Источник: информационное агентство «РИА "Новости"»
Автор: Виктор Сафонов
Опубликовано: 13.06.2007, 17:38

Финансовые крылья SuperJet-100


Петербург стал счастливым местом для проекта нового российского пассажирского лайнера Sukhoi SuperJet-100, или Russian Regional Jet (RRJ), как самолет назывался несколько месяцев назад. 9 июня на XI Петербургском международном экономическом форуме компания "Гражданские самолеты Сухого" (ГСС), "дочка" Авиационной холдинговой компании "Сухой", подписала кредитное соглашение с Европейским банком реконструкции и развития (ЕБРР) на сумму 100 млн. евро сроком на 10 лет. Средства пойдут на достройку и запуск нового самолета в серийное производство. В тот же день авиационные компании Boeing и "Сухой" подписали протокол о расширении участия Boeing в программе создания самолетов семейства SuperJet-100.

Кредит, который ГСС берет у ЕБРР, не очень велик. Но он крайне важен для компании, поскольку поможет рассчитаться с европейскими поставщиками оборудования, а также создать финансовый задел для проведения летных испытаний лайнера. Они намечены на конец 2007 - начало 2008 года. По оценкам специалистов, для реализации всей программы создания самолетов семейства региональных реактивных SuperJet-100 потребуются инвестиции в размере $920 млн. Цена одного самолета колеблется в районе $25 млн. и зависит от его комплектации и модификации.

Интересно то, что ЕБРР выделяет этот кредит под обычные проценты, не требуя дополнительных гарантий ни от российского правительства, ни от самой компании. В руководстве ЕБРР нет сомнений, что проект будет успешным, а заем возвращен банку в оговоренное время.

Уверенность ЕБРР легко объяснима. Во-первых, проект Sukhoi SuperJet-100 финансово поддерживает российское правительство, чего не наблюдается в других проектах по производству самолетов подобного класса. Совместный российско-украинский Ан-148, как и чисто российский Ту-334, создаются на деньги привлеченных инвесторов. А на "SuperJet" выделены средства из государственного бюджета в размере 36 млрд. рублей и, надо думать, это не окончательная цифра.

Во-вторых, проект поддержали многие российские и зарубежные авиаперевозчики. На сегодняшний день объем твердых заказов на поставку лайнера составляет 61 самолет. Среди его покупателей, которые уже вложили свои средства в проект, - такие фирмы, как "Аэрофлот" (общая сумма контракта составляет $820 млн.), "Сибирь", российская "Финансовая лизинговая компания", дубайская авиационная лизинговая компания "Конкорд Авиэйшн" (Concord Avitaion), Air France. И, в-третьих, что крайне важно, проект Sukhoi SuperJet-100, поддержал крупнейший мировой производитель авиалайнеров - фирма Boeing. Для американцев, кстати, новый российский самолет - не конкурент: Boeing просто не производит таких сравнительно небольших лайнеров на сто пассажиров, как SuperJet.

До недавних пор Boeing выступал лишь консультантом проекта Sukhoi SuperJet в части маркетинга, проектирования и производства. Теперь участие американской корпорации в российском проекте будет расширено. В соответствие с подписанными в Санкт-Петербурге документами, Boeing будет помогать российскому партнеру в послепродажном обслуживании самолета и создании совместного центра обучения персонала.

Для Boeing подписанный с ГСС протокол тоже немаловажен. Ведь около 40% несущих конструкций из особо прочного и легкого титана для своих широкофюзеляжных самолетов американская фирма закупает в России, на Верхнесалдинском металлургическом заводе "ВСМПО-Ависма". Поэтому Boeing очень выгодно поддерживать хорошие отношения с Россией и ее авиастроительными компаниями. В прошлом году, когда Госдепартамент США объявил санкции против АХК "Сухой" за якобы имевшее место сотрудничество с Ираном, именно руководители Boeing и лоббисты этой компании приложили все усилия, чтобы эти санкции были отменены. И это произошло.

Но, наверное, было бы несправедливым сводить все успехи русского SuperJet только к поддержке российского правительства и соглашениям с ЕБРР и Boeing. Главное достоинство проекта в том, что он отвечает всем современным и перспективным требованиям комфорта, безопасности, скорости и удобства пассажирских перевозок. Кроме того, руководство компании "Сухой" ведет грамотную маркетинговую политику применительно к новому самолету. Ведь у SuperJet есть конкуренты не только на рынке СНГ, о которых мы уже упоминали, но и на международном авиационном рынке. И среди них такие известные компании, как бразильский Embraer и канадский Bombardier.

Чтобы опередить конкурентов, "Сухой" привлек к созданию SuperJet самых известных в мире поставщиков комплектующих. Например, двигатель SaM146 для российского лайнера российское НПО "Сатурн" делает вместе с французской компанией Snecma (Safran Group). Мотор уже испытан, и в конце нынешнего года будет серийно поставляться на завод в Комсомольске-на-Амуре, где проходит окончательная сборка лайнера. Среди других зарубежных поставщиков комплектующих для российского самолета - Thales (авионика), Liebherr (системы управления), Honeywell (вспомогательная силовая установка), Messier Dowty (шасси), In-tertechnigue (топливная система), Hamilton Sundstrand (система электроснабжения), Air Cruisers (аварийно-спасательное оборудование) и ряд других.

Так что, проект SuperJet опирается не только на финансовую поддержку собственного правительства и ведущих международных банковских структур, но и на международное разделение труда. А это - самый современный способ производства и продвижения своей продукции на мировые рынки.

 
Ссылки по теме:
Дайджест прессы за 13 июня 2007 года | Дайджест публикаций за 13 июня 2007 года
Авторские права на данный материал принадлежат информационному агентству «РИА "Новости"». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Связи: Ту-334, Научно-производственное объединение "Сатурн", Конкорд, SSJ-100, Ан-148, Крылья, Bombardier, Самолетостроение, Air France (в процессе тестирования)