О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

В катастрофе обвинили мертвого диспетчера

Завершились слушания на процессе по обвинению сотрудников компании Skyguide в халатности, приведшей к столкновению Ту-154М "Башкирских авиалиний" и Boeing 757 компании DHL. Ни один из подсудимых не признал своей вины, а адвокаты потребовали вынести оправдательный приговор

В культурном центре швейцарского города Бюлах вчера завершились слушания на процессе по обвинению восьми сотрудников компании Skyguide в халатности, приведшей к столкновению 1 июля 2002 года Ту-154М "Башкирских авиалиний" и грузового Boeing почтовой компании DHL и гибели 71 человека. Ни один из подсудимых не признал своей вины, а адвокаты потребовали вынести оправдательный приговор. Они возложили всю вину за катастрофу на диспетчера Петера Нильсена, который был убит 24 февраля 2004 года.

В последний день перед судом выступили защитники второго дежурного диспетчера Томаса Кайзера, отдыхавшего в момент катастрофы, и дежурного системного менеджера Клауса Фляйшмана, затем обоим подсудимым было предоставлено последнее слово. Они, как ранее другие подсудимые, не признали своей вины, а адвокаты потребовали вынести им оправдательный приговор. При этом и защитники, и сами подсудимые пытались возложить всю вину за катастрофу на Петера Нильсена, диспетчера, дежурившего в роковую ночь у экранов радаров. Показания самого господина Нильсена защитники требовали исключить из дела, ссылаясь на то, что с ним не проводилось очных ставок. Кроме того, они считали, что прокуратура неправомерно включила в дело доклад германского ведомства по расследованию авиапроисшествий (BFU), которое занималось выяснением причин катастрофы над Боденским озером. По мнению адвокатов, отчет может повлиять на объективность судебного решения.

Прокурор Бернхард Хехт также говорил об ошибках Петера Нильсена. Диспетчеру, несомненно, тоже было бы предъявлено обвинение, если бы он не был убит 24 февраля 2004 года Виталием Калоевым, потерявшим в катастрофе всю семью. Но суду были представлены доказательства, что и ошибки диспетчера явились следствием нарушения служебных обязанностей со стороны руководителей цюрихского центра Skyguide: они сократили диспетчеров, разрешили ночью им дежурить по одному, а 1 июля 2002 года проводили в центре переоборудование главных систем обеспечения безопасности воздушного движения. При этом диспетчеры не были поставлены в известность о работах и том, что будет блокирована телефонная линия и отключен главный радар.

Сегодня суд приступит к обсуждению приговора. Судебной тройке предстоит не только ответить на вопрос, виновны ли подсудимые в халатности, и в случае обвинительного приговора определить им меру наказания. В процессе обсуждения они должны будут определить позицию в отношении показаний Петера Нильсена и доклада BFU, отягчающих вину руководства Skyguide, на изъятии которых настаивает защита. Судьям также придется дать внятные объяснения, почему было отказано в предоставлении слова стороне потерпевших - близким погибших и их адвокатам, хотя в расписании процесса им было отведено целое заседание. Как сказала секретарь суда, еще неизвестно, будет ли приговор оглашен до 10 июля, когда начинаются судебные каникулы, или после них, уже в конце августа.

Что грозит менеджерам Skyguide

По 15 месяцев условного заключения обвинение требует для директора цюрихского центра Skyguide Мартина Люти, бывшего начальника контрольной вышки Антона Маага, оперативного директора Мартина Брюлизауэра; 12 месяцев условно грозит главному проектировщику Skyguide Петеру Бранднеру и его заместителю Хансу-Юргу Пробсту; 8 месяцев - дежурному диспетчеру Томасу Кайзеру и по 6 месяцев - начальнику вечерней смены диспетчеров Эрнсту Хинену и дежурному системному менеджеру Клаусу Фляйшману. По уголовно-процессуальному кодексу Швейцарии, приговор к условным срокам означает, что отбывание наказания в тюрьме можно заменить ежедневными отчислениями по 100 франков ($82)....
Авторские права на данный материал принадлежат «Коммерсантъ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка