О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Сергей Чемезов: "У России нет планов по поставке истребителей в Сирию и Иран"

О том, каковы перспективы дальнейшего увеличения объемов российского оружейного экспорта, рассказал генеральный директор ФГУП "Рособоронэкспорт" С.Чемезов

Рособоронэкспорт в последние годы уверенно наращивает объемы военно-технического сотрудничества с зарубежными странами, выходя на новые рекордные показатели и расширяя географию поставок.

О том, каковы перспективы дальнейшего увеличения объемов российского оружейного экспорта, рассказал агентству "ИНТЕРФАКС-АВН" на авиасалоне в Париже генеральный директор ФГУП "Рособоронэкспорт" Сергей Чемезов.

Сергей Викторович, были сообщения, что Россия планирует поставлять свои боевые истребители в Сирию и Иран. Как Вы их можете прокомментировать?

- Планов по поставке истребителей в Сирию и Иран в России нет. Если переговоры с этими странами начнутся, об этом станет известно.

В последние годы Россия активизировала военно-техническое сотрудничество со странами, которые, с точки зрения США, являются проблемными. За поставку оружия в эти страны США даже вводили в отношении Рособоронэкспорта санкции. Как мы к этому должны относиться?

- Прежде всего должен сказать, что эти санкции никоим образом не влияют на деятельность Рособоронэкспорта, потому что мы не продаем и не покупаем какую-то военную технику в США. Российские экспортеры ничего не нарушают, никаких международных соглашений.

Если санкции в отношении той или другой страны будут вводиться ООН, то Рособоронэкспорт, естественно, им подчинится и прекратит какие-либо контракты с этой страной. У нас в каждом контракте записано, что в случае, если наступают санкции ООН, это является форс-мажором, и никто ни к кому претензий не предъявляет.

Нужно также иметь в виду, что санкции, которые некоторое время назад были введены в США в отношении Рособоронэкспорта, касаются только военной техники. Это не означает, что нам вообще как бы запретили сотрудничать с США. Мы работаем с "Боингом" по гражданской тематике.

От возможного негативного влияния экономических санкций США обезопасить наши дочерние предприятия поможет и создание на базе ФГУП "Рособоронэкспорт" госкорпорации. Мы уже давно обсуждаем этот вопрос. Как известно, в составе Рособоронэкспорта есть не только военные, но и гражданские предприятия. Чтобы санкции, которые были объявлены в отношении Рособоронэкспорта, не оказывали на них негативного влияния, мы выводим все эти предприятия под управляющую компанию - госкорпорацию. Все эти предприятия, в том числе и Рособоронэкспорт, будут "дочками" госкорпорации.

Каков объем ВТС России с европейскими странами?

- Общий объем российского экспорта и импорта по линии военно-технического сотрудничества с Европой составляет около $100 млн. Мы закупаем в Европе комплектующие, например, тепловизоры, часть авионики, в том числе для выполнения наших экспортных контрактов. Около $50 млн - это наш экспорт. В основном это - научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР).

Как вы оцениваете перспективы развития ВТС со странами СНГ?

- Рынок развивается, и потребности стран СНГ в вооружении остаются, потому что вся техника, которая у них имеется в армии, она советского производства, и поэтому, естественно, требует и ремонта, и модернизации, и просто замены на новую. Казахстан сейчас активно начинает сотрудничать с нами.

В частности, с Казахстаном ведутся переговоры и на поставку новой техники, а также на ремонт и модернизацию находящейся на вооружении. Такие переговоры мы начинаем также с Туркменией и рядом других стран.

Что касается Украины, то даже если она уйдет в НАТО, то все равно никуда не денется от сотрудничества с нами. Заменить всю технику - это нереально. У них таких денег просто нет. Американцы вряд им столько денег дадут.

Чем обусловлено наметившееся уменьшение объемов оружейных контрактов с нашим стратегическим партнером в сфере ВТС - с КНР?

- Китай был и остается стратегическим партнером России в сфере военно-технического сотрудничества, хотя в 2006 году у нас было заключено с этой страной контрактов всего на $200 млн. Это очень мало, если учесть, что раньше мы заключали контракты на $1-1,5 млрд.

С одной стороны, отсутствие крупных контрактов объясняется тем, что происходит определенное насыщение китайского рынка. С другой - тем, что они научились кое-что делать сами и просят, чтобы мы теперь давали им технологии. Но у нас есть свои определенные национальные интересы, которые мы соблюдаем. Именно этим Рособоронэкспорт отличается от любых других торговцев: при заключении оружейных сделок мы учитываем не только экономические, но и политические, а также стратегические интересы государства. Для нас главное - национальные интересы России. И, тем не менее, Китай мы продолжаем рассматривать как своего стратегического партнера.

Как обстоят дела с выполнением контракта на поставку в Китай 34 военно-транспортных самолетов Ил-76МД и четырех самолетов-заправщиков Ил-78, подписанного в сентябре 2005 года?

- Проблема с выполнением китайского контракта большая. И мы об этом сказали китайской стороне, что наши узбекские партнеры, к сожалению, не могут выполнить свои обязательства, которые они брали первоначально, прежде всего, ценовые обязательства.

Серийное производство самолетов семейства Ил-76МД и Ил-78 развернуто на Ташкентском авиационном производственном объединении. У Рособоронэкспорта есть большие сомнения, что ташкентские авиастроители вообще способны построить то количество самолетов, которые они законтрактовали. Поэтому мы предложили китайским партнерам построить им новые самолеты совершенно новой модификации с новыми двигателями. Но это будет новый контракт и новая цена. Россия готова на период строительства самолетов предложить китайской стороне в лизинг военно-транспортные самолеты Ил-76 из тех, которые есть в наличии у Минобороны. Такие предложения сделаны. Мы ждем ответа китайских партнеров.

Ожидается ли подписание новых оружейных контрактов во время предстоящего визита в Москву президента Венесуэлы?

- Желание продолжать сотрудничество у обеих стран есть, в том числе и по морской тематике, и не только. У нас подготовлено много контрактов по вооружению сухопутных войск, но окончательное решение по ним пока не принято.

Кроме того, с Венесуэлой есть ряд контрактов, которые находятся в стадии парафирования.

Как Вы оцениваете шансы российского многофункционального истребителя МиГ-35 на победу в проводимом Индией тендере на закупку 126 многофункциональных боевых самолетов?

- Здесь какие-то прогнозы давать тяжело, хотя я считаю: шансов у нас много. Рособоронэкспорт совместно с Российской самолетостроительной корпорацией "МИГ" представил индийской стороне предложение на участие в тендере многофункционального истребителя МиГ-35. Этот самолет был продемонстрирован в Индии на авиасалоне в Бангалоре.

Пока по той информации, которая у нас имеется, шансов выиграть этот тендер много.

Есть ли перспективы для серьезного увеличения объемов российский оружейного экспорта? Какова может быть ниша России на мировом рынке оружия?

- Рособоронэкспорт готов и впредь увеличивать портфель экспортных заказов на российское оружие и новую боевую технику, но возможности оборонной промышленности не позволяют удовлетворить имеющийся спрос.

Где-то уже наступает предел возможностей нашей промышленности. И не только потому, что мы не можем заключать новые контракты. С каждым годом пакет заказов Рособоронэкспорта растет и растет. На сегодняшний день он уже составляет примерно $23 млрд. Потребности есть, но промышленность не в состоянии выполнить тот объем, который уже сейчас навалился.

Ниша России на мировом рынке оружия составляет, на наш взгляд, $6-7 млрд. По многим видам вооружений оборонная промышленность уже не может удовлетворить возросший спрос на российскую технику и вооружение и, прежде всего, на технику противовоздушной обороны. Сегодня уже становятся в очередь на наши средства ПВО. Мы принимаем заказы на 2010-2012 годы.

Есть определенные пределы по поставкам на экспорт авиационной и сухопутной техники. Увеличение экспорта военной техники может произойти лишь при условии, если произойдет расширение производства, предприятия будут вкладывать деньги в развитие, увеличение мощностей.

Экспортных заказов много. "Уралвагонзавод", например, переполнен заказами на поставку танков.

Тут надо отметить, что наряду с увеличением объема экспортных заказов год от года растет и гособоронзаказ.

В интересах развития промышленности мы сегодня стараемся использовать возможности недавно созданного Союза машиностроителей. Речь прежде всего идет о лоббировании интересов машиностроительных предприятий, оказании содействия в получении определенных льгот на модернизацию, закупку технического оборудования, получение льготных кредитов.

Некоторое время назад Рособоронэкспорт сообщил о планах создания на базе ЛИИ имени Громова в подмосковном Жуковском, где проводится международный авиационно-космический салон МАКС, постоянно действующего выставочного центра. Как реализуется эта идея?

- Рособоронэкспорт обратился к руководству страны с предложением создать такой выставочный центр. Мы заявили, что готовы взяться за это дело и создать предприятие или АО, где бы 51% акций был у государства, 49% - у нас. Мы не претендуем на лидерство. Все равно это будет государственное предприятие.

Это должна быть постоянно действующая выставка. Между авиасалонами МАКС к нам приезжают наши партнеры с тем, чтобы посмотреть боевую технику. А возможности для ее показа очень ограничены. Если бы такая постоянно действующая выставка была, на ней можно было бы демонстрировать и авиационную, и сухопутную технику. В Жуковском достаточно места, где можно бы было показывать технику в движении. Это - не такие большие затраты.

Для реализации идеи создания постоянно действующего центра нужна поддержка государства, так как необходимо построить новую дорогу, новый мост через Москву-реку. В перспективе, наверное, необходимо было бы рассмотреть возможность открытия какой-то скоростной дороги, электрички. Это вопрос - решаемый.

Очевидно, что в связи с формированием в оборонно-промышленном комплексе крупных интегрированных структур назрела острая необходимость принятия специального закона о холдингах, который бы четко регламентировал их работу и обеспечивал защиту экономических интересов. Ваше мнение на этот счет?

- Этот вопрос стоит давно, и мы уже не раз говорили, что необходимо принять закон о холдингах. В этом законе все должно быть прописано, в том числе и внесены изменения по возврату НДС.

В соответствии с действующим законодательством, НДС сегодня возвращается только предприятиям, производящим боевую технику и оружие. Если "Иркут", например, производит истребители Су-30, значит, только он вправе получить возврат НДС. А если контракт вместе с Рособоронэкспортом будет подписывать ОАК, которая не является производителем, то НДС ей не возвратят. А это очень большие деньги - порядка 18% от контракта.

Жизнь все равно заставит принять такой закон. И чем он будет принят быстрее, тем лучше.

В какой стадии находится вопрос создания крупного промышленного холдинга по электронике?

- Мы действительно планируем создавать холдинги, подобные уже созданной корпорации "Оборонпром". Это прежде всего холдинг по электронике. Сейчас совместно с Роспромом готовим соответствующие документы по этому холдингу.

В этот холдинг будут передаваться большинство предприятий, занимающихся электроникой в оборонке. Это и авионика, и радиоэлектронная борьба, и все, что связано с сухопутьем.

Этот холдинг сможет активно сотрудничать и с французскими компаниями, и с итальянскими, и с любыми другими. Здесь, на авиасалоне, мы встретились с компанией "Финмекканика", обсуждали возможности для сотрудничества.

Планируют ли крупнейший в России производитель легковых автомобилей ОАО "АвтоВАЗ" и титановый монополист ОАО "ВСМПО-Ависма", контролируемые Рособоронэкспортом, создать с нефтегазовой компанией "Итера" совместное предприятие, которое будет обеспечивать их потребности в электроэнергии?

- У нас есть определенные энергоактивы на "АвтоВАЗе" и на ВСМПО. Плюс мы хотели бы построить электростанции, которые обеспечивали бы дополнительными мощностями производство: у нас планируется расширение и "АвтоВАЗа" (строительство еще одного завода, и, может, даже не одного), и расширение ВСМПО. Для этого требуются энергетические мощности.

Мы сейчас с "Итерой" планируем создать энергетическую компанию, объединив все мощности, плюс построить электростанцию на Урале, либо рядом с Тольятти. Сейчас решается вопрос о распределении долей между учредителями СП.

По долям сейчас смотрим, кто сколько сможет. Думаю, что у "Итеры" будет больше чем блокирующий пакет, может быть, и 50%.

Как обстоят дела с созданием "ВСМПО-Ависма" и Boeing СП по переработке титановой стружки?

- Boeing создаст структуру, которая будет собирать титановую стружку, остающуюся от обработки российских полуфабрикатов, мы туда поставим печи и создадим СП на территории США, чтобы переплавлять ее и делать готовые изделия. На предприятие будет поступать стружка из всех стран, работающих с российскими полуфабрикатами в рамках проекта с Boeing.

Когда Рособоронэкспорт планирует завершить формирование корпорации "Русспецсталь"?

- Надеюсь, в течение следующего года такой холдинг будет сформирован. Предложения о вхождении в холдинг сделано многим компаниям. Кулебакскому метзаводу и Кулебакскому кольцепрокатному заводу предложили, Волгоградскому (Волгоградский машзавод, входит в ФГУП "ПО "Баррикады"). Там правильно было бы разделить: часть отдать Росатому, потому что там есть производство для их предприятий, а часть - "Русспецстали". Кроме того, Ступинское предприятие, "Электросталь", трудно все вспомнить.

Возможно ли включение в холдинг Челябинского металлургического комбината, входящего в группу "Мечел"?

- C "Мечелом" серьезных переговоров не вели, несколько раз с ними встретились, но они отказались участвовать в этом холдинге. Я думаю - это первый этап, когда холдинг встанет на ноги, то, может, "Мечел" изменит мнение.

Рособоронэкспорт ощутимо наращивает участие в управлении экспорториентированными предприятиями. Оно будет усиливаться?

- Мы от этого никогда не отказывались. Если есть госпакет, мы обязательно от государства должны входить в совет директоров этих предприятий. Причем Рособоронэкспорт не преследует цель получать какие-то дивиденды, этой цели мы не ставим. Нам важно участие в управлении всеми холдингами, которые создаются. Это нужно для того, чтобы можно было контролировать, как исполняются экспортные контракты и в состоянии ли та или другая компания исполнить такие контракты в срок и с высоким качеством.

Нередко встречаются случаи, когда директора заявляют, что они готовы выполнить контракт, а когда доходит до дела, то начинают ставить вопрос о продлении сроков, увеличении стоимости и так далее. Мы имеем очень много таких случаев.

Есть и другая проблема: когда то или другое предприятие закрывают производство какой-то продукции, которая для него в данный момент невыгодна, но без которой нельзя исполнить контракт. Чтобы это исключить, участие Рособоронэкспорта в управлении экспортоориентированными предприятиями просто необходимо.

Сергей Викторович, наша беседа проходит на парижском авиасалоне. Как вы оцениваете участие российских авиастроителей в этом, пожалуй, самом престижном авиационном форуме?

- Как руководитель Рособоронэкспорта удовлетворен тем, как представлена здесь наша авиационная и космическая техника. Российская экспозиция на нынешнем салоне - самая масштабная за все время участия в парижском авиасалоне.

Больших контрактов подписывать здесь мы не планировали. Будут небольшие контракты на $30-35 млн. Хотел бы заметить, что речь идет только о контрактах по линии военно-технического сотрудничества.

График встреч и переговоров был очень насыщенный. Со многими мы договорились продолжить переговоры после выставки....
Авторские права на данный материал принадлежат «Интерфакс». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка