О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Одежда на вырост

Dassault Aviation расширяет производство "Фалконов"

Ситуацию прошлого года на рынке бизнес-джетов и авиатехники общего назначения характеризуют одним словом - ажиотаж. Производители радостно рапортуют о рекордных продажах, а покупатели сетуют на долгие сроки поставок, дефицит и дороговизну самолетов и вертолетов на вторичном рынке. Конечно, рекордный рост рынков был спрогнозирован уже давно, что и дало производителям основания готовить очередные революционные решения в области высоких технологий. Но отрабатывать прошлогодние заказы придется не столько при помощи технологий, сколько усилиями производственных линий и поставщиков-смежников. Хотя в случае с Dassault Aviation хайтек и конвейер развиваются с одной скоростью.

Горячие пирожки

Весь прошлый год и начало нынешнего Dassault Aviation продавала все, что успевала произвести. В этих условиях компания умудряется идти своим путем, ориентируясь на высокие технологии. По данным General Aviation Manufacturers Association (GAMA), выпуск бизнес-джетов Falcon в прошлом году распределился следующим образом: Falcon 50EX - 5; Falcon 900DX/EX -20; Falcon 2000DX/EX - 36. Итого в общей сложности - 61 Falcon на сумму $1,7 млрд. К этой цифре следовало бы добавить три Falcon 7X, проходящие завершающий цикл испытаний перед получением сертификата типа. Кстати, серию "холодных тестов" планировалось провести на базе компании "Газпромавиа" в Ямбурге. Но феноменально теплая погода подпортила реноме Сибири: вместо желаемых трескучих морозов было всего-навсего -25°C, и самолет ушел на тесты в Канаду, где зима хозяйничала по полной программе.

С новым тяжелым бизнес-джетом дела у Dassault идут отлично: на выставке EBACE-2006 в Женеве компания заявила об увеличении дальности полета Falcon 7X до 11 тыс. км при одновременном росте коммерческой нагрузки. А в нынешнем году самолет полетит в Швейцарию уже с сертификатом типа. Ожидаемый всплеск продаж заставляет многих сотрудников Dassault готовиться к лихорадочным трудовым будням. Самолет и так уже весьма популярен: сегодня продаются машины выпуска 2012 г., по Falcon 2000 компания живет уже в 2010-м, по "девятисотым" продается выпуск второй половины 2009-го.

Разумеется, ситуация с длинными очередями не очень комфортна для Dassault, и многие эксперты находят поводы говорить о некоммерческом подходе. Но важно понимать и другое: Dassault - типичная "семейная" компания, управляемая всего двумя акционерами. Соответственно, нет и прессинга со стороны мелких акционеров, играющих на курсе акций. Поэтому в Dassault считают, что покупатель, коль скоро он сделал выбор в пользу Falcon, вступил в долгосрочное партнерство с компанией, а найти на вторичном рынке "промежуточный" самолет для решения текущих проблем вполне возможно, учитывая даже постоянный дефицит на подержанные "Фалконы". Единственное, что требуется в данной ситуации - быстрота принятия решений. И все будет. Как говорится, клиент свое получит.

Виртуальные образы

В ближайшей перспективе Dassault планирует увеличить объемы производства и изменить его структуру. Если раньше половину выпуска составляли Falcon 2000, а остальное делили Falcon 900 и Falcon 50, то теперь примерно по 40% будет отдано Falcon 2000 и Falcon 7Х, и, по крайней мере, четверть останется за Falcon 900.

Но вот что интересно: одновременно с расширением объемов выпуска французы рассчитывают повысить качество. Возникает законный вопрос: а как это им удастся? Ответ лежит в области традиционных для компании высокотехнологичных решений.

Прежде всего, в прошлом году построили новый производственный цех, потому что на имеющихся площадях собирать Falcon 7X невозможно - линии загружены до предела, да и самолет уже слишком велик. Решение остальных задач доверено программистам, проектировщикам и роботам-монтажникам.

Первым самолетом, полностью спроектированным в виртуальной среде, стал Falcon 2000. Но в случае с "семеркой" компания пошла еще дальше. Во-первых, при проектировании самолета были виртуально отработаны все операции по техническому обслуживанию и ремонту. А во-вторых (и это самое важное), твердотельные математические модели будут создаваться на каждую деталь и каждый узел серийного самолета. Таким образом, речь идет не просто о проектировании, но о полном компьютерном моделировании всей серии, всех деталей вплоть до заклепки. Каждый серийный самолет, вплоть до мелочей интерьера, будет существовать в электронном виде, и все детали будут выпускаться именно для него. Такой подход позволит исключить операции подгонки деталей на сборке, из чего и следует сокращение производственного цикла при одновременном повышении качества. Представьте себе рабочего с ноутбуком, на экране которого отображена виртуальная модель именно того узла, который предстоит собрать. Вопросов "а почему тут отверстия не совпадают?" быть уже не может. Это тихая революция в самолетостроении.

Русские идут

Планы Dassault относительно российского рынка пока ограничены особенностями отечественного законодательства и высокими пошлинами. Тем не менее в компании отмечают неуклонный рост интереса к "Фалконам" и вообще определенные позитивные сдвиги в приоритетах российской элиты. По наблюдениям аналитиков, российский крупный бизнес становится более стабильным и прогнозируемым. Как следствие, возрастает процент решений на долгосрочную перспективу. Замечено, что, выбрав Falcon, российские бизнесмены не меняют затем предпочтений. Уже многие владельцы высказали желание заменить свои самолеты на более современные. А интерес к Falcon 7X оценивается как небывалый.

Сервисная сеть Dassault скоро также дотянется до России. Подписанный в прошлом году контракт о совместном техобслуживании бизнес-джетов Falcon на базе "Газпромавиа" в Остафьево - это только начало. Пока российская сторона занята получением сертификата по нормам JAR-145, в Dassault планируют в конце этого года организовать сервисный центр полного цикла в одном из аэропортов Московского аэроузла. Скорее всего, речь идет о Шереметьево.

Есть и еще одна перспективная программа - создание совместно с ОАО "Компания "Сухой" сверхзвукового бизнес-джета. История этого проекта насчитывает уже несколько лет, и вначале его предполагалось реализовать совместно с Boeing. По ряду причин сотрудничество не состоялось, и вот в прошлом году "Сухой" и Dassault подписали соглашение о совместной работе. Каким будет сверхзвуковой бизнес-джет, сказать пока сложно: идут лишь предварительные расчеты и исследования. По нашей информации, проектировщики отдают предпочтение трехдвигательной схеме, но главная техническая трудность заключается в проблеме снижения интенсивности ударной волны, распространяемой летящим на сверхзвуке самолетом. Как только эту проблему удастся решить, создание сверхзвукового бизнес-джета можно будет считать делом решенным. Останется лишь преодолеть коммерческие риски, ибо рынок пока неоднозначно реагирует на подобные предложения.

На десерт - еще одна новость от Dassault. В этом году на авиасалоне в Ле Бурже компания планирует заявить о начале новой программы - бизнес-джета на основе Falcon 7X. Поскольку "семерка" задумывалась как платформа для дальнейшего развития модельного ряда, использование ее преимуществ неизбежно. Новое скоростное крыло и электродистанционная система управления - вот те достоинства новой линии бизнес-джетов, которые существенно расширяют простор для творчества конструкторов. Ничего конкретного о самолете в компании не говорят, но очевидно, что колдовать будут с размерностью фюзеляжа и дальностью полета. Вся история Dassault склоняет к такой мысли....
Авторские права на данный материал принадлежат «Jet». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка