О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

На честном слове и одном крыле

Менеджеры EADS, которому принадлежит около 100% акций компании Airbus, заранее знали о приведших ее к кризису задержках в поставках A380 и воспользовались инсайдерской информацией в корыстных целях

Менеджеры Европейского аэрокосмического и оборонного концерна (EADS), которому принадлежит около 100% акций самолетостроительной компании Airbus, заранее знали о приведших ее к кризису задержках в поставках аэробуса A380 и воспользовались инсайдерской информацией в корыстных целях.

Технический директор Airbus Ален Гарсия на заседании управляющего совета компании 7 марта 2006 года сообщил о "серьезных производственных проблемах у Airbus" и "значительных" задержках в выполнении графика поставок клиентам A380. На следующий день после этого занимавший тогда пост сопрезидента Airbus Ноэль Форжар и еще несколько руководителей компании запросили разрешение на продажу своих акций EADS. Такое разрешение было получено, и лично Форжар уже 15 марта продал на Парижской бирже свыше 100 тыс. акций и 54 тыс. фондовых опционов холдинга, заработав на этом 2,5 млн. евро. Аналогичным образом поступили дети Форжара, которые также являлись акционерами EADS. Через месяц трудности A380 стали достоянием широкой общественности, и стоимость акций EADS на бирже упала на 26%.

А 20 ноября французская полиция начала расследование по факту незаконной торговли акциями после получения жалобы от одного из клиентов Airbus. После этого Форжару пришлось уйти в отставку, сейчас против него ведется расследование. Сам же он утверждает, что ему ничего не было известно о проблемах с поставками, когда он готовился продать ценные бумаги. В штаб-квартирах EADS и Airbus изначально категорически опровергли информацию, что ситуация с A380 обсуждалась на совете директоров 7 марта.

Тем временем французская фирма Lagardere и другой акционер холдинга - немецкая компания DaimlerChrysler (22,5% акций) - через две недели после заседания совета директоров Airbus решили сократить свои доли в EADS.

Airbus сейчас переживает самый тяжелый период в своей истории, связанный с задержкой почти на два года поставок суперлайнера A380, сменой руководства компании и падением курса доллара к евро. Серийное производство дальнемагистрального самолета, на разработку которого Airbus потратил около 9 млрд. евро, компания должна была начать еще в 2005 году. Однако из-за технических проблем сроки поставок нового лайнера переносились три раза.

В ноябре 2006 года стало известно, что выполнение заказов откладывается еще на 10 месяцев, а в феврале 2007 года Airbus объявил, что с целью выхода из кризиса в течение четырех лет будут уволены десять тысяч рабочих с заводов компании. Результатом этого стала волна забастовок на предприятиях в Европе.

Все перечисленные факторы привели к тому, что европейская авиастроительная компания уступила мировое первенство по продажам самолетов своему извечному американскому конкуренту Boeing. Это не могло не отразиться на финансовом благополучии концерна EADS, чья чистая прибыль по итогам 2006 года снизилась до 99 млн. евро - на 94%.

Несмотря на эти видимые трудности, начальник экспертного управления президента России Аркадий Дворкович некоторое время назад заявил, что в случае договоренности о партнерстве между российской Объединенной авиастроительной корпорацией (ОАК) и EADS пакет России в этом концерне может быть увеличен. Российский Внешторгбанк в 2006 году приобрел за 700 млн. евро 5,02% акций EADS. По словам чиновника, в случае заключения договора о стратегическом партнерстве с EADS доля ВТБ в компании будет увеличена. При этом г-н Дворкович указал, что Россия не может ждать слишком долго. "Мы готовы вести переговоры с EADS до того момента, когда будет понятно, что мы не потеряли время на подготовку к строительству самолетов нового поколения", - подчеркнул он. Аркадий Дворкович не исключил, что в случае, если договоренность с европейской компанией не будет достигнута, банк может выйти из капитала EADS, и это будет сигналом того, что Россия отказывается от партнерства.

В марте текущего года ОАК и EADS подписали соглашение, по которому российская промышленность обязалась выполнить 5% объема работ по программе производства корпуса дальнемагистральных лайнеров A350.

Стремление России увеличить долю в EADS вызвало опасения со стороны руководства Франции и Германии, хотя в Москве заверяли в отсутствии каких-либо планов поглощения концерна, утверждая, что ВТБ лишь воспользовался благоприятной рыночной конъюнктурой для выгодного вложения капитала: после неоднократных срывов графика поставок заказчикам A380 цена акций EADS к лету 2006 года упала на 35%....
Авторские права на данный материал принадлежат «Гудок». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка