О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Развоплощение "Моторов"

Если кто попробует "объять" Пермский моторостроительный завод, ранее завод им. Свердлова, потребуется объехать территорию площадью 4 км х 2 км. Вы убедитесь - на первый взгляд и даже на ощупь завод существует

Былое

Если кто попробует "объять" Пермский моторостроительный завод, ранее завод им. Свердлова, потребуется объехать территорию площадью 4 км х 2 км. Вы убедитесь - на первый взгляд и даже на ощупь завод существует.

Казалось бы, на моторостроительном комплексе работает 17 тыс. человек (вместе с коллективом "Протона"). Вот завод есть.

А вот его нет: по всем документам средняя численность ОАО "Пермские моторы" в 2006 году составила 398 человек (газеты сообщают о 410 на конец года).Вот завод есть: число акционеров = 33 738. А вот его нет: продуктовые магазины близ завода становятся убыточны, т.е. число рядовых работников завода неуклонно сокращается.

В начале 70-х количество работников комплекса с семьями достигало 100 тыс. чел. К началу обвальной приватизации численность основного состава равнялась приблизительно 36 тыс. работников. Уже к 1995 г. на заводе осталось менее 15 тыс. сотрудников, ушли лучшие: ведущие технологи, инженеры, кто пришел им на смену - понятно. Станки законсервировали, рабочим, которые приходили на предприятие только для того, чтобы отметиться, выплачивали по 80 тогдашних рублей.

По одному из госзаказов завод изготовил свыше 20 движков, однако господин Черномырдин закупил то же самое количество движков у фирмы "Boeing" и оставил пермских рабочих без зарплаты.

Можно было бы заключить какие-либо договоры с французской оборонной "Снекмой", но предприятие допустило в свои стены хорошо известную в мире североамериканскую фирму Pratt&Wittney. "Праттовцы" не то, чтобы не сделали ни единого шага к развитию производства, но буквально обескровили завод. Вывозились даром даже опытные образцы. В 1998 г. под чутким руководством "праттовцев" была демонтирована линия производства двигателей "Д-30Ф6" для суперсовременных многоцелевых истребителей МиГ-31М.

Между прочим, как утверждают специалисты, все последние аварии зарубежных пассажирских самолетов связаны с плохого качества двигателями, производимыми Pratt&Wittney.

(В 2004 г. "Пермский обозреватель" опубликовал статью о деятельности фирмы на "Пермских моторах", после чего "праттовцы" устроили настоящую охоту на тех сотрудников завода, которые распространяли этот материал в интернете.)

В целом вместо 400 движков - так было в последний год до перестройки - произведено лишь 4 движка 1998 году.

Этот вопрос обсуждался на одном из брифингов областной администрации, тогда представители завода обвинили тех, кто назвал эту цифру (4 движка), "некомпетентными". Однако рабочие предприятия до сих пор мрачно шутят, что "трудятся на подземную авиацию" (т.е. на производство нефте- газоперекачивающих установок).

Зато в 1991 г. на заводе было 7 замов гендиректора и директоров по направлениям, а с приходом посреднической ЗАО "Управляющая компания "Пермский моторостроительный комплекс" их стало 17.

Говорят, в связи с тяжелой ситуацией на заводе даже президент Путин стучал кулаком по столу. Ходят слухи, что он заставил капитанов пермского авиапрома выправить ситуацию.

Три года назад Пермский авиапром посетил вице-премьер Борис Алешин. Тогда все официальные СМИ наперебой твердили, что Пермь вскоре станет центром авиастроения. Увы.

Реалии

16 июня состоялось годовое собрание акционеров ОАО "Пермские моторы".

Избран новый Совет директоров "Пермских моторов": Александр Шайхутдинов ("Газпром"), Сергей Баринов, Леонид Ли, Никита Муравьев (Росимущество), Михаил Дическул, Валерий Жеглов, Сергей Черемных (УК ПМК), Наталья Литвинова, Аркадий Нестеркин, Юрий Решетников, Евгений Травников, Наталья Масюкова, Родион Шумилов (Внешторгбанк), Андрей Малютин ("Авиадвигатель"), Игорь Арбузов (ОАО "Протон-ПМ"). На состоявшемся в этот же день организационном заседании председателем Совета снова и единогласно избран Юрий Решетников. В Совет не вошли гендиректор "Пермских моторов" Николай Ивкин и управляющий директор ОАО "Авиадвигатель" Александр Иноземцев.

