О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Двойная петля

"Аэрофлот" закажет новые самолеты и у Airbus, и у Boeing. И потеряет на этом деньги

Трудно жить компании, интересы которой не совпадают с интересами ее собственных акционеров. А полугосударственный "Аэрофлот" именно так и живет. Намерение авиаперевозчика обновить свой самолетный парк вылилось в политическое шоу. "Аэрофлот" выбирает поставщика дальнемагистральных самолетов с лета 2005 г.

На крупный заказ претендовали Airbus и Boeing. Менеджеры "Аэрофлота" не скрывали, что склоняются в пользу Boeing 787 Dreamliner. На "лайнер мечты" давали неплохую скидку (по $10-20 млн. с каждой машины, чья каталожная стоимость составляет около $160 млн.). И, что не менее важно, Boeing была готова поставить первые самолеты уже в 2010 г. Однако этой весной победителем тендера неожиданно объявили Airbus, которая пообещала поставить 22 самолета А350 в 2015-2017 гг. Проиграв в сроках, "Аэрофлот" при этом ничего не выиграл в деньгах: в каталожных ценах контракт оценивается в $3,5 млрд., и вряд ли европейцы скинули больше 10%.

Мотив странной сделки прост: в обмен на поддержку не очень успешного A350 (если сравнивать с Dreamliner, на который поступило вчетверо больше заказов) Россия в лице Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) должна получить право на участие в проекте по созданию самолета A320 нового поколения. Луи Галлуа, президент концерна EADS - основного акционера Airbus, на прошлой неделе еще раз подтвердил это, выступая на авиасалоне в Ле-Бурже. Там же рамочное соглашение с Airbus превратилось в твердый контракт.

Но что хорошо для ОАК, не очень хорошо для "Аэрофлота". Новые самолеты нужны перевозчику как можно быстрее. Гендиректор "Аэрофлота" Валерий Окулов нашел соломоново решение: нужно купить оба самолета. И заказал на Петербургском экономическом форуме 22 "лайнера мечты". Сделку, правда, еще должны одобрить акционеры и совет директоров.

Но даже если одобрение будет получено, радоваться "Аэрофлоту" не придется. Прежних скидок от Boeing ему уже не видать. К тому же американцы недавно повысили цены на свои самолеты, в том числе и на Dreamliner, - в среднем на 10%. Такова вира, которую придется заплатить "Аэрофлоту" за политические заигрывания с Европой.

И еще один нюанс. К 2017 г. "Аэрофлот" может оказаться владельцем аж 44 новых машин. Куда ему столько? Сейчас в парке перевозчика всего 90 самолетов. Окулов уверяет, что сможет задействовать всю новую технику. Но как именно - не уточняет. У "Аэрофлота" есть право летать на ряде направлений в Африку, Латинскую Америку, страны Ближнего Востока. Но там и сегодня конкурентов хоть отбавляй, а через 10 лет наверняка появятся новые....
Авторские права на данный материал принадлежат «SmartMoney». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка