О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Миллиарды для "длинной руки" в океане

В Санкт-Петербурге прошло совещание руководителей научных учреждений ВМФ и судостроительной промышленности. На нем обсуждались характеристики перспективного авианесущего корабля

На днях в Санкт-Петербурге под руководством главкома Военно-морского флота России адмирала Владимира Масорина прошло совещание руководителей научных учреждений ВМФ и судостроительной промышленности. На нем обсуждались характеристики перспективного авианесущего корабля.

Планы строительства авианосцев для собственной страны с 2015 года, которые озвучивались ранее руководством вооруженных сил, могут сместиться на более раннее время. Возникает закономерный вопрос: зачем России нужны такие корабли? Ведь один у нее уже есть. Это "Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов", который базируется на Северном флоте и за время своего существования, почти 25 лет, совершил только один выход на боевую службу в Средиземное море, а у причала он проводит гораздо больше времени, чем в море. Ответ на этот вопрос имеет как политическую, политико-экономическую, так и военную и даже психологическую окраску.

Военные моряки удивляются, почему авианосные соединения, кроме США, у которых 13 авианосцев, имеют Франция, Великобритания, Аргентина, Испания, Бразилия и даже Таиланд, строится авианосец для Индии (кстати, на российском "Севмашпредприятии"), хочет делать такие корабли Китай, а мы никак не соберемся? Авианосцы нужны России, утверждают адмирал Игорь Касатонов, генерал-полковник авиации Владимир Дейнека и другие военачальники, не только для "демонстрации своего флага у чужих берегов" (Билл Клинтон говорил: "Авианосец - это перо политики"), но и для защиты национальных интересов страны в Мировом океане и в прибрежных экономических зонах. В том числе и на шельфах, богатых биоресурсами и углеводородами.

"Нам надо свой континентальный шельф защитить, - говорит доцент кафедры тактики надводных кораблей Военно-морской академии имени Николая Кузнецова контр-адмирал запаса Виктор Лякин. - Это 200 морских миль от берега, или 370 км. А глубина поля обнаружения средств воздушного нападения на больших и средних высотах максимум 250 км. Иными словами, наши корабли, подводные лодки и ракетоносная авиация остались в море без авиационного прикрытия. А это на 30-50% снижает эффективность их действий".

Адмирал не говорит еще об одной важной задаче, которую решают авианосные многоцелевые группы, но которые военные почему-то предпочитают умалчивать. Авианосцы со своими самолетами (дальнего радиолокационного дозора, штурмовиками и истребителями), с кораблями сопровождения (ракетными крейсерами, фрегатами и корветами) прикрывают районы боевого патрулирования атомных подводных крейсеров со стратегическими ракетами на борту. Они представляют собой вытянутую в океан "длинную руку" государства.

Но, правда, никто из участников совещания в Санкт-Петербурге не назвал цифры, во что нам обойдется строительство авианосцев. Если в США это дело поставлено, что называется, на поток, они занимаются выпуском авианесущих кораблей уже более семидесяти лет и для этого у них существует соответствующая судостроительная база, то у России нет ни одного сухого дока, в котором можно было бы заложить корабль водоизмещением более 50 тыс. тонн и длиной 270-300 м. Нет пока и соответствующего оборудования для такой работы. "Адмирал Кузнецов", как знают специалисты, строился в Николаеве, на Украине, и рассчитывать на то, что эта страна поможет нам в работе над будущими "океанскими аэродромами", достаточно наивно.

При этом один авианосец при серийном производстве обходится Штатам примерно в 8,5 млрд. долл., а сколько будет стоить "штучная" работа, никто сказать не может. Кроме того, специалисты знают: сам по себе авианосец как боевая единица не действует. Ему необходимо соответствующее сопровождение - крейсера, фрегаты, корветы, суда обеспечения, та самая многоцелевая авианосная группа, которая может составить "зонтик" для атомных подводных лодок со стратегическими ракетами на борту и создать надежную защиту отечественным и международным компаниям, ведущим разработку шельфов с запасами углеводородного сырья и добычу биоресурсов в океане, а также стать опорой "длинной руки", которую время от времени придется по необходимости демонстрировать в том или ином регионе мира.

Есть ли у страны на все это деньги - вопрос открытый. Министр финансов Алексей Кудрин не раз замечал, что относится к идее необходимости строительства авианосцев с большим сомнением, - у России сегодня есть более острые и актуальные задачи.

Но если у руководства страны, как и у наших военных, возобладает грандиозное желание - вернуть России былое морское величие, то для этого наверняка деньги найдутся....
Авторские права на данный материал принадлежат «Независимая газета». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка