Автор: Геннадий Нечаев
Опубликовано: 05.06.2007, 13:41
 

Новый истребитель России

Самолет можно отнести к поколению 4++ - до следующего поколения он недотягивает всего по нескольким параметрам


Новый российский истребитель МиГ-35 будет представлен на оружейных рынках в 2009-2010 годах, пообещал президент Объединенной авиастроительной компании (ОАК) Алексей Федоров. "Мы работаем над этим самолетом, и нижегородский авиастроительный завод "Сокол" активно участвует в этом", - сказал Федоров. Это заявление означает, что информация о "смерти" легендарной марки оказалась недостоверной.

После принципиального решения прежнего руководства ВВС РФ о продолжении работ по модернизации истребителей марки "Су" и фактической передачи фирме "Сухой" заказа на самолет пятого поколения - перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации (ПАК ФА) - судьба марки "МиГ", казалось, завершилась.

Однако после недавнего решения о возможном возобновлении производства уникальных истребителей-перехватчиков МиГ-31 и заказе на модернизацию большой партии этих машин на ближайшие четыре года ситуация для завода и КБ стала более ясной - российские ВВС продолжат закупки самолетов легендарной марки.

С двумя плюсами

Вообще, традиционно фирма, носящая имена конструкторов Микояна и Гуревича, занималась производством легких истребителей для фронтовой авиации - более тяжелые машины являлись прерогативой фирмы Сухого, за исключением, пожалуй, перехватчиков семейства МиГ-25/МиГ-31. Как ясно из заявления, эта тенденция будет продолжена и далее.

МиГ-35 при своем немалом взлетном весе (не менее 20 тонн) по современной классификации относится к разряду легких истребителей, как, например, его прямые конкуренты F-18, F-16 или Mirage-200. В настоящее время этот самолет называется МиГ-29М/М2, а в МиГ-35 его переименуют позднее. На московском авиасалоне МАКС-2005 был продемонстрирован его прототип - МиГ-29М ОВТ.

Истребитель можно отнести к поколению 4++ - до следующего поколения он недотягивает всего по нескольким параметрам. Например, он не обладает сверхзвуковой крейсерской скоростью, и показатели заметности не соответствуют требованиям технологии stealth. В остальном это очень современный, перспективный боевой самолет, чьи характеристики по меньшей мере не уступают, а в части маневренности и превосходят аналогичные данные суперсовременных "невидимок".

Эта машина обладает уникальной маневренностью, поскольку оснащена двигателями с отклоняемым вектором тяги. Реактивные сопла двигателей МиГ-29М ОВТ способны отклоняться по всем осям. На других машинах с отклоняемым вектором тяги - российском Су-30МКИ и американском F-22 Raptor - сопло отклоняется только в одной плоскости.

Элементы пятого поколения

К достоинствам МиГ-35 также относятся повышенная боевая нагрузка, высокая надежность и боевая живучесть, которую обеспечивает двухдвигательная схема и дублирование основных агрегатов. Кроме того, на самолете реализован принцип "стеклянной кабины", когда вся необходимая летчику в бою информация - тактическая, техническая, навигационная - выводится на три больших цветных многофункциональных дисплея. Это позволяет пилоту вести бой и применять оружие не отрывая рук от органов управления полетом. По западной терминологии такая концепция называется HOTAS.

В состав вооружения МиГ-35 входит современная ракета средней дальности класса "воздух - воздух" РВВ-АЕ, реализующая принцип "выстрелил и забыл", а также ракета ближнего воздушного боя Р-73, превосходящая все существующие аналоги: прицеливание этой ракетой и ее пуск осуществляются буквально поворотом головы в сторону противника благодаря не имеющей аналогов нашлемной системе целеуказаня.

Кроме того, РЛС "Жук-АЭ" (экспортное название: FGA-29), оснащенная активной фазированной антенной решеткой (АФАР), позволяет пилоту сопровождать 30 и одновременно обстреливать 2-6 целей на дальности до 130 км.

Как считается, самолет имеет неплохие экспортные перспективы, в частности в Индии, проводящей тендер на покупку 126 многоцелевых боевых самолетов среднего радиуса (medium-range multirole combat aircraft, MMRCA).

По мнению Дели, перспективный MMRCA должен дополнить уже стоящий на вооружении ВВС Индии российский Су-30МКИ и создаваемый в настоящее время легкий боевой самолет Tejas.

Предлагаемый Дели истребитель, по мнению производителя, не только отвечает текущим и перспективным потребностям индийских ВВС, но и удовлетворяет офсетным требованиям заказчика - 108 из 126 самолетов будут построены в Индии.

Впоследствии заказ может быть увеличен до более чем 200 машин. Причем, по заявлению первого заместителя генерального директора генерального конструктора РСК "МиГ" Сергея Цивилева, "в случае победы в тендере самолета МиГ-35 индийской стороне будет передана самая глубокая лицензия на его производство".

 
Ссылки по теме:
Дайджест прессы за 5 июня 2007 года | Дайджест публикаций за 5 июня 2007 года
Авторские права на данный материал принадлежат газете «Взгляд». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Связи: М-201, Д-41, МиГ-29М, МиГ-31, Нижегородский авиастроительный завод "Сокол" – филиал Акционерного общества "Российская самолетостроительная корпорация " МиГ", Су-30МКИ, Объединенная авиастроительная корпорация, Федоров Алексей, Т-401, Сокол (в процессе тестирования)