В новой ревизионной комиссии - Канюкова С.В., Глухова Л.Н., Лапшин Д.Н., Субботина Н.Н., Сосунова Е.О., Токишина Т.А. и Целищев М.Г.

Итак, шесть представителей Внешторгбанка вошли в состав Совета директоров. Вот они есть. А вот их нет: Внешторгбанк не владеет ни единой акцией ОАО "Пермские моторы". Но владеет акциями ОАО "Пермский моторный завод".

Казалось бы, в 1998 году "праттовцы" ушли с завода вместе с "Интерросом" Владимира Потанина (в народе - Вовы-доллара). Ушли, внеся вместо денег в уставный капитал ОАО Пермский моторный завод" никому не нужные акции ОАО "Пермские моторы". Вот их нет в ПМ. А вот они есть: как и Внешторгбанк, "Праттовцы" владеют акциями ОАО "ПМЗ", более 25%, что является нарушением закона, более 25% акций в "Авиадвигателе", 12% акций - в "Протоне"…

Кто у нас там аффилированные лица (т.е. те, кто имеет влияние на принятие решений) ОАО "Пермские моторы"?

Основные акционеры: ОАО "Пермский моторный завод" - 37,3%, Росимущество - 14,25%, ЗАО "ДКК" (номинальное держание, в переводе с птичьего языка - не владение, а распоряжение по доверенности) - 10,8%, ФГУП "ГКНПЦ имени М. В. Хруничева" - 5,2%, ОАО "Газпром" - 2,88%, остальные 22,6% акций у 37 тыс. физических и юридических лиц.

Чем же занято ОАО "Пермские моторы"? Оказывает услуги охраны, управляет заводской недвижимостью. По данным АО за 2006 год, выручка составила 111,8 млн. рублей, убыток - 715 тыс. рублей. До февраля 2007 года управлялось ЗАО "УК ПМК".

Вот средняя зарплата рабочих в ПМ - 8,8 тыс. р. в месяц. Ее, по нынешним временам, да еще в среднем, будто бы и нет. А вот она есть - в ЗАО "УК ПМК", в среднем - 46 тыс. руб. В 2006 году ОАО "ПМ" потратило на ее услуги 2,6 млн. р. - по официальное версии. На деле - много больше, коль скоро только средняя зарплата - 46 тыс. р. в месяц.

…Вот дом, который построил Джек. Джек, говорю, построил, а не какая-то там синица. Которая, тем не менее, регулярно ворует пшеницу, которая в темном чулане хранится в доме, который построил Джек…

Помимо стандартных вопросов о годовом отчете, о дивидендах и т.п. был рассмотрен вопрос о заинтересованных сделках.

Собрание не смогло одобрить сделки, в которых есть заинтересованность "из-за отсутствия кворума". Следовательно, все они должны быть признаны незаконными. (Для простых смертных, не привычных к птичьему языку - заинтересованная сделка - грубо говоря, такая сделка, которая совершена не в интересах всех 37000 акционеров, а в интересах некоего узкого слоя акционеров.)

Было внесено изменение в Устав ОАО: "По решению совета директоров общее собрание акционеров общества проводится в г. Перми, или г. Москве, или в городах Московской области".

Т.е. очевидно желание тех, кто готовил собрание, оградить руководство предприятия от рядовых акционеров, которым в виду недоступности места собрания, предоставляется возможность голосовать бюллетенями, без присутствия на собрании, без заслушивания докладов и выступлений, без их обсуждение, без вопросов. как и поступили в этот раз 1200 акционеров.

В повестке дня значился и вопрос о передаче полномочия единоличного исполнительного органа ОАО "Пермские моторы" управляющей организации ЗАО "Пермский моторостроительный комплекс". Однако за то, чтобы "УК ПМК" осталась руководить предприятием, проголосовало лишь 13,9% кворума. Нет сказал представитель государства, который голосует по письменной директиве Фрадкова, и миноритарные акционеры-физические лица.

Еще в феврале 2007 г. в преддверии собрания миноритарные акционеры, в соответствии со ст. 53 Закона "Об акционерных обществах" внесли в Совет директоров предложение об отчете ЗАО "УК ПМК" за три года на собрании акционеров. Руководство "Пермских моторов" настолько было напугано, что придется отвечать о выводе активов в 2004 году и, не признало миноритариев акционерами и отказалось внести вопрос в повестку дня.

Акционеры подали иск в арбитражный суд, обратились к Президенту РФ, в ФСФР, Правительство РФ, Президенту Внешторгбанка.

Обычно собрания акционеров "ПМ" проходят в последнюю неделю июня. По мнению миноритарных акционеров организаторы поторопились с датой собрания, чтобы опередить судебные разбирательства.

Гендиректор "УК ПМК" Валерий Жеглов, разумеется, не считает "вопрос о дате собрания принципиальным"… Местная пресса пишет, что изменение Устава, конечно, дразнит миноритариев, но они не должны забывать, что их голос мало что значит (напр., "Коммерсант-Прикамье"). Лояльные журналисты сами забывают об огромном количестве акционеров, владеющих 22,6 % акций, которые тоже не смогут ездить на собрания в Москву или Подмосковье.

Отметим, что испуг руководства ПМ, да и всего авиапрома, далеко не первый. Несколько лет назад самостоятельный рабочий профсоюз "Защита, занятость, законность" инициировал ряд судопроизводств по не начислению уральского коэффициента на вознаграждение за выслугу лет по Постановлению Совмина от 1995 г. (в нарушение закона коэффициент начислялся только на зарплату и премии). 96 человек ОАО "ПНППК" (электроприборного завода) выиграли дело. С того момента, чтобы рабочие не вспомнили о долгах, чиновники всего пермского авиапрома, включая АО "Инкар", принялись начислять уральский коэффициент на выслугу лет…

Возможно, что "УК ПМК" (бывший глава - Александр Иноземцев, изгнан в октябре 2006 г.) настолько явно дискредитировала себя, что ее не поддержало подавляющее большинство даже того кворума, который собрался 16 июня. Чем она не нравится миноритариям?

"УК ПМК" - посредническая организация, не смогла организовать рост выручки в течение трех лет, наглухо перекрыв всю информацию для акционеров, в т.ч. по сделке в 2004 г. по выводу активов. Скрывалась и скрывается сейчас информация по заинтересованным сделкам в 2006 г., по вознаграждению "УК ПМК" и т.д.

Есть подозрение, что за отчетный период с баланса ПМ были выведены наиболее ликвидные активы, в частности, более 21% акций Пермского моторного завода.

Думы

Допустим, от нерадивой "УК ПМК" избавились. Вот ее нет. А что есть? "Пермские моторы" сами по себе? Как бы не так.

Читаем: "Александр Гончарук, президент АФК "Система", контролирующей "Пермские моторы", в интервью газете "Ведомости" сделал ряд заявлений по поводу будущего предприятия. В частности, он заявил, что "Система" купила "Пермские моторы", поскольку эта сфера экономики интересна для компании. "Это направление соответствует стратегии нашего производственного сектора в составе радиотехнического концерна "РТИ Системы". Сейчас государство занято созданием крупного машиностроительного холдинга. Возможно, мы тоже поучаствуем в этом процессе путем вклада "Пермских моторов". Консультации по этому вопросу не завершены". Тот факт, что "Система" до сих пор не ввела своих представителей в советы директоров ни одной из компаний группы "Пермские моторы", Гончарук объяснил существованием "определенного соглашения по этому поводу"…"

Вот так. А, "если холдинг не будет создан, президент "Системы" не исключил возможность продажи "Пермских моторов". "Это абсолютно ликвидный актив, и на него много желающих", — сказал Александр Гончарук." (15.07.2007)

Раньше на "пермских моторах состоялась вторая в России по значимости - после забастовки на ярославском моторостроительном против черных суббот и воскресений в 1987 г. - забастовка машиностроителей, шлифовальщиков, когда грозный Черкашин бежал догонять рабочих-стачкомовцев, чтобы вернуть для переговоров. Тогда зарплату повысили не только шлифовальщикам, но и, перепугавшись, ВСЕМУ заводу…

Но в любом случае, если Гончарук говорит об абсолютной ликвидности ОАО "ПМ" вместе с его трудовым коллективом… Нет-нет, речь идет не о ликвидации, а по-русски - всего только о легкости продажи… Т.е. на то, на что много желающих, заявил Гончарук - много желающих. Вы поняли, что сказал Гончарук?

…Вот завод есть. А вот его нет.

В мае должно было состояться профсоюзное собрание моторостроителей. Однако не были проведены собрания по подразделениям, не выдвинуты представители… Не состоялось собрание. Кворума нет....
Авторские права на данный материал принадлежат «Пермские соседи». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка