О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Плановая катастрофа

Группа независимых экспертов провела расследование причин катастрофы самолета Ту-154 под Донецком. И пришла к выводу, что одной из таких причин могла быть, потеря мощности и отказ в работе двигателей по причине наличия в них поддельных деталей

Редакции "Российской газеты" стали известны сенсационные факты: группа независимых экспертов провела свое расследование причин катастрофы самолета Ту-154 под Донецком. И пришла к выводу, что одной из таких причин могла быть, наряду с ошибками экипажа, потеря мощности и отказ в работе двигателей в экстремальной ситуации по причине наличия в них поддельных деталей.

Так это или не так, судить пока сложно. Достоверно известно лишь то, что двигатели этого авиалайнера незадолго до трагедии прошли капитальный ремонт. Но что подобное возможно - убеждает пример другой авиакатастрофы, в которой тоже погибли люди.

Три года назад в Малайзии разбился российский вертолет Ка-32. В ходе расследования катастрофы удалось установить, что причиной были не ошибки экипажа, а разрушение покрывающих дисков турбины компрессора. Выяснилось, что разрушенный двигатель ТВ3-117ВК был капитально отремонтирован на Уральском заводе гражданской авиации (УЗГА), а те самые диски - типичный контрафакт.

Всплыла и такая устрашающая подробность. В России такие диски выпускает лишь один завод, находящийся в Санкт-Петербурге. В 2004 году этот питерский завод по заказу уральцев изготовил и поставил десять комплектов покрывающих дисков. Но в том же 2004 году УЗГА капитально отремонтировал и отправил потребителям двести двигателей типа ТВ3-117ВК. Не надо быть великим математиком, чтобы подсчитать: на остальных 190 двигателях фирменных дисков от производителя не было. Что на них поставили? Нельзя исключить, что и по сей день сотни людей поднимаются в небо, фигурально выражаясь, на летающих гробах.

Обо всем этом мы рассказали в номере "РГ" 25 августа 2005 года. На публикацию прокуратура Свердловской области отреагировала очень быстро и попыталась возбудить уголовное дело, которое практически сразу зависло.

В феврале 2006 года уже руководство МВД, исчерпав лимит терпения, направило официальное письмо на имя тогдашнего первого заместителя Генпрокурора. "Согласно оперативным данным, крушение российских вертолетов Ка-32 в Малайзии и самолета "Авиатика", произошедшее в сентябре 2005 года, - сообщалось в обращении, - возникло из-за использования в двигателях контрафактных деталей, изготовленных на Уральском заводе. В ходе проверки полученной информации... были собраны материалы, свидетельствующие об изготовлении контрафактных деталей вертолетных двигателей... Указанные материалы проверки находятся в прокуратуре Свердловской области, где более пяти месяцев решения по ним не принимается".

В Главное управление по надзору за процессуальной деятельностью органов прокуратуры, МВД, ФСКН и ФТС также ушло письмо, в котором выражалась просьба разобраться в причинах задержки расследования вполне очевидного и общественно опасного дела и принять, наконец, "меры процессуального решения".

Из Генпрокуратуры пришел ответ, немало удививший милиционеров. Их попросили "предоставить уточняющую информацию о том, каким конкретно подразделением упомянутые материалы были направлены в прокуратуру Свердловской области, либо откуда поступили сведения об их направлении в областную прокуратуру". Выходило, что прокуроров больше интересовало, кто же именно докопался до контрафактных афер, а не то, почему этому делу никак не могут дать ход.

Тем не менее в марте 2006 года появилось "Постановление об отмене постановления об отказе в возбуждении уголовного дела и о возбуждении уголовного дела". Заместитель прокурора Свердловской области наконец-то установил, что ранее вынесенное решение об отказе в возбуждении уголовного дела было необоснованным. Областная прокуратура указала прокуратуре транспортной, что "имеются достаточные данные, указывающие на признаки преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 266 УК РФ, в действиях работников ОАО "УЗГА".

После столь длительных перипетий уголовное дело было-таки возбуждено, а в августе прошлого года вышли постановления о привлечении в качестве обвиняемых гендиректора завода Анатолия Падерова и коммерческого директора Владимира Яхлакова. Но к тому времени оба директора были уже недоступны нашему правосудию. Сколотив капиталец, оба будто бы осели в Объединенных Арабских Эмиратах и, по слухам, обосновались там очень даже неплохо.

Что поражает во всей этой истории? Борясь с контрафактом, прокуроры проявляют порой удивительную оперативность. Например, очень быстро нашли преступника в лице директора бедненькой сельской школы, купившего компьютеры с пиратскими программами, и добились его осуждения. Заметим - именно покупателя, а не продавца и уж тем более не производителя этих самых программ. Причем сделано это было публично. А вот изготовителей контрафактных авиационных деталей, из-за которых погибли люди, прокуратура никак взять не может.

Вполне возможно, что летчики в небе над Донецком в тяжелейших грозовых условиях пошли на рискованный маневр, рассчитывая на полную мощь двигателей и полагая, что они вытянут самолет в критической ситуации.

Если бы суд над виновными в гибели вертолета Ка-32 и его экипажа состоялся и все сомнительные авиационные моторы были отозваны, то, вполне возможно, не случилось бы и той страшной катастрофы под Донецком.

Но случилось то, то что случилось......
Авторские права на данный материал принадлежат «Российская газета». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка