зелин, ближайшие десятилетия летчики будут тренироваться на Як-130. Относительно вопроса о судьбе ближайшего конкурента - учебного самолета МиГ-АТ главком уточнил: "ВВС выбрали один учебно-боевой самолет - Як-130".

"Это прекрасный учебно-боевой самолет с хорошими летно-техническими характеристиками. Есть проблемы, связанные с силовой установкой, но я полагаю, что к концу года предварительное заключение по этому самолету мы получим", - сказал генерал. "Наша потребность - более 200 самолетов", - добавил он.

ВВС России планирует заменить "яками" ветшающий парк самолетов L-39 Albatros чехословацкого производства. На выбор военных не повлияла даже случившаяся в 2006 году катастрофа второго опытного самолета Як-130, не повлекшая, впрочем, человеческих жертв.

Госкомиссия провела расследование того инцидента и установила, что причиной падения Як-130 стала "потеря его управляемости в полете одновременно по тангажу, крену и рысканью вследствие нештатной работы командной системы управления".

Секрет победы Як-130 видится еще в том, что это более "российский" самолет, чем его конкурент. Собственно, и Як-130, и МиГ-АТ родились как совместные проекты: первый - с итальянской авиастроительной компанией Aermacchi (ныне Alenia), а второй - с рядом французских компаний.

Но "яковлевцам" удалось довольно быстро "русифицировать" свой самолет (на чем настаивал заказчик), продав в 2001 году за 77 млн. долларов комплект базовой технической документации на машину итальянским партнерам, тем более что стандарты обучения пилотов НАТО отличаются от принятых у нас, да и в учебно-боевом варианте самолета западные партнеры не были сильно заинтересованы.

Конкуренты из РСК "МиГ" с "русификацией" опоздали. Дело в том, что самолет фактически создавался под российско-французские двигатели Snесма 04-R20 Lazrac, в проектировании которых принимал участие и южнокорейский концерн Daewoo. Изрядная часть авионики, установленной на прототипе МиГ-АТ, тоже французского производства.

То же можно сказать и о двигателях: испытания мотора РД-1700, созданного на замену Lazrac, начнутся только в конце квартала (для его испытаний потребуется 50-60 полетов), тогда как установленные на Як-130 моторы АИ-222-25, разработанные Московским машиностроительным производственным предприятием "Салют" и Запорожским машиностроительным конструкторским бюро "Прогресс", уже выпускаются серийно.

Кроме того, Як-130 обладает более перспективной аэродинамикой, сближающей его с самолетами четвертого - пятого поколений, что, например, позволило специалистам Китая создать на базе "сто тридцатого" сверхзвуковую учебную машину (российский самолет летает медленнее звука - таково требование заказчика).

Правда, может возникнуть коллизия с экспортными поставками. В случае удачи всех трех проектов на базе Як-130 на рынке будут конкурировать три почти аналогичных самолета: российский, итальянский и китайский. Да и МиГ АТ как конкурента со счетов сбрасывать не стоит.

Пока преимущество за Як-130: твердый заказ из Алжира на 16 самолетов, соглашение о которых было подписано 10 марта 2006 года во время визита президента РФ Путина в эту страну. Рособоронэкспорт на сегодняшний день получил заявки на 100 самолетов этого типа. Недавно была получена официальная заявка на участие Як-130 в тендере в Сирии, чуть ранее поступила заявка от Индонезии. Интерес к машине проявляет Венесуэла....
Авторские права на данный материал принадлежат «Взгляд». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка