О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Улетный конкурс

Итоги Международного архитектурного конкурса на строительство нового терминала аэропорта "Пулково" будут подведены через три месяца. За это время проекты должны быть доработаны в соответствии с мнением жюри

Как стало известно Ъ, итоги Международного архитектурного конкурса на строительство нового терминала аэропорта "Пулково" будут подведены через три месяца. За это время проекты должны быть доработаны в соответствии с мнением жюри. Впрочем, по мнению некоторых экспертов, в соответствии с западной практикой победитель конкурса может быть так и не определен и из двух проектов-победителей сделают один общий.

В прошлую пятницу жюри под председательством министра транспорта Игоря Левитина, министра экономического развития Германа Грефа и губернатора Петербурга Валентины Матвиенко (в его составе также известные архитекторы Норман Фостер и Кисе Курокава) так и не смогло выбрать победителя Международного архитектурного конкурса на проектирование нового терминала аэропорта "Пулково". Во второй тур вышли проекты английского бюро Grimshaw & Partners Ltd. и американского Skidmore, Owings & Merrill LLP.

Как рассказал Ъ председатель комитета по инвестициям и стратегическим проектам горадминистрации Максим Соколов, победитель архитектурного конкурса будет выбран через три месяца - в течение месяца для финалистов будет подготовлено техническое задание, после чего два месяца они будут работать над проектами. "Параллельно будет вестись подготовка инвестиционного конкурса, который должен быть объявлен до конца нынешнего года, - отмечает господин Соколов. - Ориентироваться следует на то, что аэропорт появится через 4 года после подведения итогов конкурса, то есть в 2011-2012 годах".

"Проект мастерской "Земцов, Кондиайн и партнеры" интересен с архитектурной точки зрения, но в нем не до конца продумано решение вопроса увеличения пассажиропотоков. Современный аэропорт - это функциональное здание, оно должно быть ориентировано на современные технологии. Чтобы одновременно обслуживать и прилетающих, и улетающих пассажиров, аэропорту необходим единый терминал, - говорит Максим Соколов. - Немецкий проект, по мнению жюри, оказался слишком дорогим по сравнению с американским и английским".

Между тем в мире существует практика проведения заказных архитектурных конкурсов, в которых победитель может и не определяться. "Иногда заказчик оставляет за собой право компилировать предложенные концепции, развивать любые идеи или предлагать доработать проекты кому-то из конкурсантов", - говорит руководитель архитектурной мастерской, участвующей в проектировании комплекса "Балтийская жемчужина" Сергей Цицин. По его словам, таким образом проводились конкурсы по "Балтийской жемчужине" и "Охта-центру". В связи с этим интересно отметить, что английский и американский проекты удачно дополняют друг друга.

"С экономической точки зрения большим плюсом американского проекта является комплексный взгляд на развитие всей прилегающей территории, в нем проработан и сам терминал, и прилегающая инфраструктура, включающая гостиницы, бизнес-центры и так далее, - говорит Максим Соколов, - а вот англичане сосредоточились на терминале, который получился очень технологичным и функциональным, однако у жюри возникли вопросы по архитектурному облику проекта и по проработке прилегающей территории".

Судя по претензиям, предъявляемым к двум победившим проектам в конкурсе, их объединение могло бы действительно стать идеальным вариантом, тем более что невозможно обойтись как без современного функционального терминала, так и без концепции развития территории вокруг аэропорта. По словам Максима Соколова, общий объем частных инвестиций в создание терминала и прилегающей территории составит не менее $800 млн.

На встрече с лорд-мэром Лондона Джоном Статтардом Валентина Матвиенко сообщила ему, что "симпатии многих членов жюри склонялись в пользу компании Grimshaw". Однако, по мнению экспертов в области коммерческой недвижимости, без развитой концепции прилегающих территорий полноценное развитие аэропорта будет невозможно. "Аэропорт сам по себе объект экономически менее привлекательный, чем стандартный объект коммерческой недвижимости, - считает директор департамента инвестиционного консалтинга Colliers International Николай Казанский. - Однако, несмотря на свою долгую прямую окупаемость, развитие аэропорта имеет колоссальный косвенный эффект, так как катализирует развитие прилегающего региона в целом".

Концепция для размещения коммерческой недвижимости на территории, прилегающей к аэропорту "Пулково", бесспорно нужна, - отмечает старший консультант петербургского филиала Jones Lang La Salle Анна Романова, - наша компания имеет богатый опыт участия в таких работах в разных странах мира: в аэропортах Чикаго, Барселоны, Джакарты, Глазго". По ее словам, классически рядом с аэропортами располагаются бизнес-центры и отели. Например, в Барселоне был построен бизнес-центр, 4-звездный отель и конференц-центр. А в Джакарте - торговая зона и апарт-отель.

"Российские и западные инвесторы уже работают в "Пулково-3" - бизнес-центры и гостиницы строят компании "Авиелен", "Невский проект", сейчас мы ведем переговоры с еще одним крупным российским инвестором, который построит в этой зоне 30 тыс. кв. м офисов, - отмечает заместитель руководителя департамента стратегического планирования Knight Frank Андрей Косарев, - а развитие воздушного терминала станет дополнительным катализатором девелоперских проектов. В перспективе на 5-7 лет можно ожидать появления в этом районе до 500 тыс. кв. м офисов". В целом эксперты говорят, что коммерческая зона может развиваться по-разному и у каждого аэропорта есть своя особенность "Для хаба во Франкфурте это большая деловая зона - 50 тыс. кв. м офисов класса А, а для аэропорта Шарля де Голя в Париже - это три десятка гостиниц различного класса - от трех до пяти звезд", - говорит специалист по информации Jones Lang LaSalle Денис Матерновский.

Однако, по мнению экспертов, чересчур активное развитие зоны вокруг аэропорта, вблизи которой находятся Киевское и Пулковское шоссе, а также кольцевая автодорога и формирующаяся промзона Шушары, может иметь негативные последствия. "Есть опасения, что с появлением большого числа офисных площадей и ритейла существующие автотрассы просто не справятся с потоком автомашин", - говорит господин Косарев, подчеркивая, что планы горадминистрации по строительству ветки надземного экспресса до аэропорта значительно повысят привлекательность для инвесторов гостиничных и офисных проектов....
Авторские права на данный материал принадлежат «Коммерсантъ - Санкт-Петербург». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка