О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Барнаульский Кулибин

Барнаульский инженер-электронщик предложил новый метод регулировки лопастей несущего винта вертолетов

Барнаульский инженер-электронщик Андрей Кузнецов служил срочную в космических войсках - подбирал в казахстанской степи спускаемые модули разведспутников типа "Зенит". Еще тогда Кузнецов заметил, как по-разному ведут себя однотипные вертолеты: один "борт" трясет умеренно, а в другом каждый внутренний орган отдельно чувствуешь. Не зря про вертолетчиков шутят, что они даже дома не могут полную рюмку до рта донести.

Оказалось, все дело в установке лопастей несущего винта. Когда лопасти на одной высоте ходят, машину трясет гораздо меньше и подъемная сила возрастает не так чтобы очень, но все равно ощутимо. "Настраивают" лопасти во время регламентных работ. Это упражнение называется "отбивкой конуса": торец каждой лопасти намазывается краской своего цвета, винт раскручивают до нужных оборотов, и механик прикладывает к законцовкам шест с рулоном плотной бумаги. По следам краски смотрят, какая лопасть провисает или задирается, и тут же регулируют ее. В идеале на рулоне должно оставаться пятно равномерного серо-бурого цвета.

Даже летом эту работу приятной не назовешь, а каково стоять под гигантским вентилятором в двадцатиградусный мороз? Стоит механику чихнуть или просто зазеваться, и дорогостоящие лопасти можно будет списывать. Кузнецов предложил другой способ - оптико-электронный. Его прибор "Оптикон" устанавливается в открытом иллюминаторе всего за пять минут, на одну из лопастей наклеивается квадратик блестящей пленки - вот и вся подготовка. Работает "Оптикон" от розетки в грузовом отсеке или от автономного источника питания, информация выдается на небольшом дисплее. Контролировать положение лопастей можно и в полете.

Новосибирский авиаремонтный завод провел серию сравнительных испытаний на вертолете Ми-8. Они убедительно доказали преимущество кузнецовского прибора перед рутинным способом - вредным для здоровья и не особенно точным. Прикинули и экономический эффект - он оказался весьма неплохой.

Барнаульцы к производству готовы, были бы заказы. При мелкосерийном производстве комплект обойдется раз в десять дешевле зарубежных аналогов. Но даже зная об "Оптиконе", некоторые российские вертолетостроители склоняются к покупке импортных приборов....
Авторские права на данный материал принадлежат «Красная звезда». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка