О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

"Аэрофлот" не долетел до Италии

"Аэрофлот" официально отказался от участия в конкурсе по приватизации национального авиаперевозчика Италии Alitalia

"Аэрофлот" официально отказался от участия в конкурсе по приватизации национального авиаперевозчика Италии Alitalia. Свое решение в российской компании объясняют изменением условий конкурса и непреодолимыми трудностями с получением информации о реальном положении дел в Alitalia. И отраслевые эксперты, и источники Ъ в "Аэрофлоте" уверены, что сделка сорвалась в первую очередь по политическим причинам.

Вчера "Аэрофлот" сообщил, что "после тщательного рассмотрения всех обстоятельств, связанных с приватизацией Alitalia, принято решение прекратить участие в конкурсных процедурах и не предоставлять окончательную заявку на приобретение пакета акций компании". Партнер "Аэрофлота" по конкурсу банк Unicredit уже уведомил об отказе Минфин Италии. Официальных причин решения "Аэрофлота" две. Во-первых, компании и ее консультантам не был предоставлен доступ к исчерпывающим данным о положении дел в Alitalia. Во-вторых, "требования, которыми обусловлен процесс приватизации, серьезно ограничивают возможности "Аэрофлота" по принятию необходимых мер для подлинного возрождения Alitalia".

"На основании предоставленных данных мы просто не смогли подготовить бизнес-план", - пояснил источник Ъ в совете директоров "Аэрофлота", заверив, что компания шла на сделку "со всей серьезностью". По словам собеседника Ъ, менеджменту компании приходилось каждый раз запрашивать дополнительные данные по задолженности Alitlia и структуре ее активов. "Наши финансовые и отраслевые консультанты, среди которых ведущие западные компании, не были удовлетворены исходными данными, которые предоставили организаторы конкурса, и посчитали их недостаточными для принятия взвешенного решения", - подтвердил Ъ замгендиректора "Аэрофлота" по связям с общественностью Лев Кошляков. По его словам, в результате операционные и финансовые риски оказались очень высоки: по условиям конкурса за невыполнение параметров бизнес-плана покупателя ожидают "очень суровые финансовые санкции".

Комментируя вторую причину отказа, Лев Кошляков отметил, что у менеджмента так и не оказалось "четкого понимания, что в конце концов будет являться главным критерием победы в конкурсе". Еще 7 июня в интервью Ъ глава "Аэрофлота" Валерий Окулов говорил, что в условиях конкурса главным критерием выявления победителя станет не лучший план по санации, а наибольшая цена за акции Alitalia, но "проводить санацию итальянского Минэкономики нам неинтересно". По оценкам министра транспорта Италии Алессандро Бьянки, сумма сделки могла составить около $3 млрд. (включая расходы на погашение долга авиакомпании в $1,5 млрд.), по оценкам экспертов - €700-900 млн. В пресс-службе Минфина Италии отказались комментировать отказ "Аэрофлота" и его претензии к организаторам конкурса, отметив лишь, что не планируют менять условия приватизации в связи с тем, что в конкурсе остался лишь один участник - консорциум итальянской авиакомпании Air One с банком Intesa Sanpaolo.

Впервые о претензиях "Аэрофлота" на Alitalia было объявлено после визита в Рим Владимира Путина. Тогда в прессе активно обсуждался политический подтекст возможных сделок между российскими и итальянскими компаниями, в том числе и вариант "обмена" активами между государствами. Вскоре после этого итальянская Eni получила доли в российских "Арктикгазе" и "Уренгойле". Это позволяло предположить, что "Аэрофлот" получит режим наибольшего благоприятствования при покупке Alitalia. Сделку публично одобряли высокопоставленные российские чиновники. "Приобретение "Аэрофлотом" части акций Alitalia укрепило бы наше взаимодействие и создало бы лучшие основы для людских контактов", - говорил 20 июня в Риме первый вице-премьер России Дмитрий Медведев.

Однако газовых активов ЮКОСа, партнерства Eni с "Газпромом" и 30% акций ОГК-5, купленных итальянской же Enel, оказалось недостаточно. Источник Ъ в менеджменте "Аэрофлота" говорит, что со стороны итальянцев "чувствовалось серьезное политическое давление". "Некоторые политические деятели страны высказывались за то, чтобы Alitalia непременно осталась итальянской, - пояснил собеседник Ъ. - В итоге из конкурса вышли сначала американцы (TPG в консорциуме с банком Mediobanca и MatlinPatterson Global Advisers. - Ъ), а затем и мы. Мы не чувствовали расположения со стороны властей Италии. Долги Alitalia огромны, проблемы с профсоюзами очевидны, а плюсы и дивиденды для "Аэрофлота" в такой ситуации просчитать невозможно".

С мнением собеседника Ъ согласились и инвесторы. Акции "Аэрофлота" после новости об отказе от Alitalia подскочили на 4,5%, по итогам дня рост составил почти 3,7%. Котировки же итальянской авиакомпании в течение дня падали на 7%, хотя к закрытию бирж произошла определенная коррекция и общее снижение составило всего 1,2%. Не высказывают разочарования по поводу потери Alitalia и российские власти. "Конечно, мы приветствуем расширение присутствия российских компаний на международных рынках, но "Аэрофлот" рассмотрел все коммерческие аспекты и, очевидно, принял правильное для себя решение", - говорит помощник главы Минэкономразвития Игорь Коньков. "Мы внимательно наблюдали за ходом конкурса, но со стороны - это внутреннее дело "Аэрофлота", - пояснил Ъ глава Росавиации Евгений Бачурин.

Один из высокопоставленных чиновников Минтранса даже предположил, что сделка с самого начала "была исключительно PR-ходом". "Сложно представить, чтобы российская компания, не имеющая опыта управления бизнесом в других странах, планировала купить европейского авиаперевозчика с вдвое большим парком", - считает собеседник Ъ (у "Аэрофлота" 88 самолетов, у Alitalia - 179). Но отраслевые эксперты не соглашаются с этим. "Насколько я знаю отрасль и менеджмент "Аэрофлота", такого дешевого и неудачного PR-хода ни Окулов, ни Кошляков не могли бы ни придумать, ни сделать", - говорит глава консалтингового агентства Infomost Борис Рыбак. Замглавы консалтингово-аудиторской фирмы "Финэкспертиза" Агван Микаелян полагает, что ключевую роль в срыве сделки сыграл именно политический аспект. "Дело в очевидном противодействии европейских стран приходу наших компаний на их рынки", - полагает эксперт. "Аэрофлот", впрочем, не оставляет надежды это сопротивление преодолеть, сообщая, что намерен "и впредь расширять свою деятельность на европейском направлении как путем наращивания операционной активности, так и рассматривая возможности приобретения привлекательных активов". Одним из таких приобретений может стать сербская государственная авиакомпания Jat Airways....
Авторские права на данный материал принадлежат «Коммерсантъ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка