О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

"Восток" - Запад

Новая белорусская РЛС особенно эффективна для обнаружения самолетов-невидимок

Создание действительно новых, не уходящих корнями в разработки 80-х годов прошлого века образцов вооружения - довольно большая редкость даже для России, не говоря уж о других бывших советских республиках, пока еще сохраняющих некоторый потенциал в военной промышленности. На этом фоне неплохо выглядит Белоруссия, где за последние 10-15 лет появились некоторые весьма любопытные образцы ВВТ. Прошедшая 22-25 мая в Минске Международная выставка MILEX-2007 подтвердила, что белорусская "оборонка" по-прежнему имеет неплохой потенциал для дальнейшего развития.

Так, минское КБ "Радар" впервые представило на MILEX-2007 новую РЛС обнаружения воздушных целей "Восток". КБ "Радар" - предприятие совсем молодое: решением председателя Государственного военно-промышленного комитета Республики Беларусь в январе прошлого года оно было выделено из состава СКБ "Камертон". Само по себе СКБ "Камертон", образованное для решения задач радиолокационного распознавания целей, начинает свою историю с 1974 г., так что и его не назовешь компанией с вековыми традициями. Основная специализация КБ "Радар" - создание средств радиолокации и радиоэлектронной борьбы.

Разработанная здесь станция "Восток" представляет собой мобильную твердотельную цифровую РЛС метрового диапазона с активной семифазной антенной решеткой, предназначенную для обнаружения воздушных целей, находящихся в зоне действия РЛС, измерения их дальности, азимута и радиальной скорости, а также передачи радиолокационной информации в информационную сеть системы ПВО. "Восток" может успешно заменить работающая в том же метровом диапазоне РЛС П-18, принятая на вооружение в 1971 г. и ведущая историю от станции П-12, созданной в 1956 г.

Максимальная зона обзора РЛС "Восток" составляет 360 км. Обнаружение и сопровождение целей осуществляется автоматически, пропускная способность станции составляет не менее 120 целей. Дальность обнаружения с вероятностью 0.9 на высоте 10 000 м стратегического бомбардировщика В-52 составляет 255 километров, истребителя F-16 - 133 километра, ударного самолета-"невидимки" F-117А - 72 километра.

Станция обладает повышенной помехозащищенностью за счет применения радиоприемного устройства с большим динамическим диапазоном, автокомпенсатора активных шумовых помех, системы выделения сигналов на фоне помех с улучшенными характеристиками, когерентного и некогерентного накопителей, автоматического обнаружителя. Предусмотрена возможность быстрой автоматической перестройки несущей частоты в зависимости от текущей помеховой ситуации. С целью повышения скрытности РЛС используется маломощный шумоподобный зондирующий сигнал.

РЛС оснащена навигационной системой топопривязки, системой функционального контроля, аппаратурой имитации принятых сигналов.

Аппаратура, входящая в состав РЛС, размещается на двух автомобилях повышенной проходимости. Первое шасси представляет собой аппаратно-антенный пост, второе - пункт управления и электропитания. По сравнению с П-18 более чем в 10 раз сокращено время свертывания-развертывания - с помощью электрогидравлической системы расчет из двух человек в состоянии развернуть антенну с размахом 22 метра в боевое положение менее чем за 9 минут.

В настоящее время изготовлено два образца РЛС "Восток". Один из них в течение полутора лет проходил опытную эксплуатацию в войсках. Полностью завершить испытания станции разработчики собираются до конца лета 2007 г. В КБ "Радар" ожидают большой интерес к своей новой станции у иностранных заказчиков, который в первую очередь обусловлен тем, что в метровом диапазоне длин волн эффективная поверхность рассеивания (ЭПР) воздушных целей существенно превышает ЭПР этих же целей в сантиметровом и дециметровом диапазонах. Это особенно существенно при обнаружении летательных аппаратов, изготовленных по технологии стелс.

Помимо РЛС "Восток", КБ "Радар" представило на выставке MILEX-2007 систему радиолокационного распознавания, постановщики помех навигационным системам GPS и комплекс пеленгования радиолокационного излучения.

Системы распознавания воздушных и наземных целей обеспечивают автоматическое распознавание находящихся в зоне действия радиолокационных целей в реальном масштабе времени с вероятностью правильного распознавания классов целей 0,8...0,99 в зависимости от числа распознаваемых классов (типов) целей и отношения сигнал-помеха.

Комплекс обнаружения и пеленгования сигналов источников радиоизлучений "Обзор" обеспечивает автоматический поиск, обнаружение, пеленгование и определение местоположения источников радиоизлучения на местности и в городских условиях с отображением на электронной карте.

Еще одно направление деятельности "Радара" - предоставление услуг по модернизации имеющихся РЛС, в частности радаров обзорного типа, таких как П-15, П-19, П-12, П-14, П-37, и РЛС сопровождения.

КБ "Радар", как и большинство местных оборонных предприятий, является государственной собственностью Республики Беларусь. Однако в республике имеется также ряд частных структур, наиболее заметные из которых - ОАО "Пеленг" и производственно-торговое частное унитарное предприятие "Минотор-Сервис". Широкую известность эта фирма, в свое время отделившаяся от Минского тракторного завода, получила после презентации легкого танка 2Т "Сталкер" собственной разработки. За прошедшие после создания 2Т 7 лет найти заказчиков на уникальную, но при этом и недешевую машину не удалось. Однако работать над этим "концептуальным" танком специалисты "Минотор-Сервиса" продолжают. По словам директора предприятия Валерия Гребенщикова, "через пару лет появится "супер-Сталкер". По сравнению с существующим танком 2Т, которому уже более 10 лет, это будет фактически новая машина.

Пример "Сталкера", не нашедшего пока своего покупателя, в целом не характерен для "Минотор-Сервиса", поскольку остальные разработки предприятия востребованы на рынке. Как отметил Валерий Гребенщиков, все натурные образцы, представленные "Минотор-Сервисом" на выставке MILEX-2007 (а это боевой модуль CM-30, гусеничный транспортер 3Т и БРЭМ на базе БТР-70), уже имеют реальных заказчиков.

Модуль CM-30 в составе полностью стабилизированных 30-мм автоматической пушки 2А42 и пулемета ПКТ в необитаемой башне предназначен для усиления огневой мощи отечественных колесных и гусеничных боевых машин, широко разошедшихся по всему миру: БМП-1, БМД-1, БТР-60, БТР-70, БТР-80, БРДМ. Подобного рода изделий как в России, так и за рубежом создано немало, достаточно вспомнить комплекс "Бережок" от КБП, БТР-80А от непосредственного разработчика - Арзамасского машиностроительного завода или греческо-словацкую башню KD-V30, предназначенную для БМП-1. Однако, по всей видимости, белорусское предложение по соотношению ТТХ и стоимости в ряде случаев оказывается более выгодным.

Гусеничная плавающая быстроходная машина 3Т предназначена для обеспечения действий войсковых подразделений на пересеченной местности. В этом году "Минотор-Сервис" представил усовершенствованный вариант этого транспортера, основной отличительной особенностью которого является возможность маскировать его по средствам затопления. В настоящее время 3Т прошла комплекс испытаний в интересах Вооруженных Сил Белоруссии. Компоновка и конструкция корпуса транспортера позволяют использовать его в качестве носителя различных видов вооружения - от крупнокалиберного пулемета или автоматического гранатомета до зенитного или противотанкового комплекса. По словам Валерия Гребенщикова, сейчас ведется создание самоходного 120-мм миномета на базе 3Т.

Машина технической помощи на базе модернизированного БТР-70 предназначена для эвакуации поврежденных или неисправных машин с поля боя и их ремонта в полевых условиях. БРЭМ оснащен богатым набором ремонтного инструмента и оборудования, в том числе предназначенного для разрезания бронекорпуса, а также грузовой платформой и съемной кран-балкой. Машина может буксировать поврежденный БТР не только по дороге, но и на плаву. Вместо штатной для БТР-70 спарки двух карбюраторных моторов на машине технической помощи установлен дизельный двигатель и новая трансмиссия. Директор "Минотор-Сервиса" сообщил, что БРЭМ предназначен как для внутреннего заказчика, так и на экспорт. Песочный цвет демонстрировавшейся на выставке машины недвусмысленно свидетельствует о том, что первый экспортный контракт заключен с представителями одной из арабских или африканских стран.

Помимо создания новых образцов боевых машин и модернизации существующих, "Минотор-Сервис" традиционно занимается ремонтом гусеничных шасси комплексов войсковой ПВО, некогда производившихся Минским тракторным заводом. Как заявил Валерий Гребенщиков, сейчас в интересах Российской армии предприятие ведет очень активную работу по ремонту и модернизации таких комплексов, как "Тунгуска" и "Шилка"....
Авторские права на данный материал принадлежат «Военно-промышленный курьер». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка