Автор: Дмитрий Литовкин
Опубликовано: 25.06.2007, 12:17
Комментариев: 7
 

Чем удивил аэрокосмический салон в Ле-Бурже

Чудеса воздуха


Аэрокосмический салон в Ле-Бурже всегда считался Меккой авиастроения. Именно здесь можно не только увидеть то, что уже придумано человечеством в области авиации и космоса, но и заглянуть в будущее. Закончивший свою работу аэрокосмический салон-2007 не стал исключением. Когда обходишь стенды и открытые площадки Ле-Бурже, то как будто читаешь научно-фантастический роман, каждая новая страница которого открывает перед тобой очередное чудо техники.

В Ле-Бурже можно увидеть все: от самого большого пассажирского авиалайнера А380 до миниатюрных беспилотных летательных аппаратов - летающих роботов, за которыми будущее военной и не только военной авиации. "Известия" решили рассказать о некоторых из этих самолетов.

Гигант неба с массажным кабинетом

Он весит почти 500 тыс. тонн, способен за один раз перевезти до полтысячи пассажиров. У него 4 мощных двигателя, но мы его полет совсем не слышим. Новый гигант европейского авиапрома A380 кружит в небе с легкостью истребителя: резкий подъем, крутой разворот, посадка на середину взлетно-посадочной полосы. Интерес к машине огромный - ничего подобного А380 не предвидится. При этом европейский Airbus может гордиться - он не только создал самый большой в мире самолет, но и сделал его элегантным. Авиалайнер настолько революционен в своей конструкции и в подходах к комфорту на борту, что будет эксплуатироваться не менее 30-50 лет. Предполагается, что за столь продолжительное время требования пассажиров к уровню комфорта и сервиса на борту могут значительно возрасти, особенно в случае многочасовых межконтинентальных полетов.

Внутри фюзеляжа гиганта две палубы. Их оформление - дело авиакомпаний. Но уже сейчас они просят конструкторов учесть возможность размещения на них спальных мест, комнат для детей, массажных кабинетов, тренажерных залов и... магазинов duty-free. В салонах авиалайнера есть спаренные проходы и два уровня, что обеспечивает намного больше свободного места, чем в любом сегодняшнем самолете. Лестницы, стилизованные под трапы пассажирских судов, соединяют уровни между собой. В общем, шикарный летающий корабль. Возможно, именно поэтому невольно возникают ассоциации с другим роскошным гигантом - "Титаником". Авиаторы - люди суеверные.

- И думать об этом не смейте! - сказали корреспонденту "Известий" представители Airbus.

"Титаник" плыл через Атлантику, а А380 уже совершил свой тестовый перелет в другом направлении - из Франции в Австралию.

"Хищник" набирает высоту

Обучение пилота истребителя стоит миллионы, а эффективность его работы зависит от такого числа факторов, что иногда легче оставить его на земле. Тем не менее кто-то воевать все-таки должен. Видимо, в недалеком будущем это будут роботы, в том числе и летающие - беспилотные летательные аппараты (БПЛА). Сейчас их разновидностей стало так много, что экспозицию любой аэрокосмической выставки можно наполнить только ими. Именно так и поступили американские, французские и израильские компании, выставившие десятки моделей этой техники. Одни из них - размером с нормальный истребитель. Другие - совсем миниатюрные, всего в несколько сот граммов, самолетики.

В Ле-Бурже американцы рекламировали свой беспилотник Predator ("Хищник"). С виду - обычный планер, какие десятками делали наши пионеры. Но вот его возможности совсем не детские. Машина может находиться в воздухе 24 часа. И с высоты от 3 до 4,5 километра вести радиоэлектронную разведку, подсказывать пехоте и бронетехнике, куда идти, корректировать применение высокоточного оружия. В Ле-Бурже американцы впервые показали, что робот может быть не только "глазами и ушами", но и серьезной ударной силой. Predator обзавелся управляемым ракетным вооружением, которого почти тонна. Теперь, барражируя над территорией противника, по приказу оператора он сможет уничтожать как отдельные объекты - здания, укрепления, так и автомобили и даже группы людей. "Хищник" эффективно воюет в Афганистане и Ираке. Поэтому к уже имеющимся трем эскадрильям Пентагон собирается прикупить еще 144 таких аппарата, потратив на это "скромные" $5.7 млрд. В результате у США будет 12 эскадрилий "роботов".

Кроме этой армады американцы имеют и совсем миниатюрный самолетик Wasp ("Оса"). Он весит всего 200 граммов, и его можно запускать "с руки", совсем как игрушечный планер. Аппарат оснащен двумя миниатюрными видеокамерами, которые собирают информацию и передают ее оператору в режиме реального времени. БПЛА управляет бортовой компьютер, который ориентируется при помощи спутниковой системы GPS. "Оса" оснащена электромотором, получающим энергию от аккумулятора, который еще и может подзаряжаться во время полета от солнечных батарей. Планируется, что этой "игрушкой" будут вооружать даже отдельных пехотинцев - солдат должен знать, что творится вокруг него.

"Летающая парта" - тоже робот

В российской экспозиции на Ле-Бурже беспилотников не было. Наши КБ только планируют их создавать. Тем не менее руководитель корпорации "Иркут" и ОКБ "Яковлев" Олег Демченко сообщил "Известиям", что один из первых российских беспилотников может быть создан на базе учебно-тренировочного Як-130. "Летающая парта", как зовут в ВВС новый самолет, и так сам по себе "робот". Машина прямо в полете может быть перепрограммирована для выполнения учебно-тренировочного полета в различных погодных или пилотажных условиях в зависимости от того, на какой самолет готовят летчика. Будет это современный Су-30, Як-130 будет летать по одному сценарию; введут программу полета новейшего американского легкого истребителя F-35, полетит по-другому. При необходимости "парту" легко переоборудовать в легкий истребитель. Самолет за раз поднимет в воздух до трех тонн высокоточных ракет и корректируемых бомб. Как отмечают специалисты ВВС, использование Як-130 для выполнения локальных задач, например уничтожения лагерей террористов, охраны границ, в том числе морских, для борьбы с наркодельцами, по затратам на порядок дешевле, чем если бы на боевое задание послали МиГ или Су. Теперь этот полет может проходить и в автоматическом режиме.

Не отстают от американцев и европейцы. Объединенная Европа представила в Ле-Бурже совсем уж футуристический проект беспилотника - Neuron. По виду это вообще не самолет, а какая-то летучая мышь для Бэтмена. Первый полет "Нейрона" запланирован на 2009 год. Этот самолет будет обладать всеми характеристиками, свойственными беспилотным аппаратам последнего поколения (включая технологии "Стэлс", новейшие системы авионики, а также возможность интеграции в общевойсковую электронную систему управления боем). А внутри фюзеляжа машины разместится не только разведывательное, но и ударное вооружение.

Истребитель на веревочке

Звезда Ле-Бурже - это модернизированный МиГ-29 ОВТ, оборудованный двигателями с изменяемым вектором тяги. Во время полетов все внимание зрителей - на нем. Воздушный цирк в его исполнении сегодня недоступен ни одному другому истребителю в мире. Например, зависнув в воздухе, машина вдруг переворачивается через хвост. Потом еще раз, и еще, и еще... Про боковые развороты на месте или пролет перед трибуной "на хвосте", рассекая воздух всей плоскостью фюзеляжа, и говорить не приходится. Самолеты так не летают...

- Летаю по проводам, - признался "Известиям" тест-пилот корпорации "МиГ" Михаил Беляев.

- Это как?

- А так, пилот теперь может не задумываться о том, как выполнить маневр, - говорит Михаил. - Он просто будет его выполнять. Машина сама додумает, как это лучше сделать. Причем этот полет будет абсолютно безопасен там, где раньше это приводило к катастрофам. Например, плоский штопор, мы спокойно в него входим и без проблем выходим. В общем, никаких ограничений по критическим режимам полета.

По словам летчика, секрет в системе дистанционного управления Fly-by-wire (или "полет по проводам"). Все тяги в машине заменены на электронные приводы. Все это связано с бортовым компьютером, который и просчитывает маневр, подсказывая самолету, как правильно в той или иной ситуации лететь. Тест-пилот Беляев уверен, что новый МиГ-29 ОВТ открывает ранее недоступные другим машинам режимы полета. То, что вчера считалось в принципе невыполнимым, с новой машиной становится не просто реальностью, а само собой разумеющимся элементом воздушного боя. Излишне говорить, какие тактические возможности это открывает перед Военно-воздушными силами тех стран, на вооружении которых стоят такие машины.

На что способны звезды Ле-Бурже

А380

  • Экипаж - 2 человека
  • Размах крыла - 79,8 м
  • Длина фюзеляжа - 77 м
  • Высота - 24,5
Планируется создать целое семейство самолетов этого типа. Базовая модель А3ХХ-100 рассчитана на 555 пассажиров, но путем удлинения фюзеляжа вместимость может возрасти до 656 мест (вариант А3ХХ-200). Дальность полета самолета должна составить в зависимости от нагрузки 14168-16205 километров.

Як-130
  • Дальность полета - 2130 км
  • Практический потолок - 12 500 м
  • Длина разбега - 380 м
  • Скорость - от 200 до 1050 км/ч
  • Экипаж - 2 человека
Боевая нагрузка - 3 тонны. Включает: 4 управляемые ракеты класса "воздух-воздух" типа Р-73, 4 ракеты класса "воздух-поверхность" типа Х-25М, неуправляемые ракеты калибра 57, 80, 122 или 266 мм, 4 авиабомбы калибра 250 и 500 кг (ФАБ-500, БетАБ-500, ОДАБ-500, ОФАБ-250-270), разовые бомбовые кассеты РБК-500. Могут крепиться подвесные топливные баки, контейнеры с подвесной пушечной установкой (под фюзеляжем), системами наведения оружия, разведывательной аппаратурой, средствами радиоэлектронного противодействия и т.п. Предусматривается также вариант комплектации Як-130 системой дозаправки топливом в полете.

МиГ-29 ОВТ

От обычного МиГ-29 новый истребитель с индексом "ОВТ" отличается новейшим двигателем питерского КБ имени Климова РД-33 ОВТ. Его сопло может поворачиваться в любом направлении. Причем не только в режиме "нормального" полета, но и на форсаже. Это свойство радикально отличает МиГ-29 ОВТ от того же Су-30МКИ или американского F-22. Попросту говоря, МиГ маневреннее и более управляем во всех режимах - что на скорости, что при ее полном отсутствии.

Машина способна одинаково успешно вести борьбу как с воздушными, так и с наземными и морскими целями (берет 6 тонн боевой нагрузки, это вплотную приближает ее к тяжелым истребителям), что придает ей качества по-настоящему многофункционального боевого самолета и объединяет в одной машине истребитель и фронтовой бомбардировщик. Для этого набор вооружений самолета включает управляемые ракеты "воздух-воздух" РВВ-АЕ, Р-27ЭР1, Р-27ЭТ1, Р-27Р1, Р-27Т1, Р-73Э, встроенную пушку ГШ-301, управляемое вооружение "воздух-поверхность" Х-31А, Х-31П, Х-29Т (ТЕ), Х-29Л, КАБ-500КР (ОД), КАБ-500Л, неуправляемое ракетное и бомбовое вооружение. На истребителе установлен новейший вариант радара "Жук" позволяющий обнаруживать цели на дальности до 150 км. Сопровождать десять из них и одновременно атаковать четыре из них.

 
Ссылки по теме:
Дайджест прессы за 25 июня 2007 года | Дайджест публикаций за 25 июня 2007 года
Авторские права на данный материал принадлежат газете «Финансовые Известия». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Связи: Як-130, МиГ-29, Су-30МКИ, Су-30, Демченко Олег, Самолетостроение, Выставки и конференции, Ту-136 (в процессе тестирования)

Комментарии к новости

"Он весит почти 500 тыс. тонн, способен за один раз перевезти до полтысячи пассажиров." Он скорее плавает, а не летает.
В гражданском секторе мы аналог А380 ('летающий дом') пока не потянем, а вот в военной сфере есть интересная идея, реализация которой позволит выйти и в этот сектор.

Также возник вопрос, а что вообще есть у Сухого, кроме пиара?
Меня конечно апологеты Эйрбаса заплюют сразу, но болеебезобразного самолета, чем А380 видеть не приходилось.
Это весьма спорный и чисто амбициозный проект Европы. Если Боинг в случае с выходом В-747 сильно рисковал в свое время, то этот риск имел именно рыночный, а не амбициозный аспект.

Про нелюбовь можно говорить эмоционально и долго, но лучше о фактах, которые вообще-то заставляют усомниться в розовом и безоблачном будущем этой "священной коровы" Эйрбаса.

Для справки : будучи во Франкфурте в штаб-квартире "Люфтганза-Текник", я слышал очень много занимательных историй о мороке с семейством А330/340 (кстати активно его втюхали в Аэрофлот!) у которого жутчайшие проблемы с прочностью и усталостными характеристиками. Это кстати одна из причин, почему А330/340 "вчистую" проиграли рыночное соревнование с Боингом Б-777. Большие Эйрбасы слишком дорого обходится в обслуживании. И началось это даже с их первенцев А300 и А310 - можете проверить их статистику катастроф и их причины.
Мое глубокое убеждение, заложенное еще стариком Туполевым, заключается в том, что НЕ МОЖЕТ БЫТЬ РАЗВИТИЯ тяжелой конструкции в сторону увеличения, если ты не научился справляться с возникшими проблемами НА ПРЕДЫДУЩЕМ ПОКОЛЕНИИ.
Но амбиции (или эйфория?)взяли вверх и появился А380.
Как результат - у первого-же образца для статических испытаний начались проблемы с прочностью хвостовой части. Это дело Эйрбас по-тихому замял. Гораздо чувствительнее это проявилось, когда на том-же стат-образце пошли трещины в зоне между 3 и 4 двигателем !!! С точки зрения авиационного прочниста, это нонсенс !
И все потому, что Эйрбас вынужден был облегчать такую гигантскую конструкцию как только можно. Кстати прочностью у Эйрбас занимаются голландцы и немцы, а также частично англичане. В случае с "коровой" в прочность залезли французы, и тут началось.....
Еще можно привести наглядный пример. Когда А380 взлетает, то после того, как набегающий поток после колебаний "выгибает" крыло и происходит отрыв самолета, крыло с небольшой амплитудной раскачкой успокаивается. В случае с А380 - раскачка продолжается с огромной амплитудой !!! Визуально самолет после взлета начинает "махать" крыльями, пока не происходит выхода на установившийся режим. Я НИКОГДА НЕ ПОВЕРЮ, что такое крыло и его элементу будут иметь хороший ресурс. Это повторение истории с А330/340, но только с большими сложностями и последствиями.
После этого, проблема с проводкой и нестыковкой софта у систем самолета выглядит просто забавой. А ведь эта дура должна тащить до 550 пассажиров !!!
После этого все эти придумки про непревзойденный комфорт и дизайн интерьера носят оттенок рекламы похоронного агентства.

Другая глупость заключается в том, что можно забить самолет "под завязку" мягкими диванами и барами, но какова в итоге получится себестоимость перевозок ? Билет уж точно смогут себе позволить только богатые арабские шейхи, что собственно и происходит. Ведь экономика самолета во многом определяется удельным соотношением длина самолета/ стоимость погонной длины в см или дюймах. Иными словами, чем больше доли пассажиров или ПН на еденицу длины - тем эффективнее. Именно поэтому тот-же "Эйр Франс" выбрал для своих А380 не люксовую компоновку, а практически полный эконом с ограниченным первым и бизнес-классом. И именно потому, что авиакомпания понимает, что самолет "с наворотами" никогда себя не окупит. А реальный выйгрыш от увеличенной пассажировместимости и уменьшения удельных ПЭРов можно почувствовать только в варианте "скотовоза". И именно в варианте скотовоза А380 в эйр Франс будет летать на Таити и прочие далекие доминионы. Без излишеств, иначе никто из массовых пассажиров (а в Европе каждый евроцент считают!) не будет покупать такие билеты.

В общем пожелаем Эйрбасу успехов с его А380.....

По-моему прав, сто раз прав Боинг, когда отказался от сверхбольшого самолета в пользу Б-787.
Интересная точка зрения.
А я не желаю Аэрбасу успехов, это страшный самолёт и чуда тут нет , риск убить 500 человек есть, и он очень велик! А если стоя людей набить в этот А380, вот здорово было, а ведь кто-нибудь додумаеться.
Новое далеко не всегда восхищает. до момента привыкания может и попугать.
Вспоминаю свои первые впечатления от переучивания с Ту-124 на Ту-134А. Гибкое крыло, закручивающийся винтом на разворотах фюзеляж поначалу вызывали весьма неуютное состояние настороженности. Ничего, привык, стал воспринимать, как должное. И летает эта Тушка до сих пор!
У Эрбаса без проблем не обошлось (об этом на конфернции писалось), а у кого обошлось?
Вряд ли столь серьезная фирма ввязалась в откровенную авантюру. По сравнению с SSJ ставки несравненно выше. Финансовый риск можно еще как-то покрыть страховками, а вот упавший вместе с самолетом имидж поднять будет сложно. Так не будем "каркать".
Использование новых технологий, материалов -это опыт для всех. И чем он будет удачней, тем лучше для всех.
Есть такая байка про старика А.Н.Туполева, когда он летел вместе с большой группой советских журналистов в каком-то демонстрационном полете на только-что вышедшем Ту-114. А на нем тогда впервые (?) в расчетах на прочность применили теорию аэроупругости. И на вопрос журналистки : "А.Н., а почему крыло у самолета машет?", Туполев ответил, что "...если бы не махало, то отвалилось бы". Классика !
Поэтому конечно гибкое крыло не показатель ненадежности, но вот амплитуда и частота колебаний у А380 настораживает.
Кстати, если кто обратил внимание на очень тонкий профиль крыла у нового В787. Интересно ......