О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

"Антей" в запас не уходит

В канун 76-й годовщины военно-транспортной авиации корреспондент "ВПК" беседует с командующим 61-й воздушной армией Верховного Главного командования (ВТА) генерал-майором В.Качалкиным

В канун 76-й годовщины военно-транспортной авиации корреспондент "ВПК" беседует с командующим 61-й воздушной армией Верховного Главного командования (ВТА) генерал-майором Виктором Качалкиным.

Личное дело: Качалкин Виктор Тимофеевич

Родился 29 марта 1963 г. в п. Качалин Тацинского района Ростовской области. В 1984 г. окончил Балашовское высшее военное авиационное училище летчиков. В 1987 г. принимал участие в боевых действиях на территории Анголы. В 1993 г. окончил командный факультет Военно-воздушной академии имени Ю.А. Гагарина. В 1997 г. назначен на должность командира военно-транспортного авиационного полка. После окончания в 2003 г. Военной академии Генерального штаба ВС России - заместителем командира соединения и в этом же году возглавил его. В 2004 г. ему присвоено воинское звание генерал-майор. С 2005 г. - заместитель командующего ВТА, с 22 февраля 2007 г. - командующий. Заслуженный военный летчик. Освоил три типа военно-транспортных самолетов (Ан-24, Ил-76МД и Ан-124), а также L-29. Общий налет на всех типах самолетов около 4000 часов. Награжден орденом "За военные заслуги", медалями "За воинскую доблесть" 2-й степени, "За укрепление боевого содружества" и др.


- Виктор Тимофеевич, хотя вы только три месяца возглавляете 61-ю воздушную армию, но были заместителем командующего, так что состояние дел во вверенной армии вам хорошо известно. Как можно оценить нынешнюю боевую готовность ВТА?

- На сегодня одна из основных задач, стоящих перед воздушной армией, - поддержание высокой боевой готовности - выполняется. Соединение и части поддерживают высокий уровень боевой и мобилизационной готовности. Это обусловлено спецификой ВТА, которая выполняет внезапные задачи в мирное время - при возникновении как чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, так и конфликтных ситуаций в регионах, создающих угрозу безопасности государства.

В объединении большой процент экипажей, подготовленных к выполнению задач в любых условиях обстановки днем и ночью. Уровень натренированности летного состава поддерживается в течение всего года в ходе плановых полетов и практически ежемесячных совместных с другими видами и родами войск учениях и тренировках. Целенаправленная работа руководящего состава объединения, соединения и частей по поддержанию натренированности летного состава, а также подготовка молодых экипажей, повышение квалификационных категорий авиационных специалистов позволяют выполнять поставленные задачи с хорошим качеством и говорить о преемственности поколений ВТА. Подготовка молодых специалистов - сегодня приоритетное направление деятельности руководящего состава объединения.

Средний налет на один экипаж за первые 5 месяцев 2007 года составил около 30 часов, а за 2006 год - около 60. За истекший период 2007 года подготовлено более 30 молодых экипажей. В течение этого года экипажи военно-транспортной авиации десантировали около 12 000 человек и более 30 единиц техники. А в результате выполнения воздушных перевозок переправлено более 16 000 человек личного состава, около 200 единиц боевой техники и около 4500 тонн различных грузов.

- Стал ли Псковский военно-транспортный авиационный полк частью постоянной боевой готовности, о чем так много раньше говорили?

- В этом году мы закончили проведение мероприятий, направленных главным образом на то, чтобы Берлинский Краснознаменный овтап отвечал требованиям, предъявляемым к частям постоянной готовности. Прежде всего нам необходимо было обеспечить высокую укомплектованность личным составом, создать максимально исправный и пригодный для эксплуатации парк авиационной техники и выполнить многие другие задачи. Итог этой подготовки - проведенное летно-тактическое учение полка с подразделениями ВДВ в марте этого года. Как вы понимаете, сегодня частям постоянной готовности в силу объективных причин уделяется гораздо больше внимания. Будет больше выделяться топлива - будет проводиться больше полетов. А значит, выше поднимется уровень подготовки и натренированности летчиков. Очень бы хотелось, чтобы каждый наш авиаполк стал частью постоянной готовности.

- А что с аэродромом Кречевицы (Великий Новгород)? Там, как помнится, планировалось создать аэродром двойного базирования...

- В настоящее время на аэродроме Кречевицы дислоцируются части воздушной армии. Администрация Новгородской области вышла с предложением о создании аэродрома совместного базирования в 2005 году. За несколько лет проведено несколько трехсторонних встреч и совещаний, где каждая из трех сторон взяла на себя определенные обязательства. Согласно указаниям министра обороны, главнокомандующего ВВС выделены денежные средства, предназначенные для проведения работ по удлинению взлетно-посадочной полосы, что необходимо для самолетов ВТА и обеспечения безопасности полетов. На втором этапе ФАВТ берется заменить радиосветотехническое оборудование и довести аэродром до стандартов гражданской авиации. И на третьем, завершающем, этапе администрация области обеспечивает строительство аэровокзального комплекса с подъездными путями и сопутствующей инфраструктурой. Все эти мероприятия планируется завершить к 1150-летию Великого Новгорода, которое будет праздноваться в июне 2009 года.

- Давайте перейдем к авиационной технике. В каком состоянии находится самолетный парк ВТА?

- Сегодня в ВТА эксплуатируются самолеты Ан-12, Ан-22 "Антей", Ан-26, Ан-124 "Руслан" и Ил-76. Основным самолетом в объединении остается Ил-76. Исправность самолетного парка отвечает предъявляемым требованиям. Следует отметить, что уровень боевой готовности самолетного парка ВТА в настоящее время самый высокий в ВВС и в этом заслуга всех служб, специалистов и должностных лиц Военно-транспортной авиации.

- С какими трудностями приходится сталкиваться при поддержании в боевом состоянии самолетного парка, находящегося в строю?

- Основная проблема - финансирование. Иногда ВТА ставят в один ряд с другими родами авиации, забывая, что в отличие от них мы решаем задачи ежедневно. Каждый день в отрыве от базы 20-30 экипажей ВТА выполняют различные задачи, и с каждым днем их становится не меньше, а, наоборот, все больше. Поэтому и финансирование должно быть пропорциональным, в зависимости от стоящих задач. Да, часть средств мы зарабатываем на авиаперевозках, но далеко не все они достаются ВТА. И если так пойдет дальше, то скоро нам не на чем будет летать.

- Давайте остановимся и на коммерческих перевозках. Что для ВТА дают и означают эти перевозки в вопросе выполнения задач боевой подготовки, обеспечения нужд объединения? И каков налет у летчиков благодаря коммерческому топливу?

- Коммерческие (платные) перевозки в вопросе выполнения задач боевой подготовки и обеспечения нужд армии играют очень важную роль. Во-первых, они позволяют поддерживать натренированность подготовленного летного состава и проходить программу подготовки молодым экипажам. (При этом средний налет на экипаж составляет 100-150 часов. И это при постоянном дефиците лимита топлива, выделяемого на мероприятия боевой подготовки.) Во-вторых, денежные средства, полученные за платные перевозки, используются на поддержание авиационного парка в исправном состоянии. А также часть средств используется на социальные нужды военнослужащих.

- В ВТА есть немало самолетов, созданных на Украине. Их эксплуатация связана прежде всего с продлением ресурса планера, ремонтом и приобретением новых авиадвигателей. Говорят, что это очень дорогое удовольствие. Как в связи с этим складываются взаимоотношения с украинскими предприятиями?

- С Украиной у нас партнерские взаимоотношения. Да и деньги на поддержание летной годности самолетов расходуются небольшие. Куда больше проблем с турбовинтовыми двигателями НК-12МА, изготавливаемыми в Самаре. Но и эти задачи, хотя и с большими трудностями, стараемся решать.

- Коль речь зашла о двигателях, устанавливаемых на знаменитых "Антеях", то хотелось бы узнать, как долго эти машины еще прослужат?

- "Антей" - это уникальный и один из самых экономичных транспортных самолетов. Например, по сравнению с Ил-76МД, несмотря на меньшую скорость, топлива он расходует почти на 20 процентов меньше. Его главным преимуществом является огромный грузовой отсек высотой и шириной по 4,4 метра, он способен перевозить самые крупногабаритные грузы. Благодаря этому спрос на использование самолетов Ан-22 постоянно растет. На сегодня срок эксплуатации продлен до 40 лет.

- Недавно начались испытания самолета Ил-76МД-90 с двигателями ПС-90А-76. Безусловно, эти двигатели, модернизация и расширение состава оборудования будут способствовать повышению экономической эффективности и расширению географии применения самолета. Но цена этого двигателя, как говорится, кусается. Насколько велика вероятность ремоторизации парка самолетов Ил-76 под более дешевые двигатели "Бурлак"?

- Двигатели ПС-90А-76 и в самом деле дороговаты. Но следует учесть, что "Бурлак" - это модификация двигателя Д-30КП, созданного почти 40 лет назад, и он находится пока на стадии разработки. Говорить о нем можно будет лишь после завершения государственных испытаний и двигателя, и самолета. Хотя, несмотря на морально устаревший газогенератор, "Бурлак" может стать альтернативой дорогостоящему ПС-90А-76.

- После снятия "железного занавеса" и начавшейся открытости нашего общества на налогоплательщика обрушился поток информации, дискредитирующей отечественную авиационную технику. Что и говорить, недостатков в ней хватает: и высокий расход топлива, и более высокие затраты на обслуживание. Но в целом по надежности и возможности своевременного решения поставленных задач она не уступает западной. Значительная часть вашей жизни связана с эксплуатацией самолетов. Можете ли вы подтвердить или опровергнуть навязанное нам СМИ мнение?

- Вопрос этот не простой... Кратко можно сказать: наши самолеты по своей эксплуатационной технологичности и надежности не уступают зарубежным. В чем-то "иностранцы" нас превосходят. Например, у них на более высоком уровне находятся авионика, средства объективного контроля, технологическая оснастка. Но надежность нашей авиационной техники, простота в эксплуатации, неприхотливость к внешним условиям намного выше. Надо оборудовать наши самолеты современными пилотажно-навигационными комплексами, и это будет шагом вперед.

- Есть ли надежда на обновление самолетного парка ВТА?

- Надежда, конечно, есть. Очень надеемся на модернизацию Ил-76МД и приобретение Ил-76МФ. Если производственная база для Ил-76 перебазируется из Ташкента в Ульяновск, то, думаю, мы быстрее получим эти машины. И все же программа по военно-транспортной тематике реализуется нормально. Тот парк, который есть в ВТА сегодня, можно спокойно эксплуатировать до 2020 года за исключением самолетов Ан-26 и Ан-24. Чтобы как можно быстрее заменить парк этих машин, мы и начали с легкого Ил-112. И все же поддержание самолетов в боевом состоянии - это лишь полдела. Не менее важной задачей уже сегодня становится подготовка специалистов как технического, так и летного состава. Проблемы здесь общеизвестные. Это трудности, связанные с жильем для офицеров и прапорщиков и их низким уровнем денежного довольствия. Эти вопросы нельзя откладывать в сторону, необходимо решать уже сейчас.

- Давайте более конкретно поговорим о денежном и жилищном обеспечении офицеров? Есть ли отток молодых кадров из 61-й воздушной армии?

- На сегодня сложилась ситуация, когда разница в денежном довольствии летного состава и технического несопоставима. Этот перекос необходимо исправлять, и чем быстрее, тем лучше. Жилищный вопрос, можно сказать, начинает решаться во всех гарнизонах в сторону улучшения. Обеспечение жильем началось и по президентской программе "15+15", молодые офицеры в регионах вступили в ипотеку. Хочется выразить надежду, что эта тенденция к улучшению сохранится и в будущем. Единственный недостаток сегодня - это нехватка служебного жилья.

Нам по-прежнему удается сохранять подготовленные высококвалифицированные офицерские кадры и укомплектовывать подразделения грамотными в профессиональном отношении военнослужащими. Стоит также отметить, что укомплектованность ими объединения возросла. Сократилось количество увольняемых офицеров. Это связано с тем, что командование армии, командиры соединений и частей активизировали работу по поднятию престижа военной службы, особенно у молодых офицеров. Вообще молодые офицеры - это будущее военно-транспортной авиации. Сегодня мы им уделяем самое пристальное внимание и даем больше часов налета, чем другим летчикам.

- В Военно-воздушных силах теперь новый главнокомандующий. Генерал армии Владимир Михайлов уволен в запас, и некоторые СМИ достаточно нелестно отзываются о нем. Расскажите, что Владимир Сергеевич сделал для военно-транспортной авиации?

- Я знаю Владимира Сергеевича Михайлова как крупного военачальника, порядочного и честного человека, который более 45 лет жизни посвятил служению и развитию Военно-воздушных сил. Что касается ВТА, то приведу такой пример... В 1992 году, после распада СССР, командованию ВТА необходимо было перебазировать авиационный полк из г. Кировобада (Азербайджан) на территорию России - в СКВО. Владимир Сергеевич, в то время командующий 4-й воздушной армией, оказал всяческую помощь и поддержку при перебазировании полка и обустройстве на новом аэродроме в Таганроге. Благодаря Владимиру Сергеевичу сегодня проводится ремоторизация (установка двигателей ПС-90) на самолеты Ил-76 61 ВА ВГК (ВТА). Генерал армии Михайлов всегда понимал важность задач, которые решает ВТА. Я считаю, что и сегодня вектор отношения к военно-транспортной авиации не поменяется.

- Виктор Тимофеевич, а что бы вам хотелось пожелать своим подчиненным в канун 76-й годовщины образования военно-транспортной авиации...

- Хочу поблагодарить летчиков, штурманов, инженерно-технический состав, специалистов штабов, тыла и связи за вклад в решение задач, стоящих перед ВТА. Поздравить весь личный состав, ветеранов ВТА, семьи, родных и близких с нашим профессиональным праздником. Пожелать здоровья, успехов в службе на благо нашего общего дела - защиты Отечества....
Авторские права на данный материал принадлежат «Военно-промышленный курьер». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка