Ведомости
9 июня 2007, 10:17
Самолеты в утиль
Airbus и Boeing в течение 40 лет соревнуются между собой в области строительства гражданских самолетов. Теперь производители думают, как опередить конкурента в уничтожении лайнеров
В ближайшие 20 лет у 7000 пассажирских лайнеров истечет срок годности. Поэтому теперь Airbus и Boeing конкурируют не только в конструкторском бюро и сборочном цехе, но и на специализированных заводах, где лайнеры превращаются в груду металлолома. "Мы способны перерабатывать до 90% деталей самолетов", - утверждает Чарльз Кофьян, управляющий операциями во французской Bartin Recycling Group, которая работает с Boeing. Отправлять на переработку больше деталей было бы слишком дорого, добавляет он, такой проект не окупился бы.
Представители Airbus сомневаются в успехах конкурента. "Вряд ли Bartin может столько утилизировать", - говорит Оливье Малавальон, менеджер по вопросам экологии в Airbus. По его данным, на основе современных технологий утилизировать можно около 60% самолета. В Airbus надеются достичь показателя в 95% к 2015 г. До сих пор многие старые самолеты просто гниют рядом со взлетно-посадочными полосами.
В апреле 2007 г. Boeing совместно с Bartin создала Ассоциацию по утилизации самолетов (AFRA). Сейчас в нее входит 23 компании. Они утилизируют более 150 самолетов в год на фабрике в американском штате Аризона и во Франции.
Первый шаг в утилизации самолета - извлечение и продажа частей, которые потом можно использовать. По словам Кофьяна, это прибыльный бизнес. Например, части самолета A310, сданного в утиль авиакомпанией Air Kazakhstan, Bartin купила за $2,6 млн. Потом более 1500 деталей, включая двигатели, были проданы по отдельности за $4 млн. Часть элементов самолета идет на переработку, чтобы превратиться в детали автомобилей, велосипедов или жестяные банки.
Airbus всерьез занялась утилизацией самолетов несколько лет назад. Руководители компании ожидали, что Евросоюз ужесточит требования к утилизации, и не хотели быть застигнуты врасплох. Airbus сформировала группу экспертов, в которую вошли специалисты материнской компании EADS и сотрудники Suez. Она начала с того, что разобрала самолет A300, летавший 24 года в Бразилии, Японии и Саудовской Аравии. Проект назвали Pamela (Process for Advanced Management of End-of-Life of Aircraft, "процесс эффективного управления завершением службы самолета"). Специалисты группы, в частности, используют спектрометры для измерения деталей самолетов и водометы, чтобы отделять от лайнеров крылья. Используемую для этого воду инженеры Suez тоже перерабатывают. По сравнению с этим технологии Boeing рядом не стоят, утверждает Малавальон. "Boeing придется скопировать наши технологии", - шутит он. Значит, борьба между двумя соперниками в области производства самолетов продолжится и в сфере их уничтожения....
Авторские права на данный материал принадлежат «Ведомости». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Апрель 18, 2024
Аэрофлот за первый квартал увеличил перевозки между Москвой и Санкт-Петербургом/Калининградом/Нижним Новгородом
Апрель 17, 2024
Для экстенсивного развития предпосылок у нас уже не осталось
Апрель 18, 2024
Прокуратура проверит "Северный ветер" за отказ пустить 12 человек на рейс Омск - Сочи
Апрель 18, 2024
Темпы роста авиаперевозок по России начали замедляться