О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Разворот "Аэрофлота"

Первая попытка "Аэрофлота" завоевать европейский рынок авиаперевозок оказалась неудачной. Компания объявила об отказе от участия в тендере по продаже 39,9% акций Alitalia

Первая попытка "Аэрофлота" завоевать европейский рынок авиаперевозок оказалась неудачной. Вчера компания объявила об отказе от участия в тендере по продаже 39,9% акций Alitalia. "Аэрофлот" упустил шанс ворваться в мировую элиту авиаперевозок, сетуют эксперты. Впрочем, это даже к лучшему, поскольку победа могла достаться госкомпании чересчур дорогой ценой.

"Аэрофлот" - крупнейшая авиакомпания России: вместе с "дочками" в 2006 г. перевез 8,75 млн. пассажиров. Выручка по МСФО в 2006 г. - $2,983 млрд., чистая прибыль - $258,1 млн. У государства - 51,2% акций, около 30% - у Национальной резервной корпорации. Капитализация на ММВБ вчера составила 81,34 млрд. руб.

Alitalia - крупнейший авиаперевозчик Италии. В 2006 г. перевезла 24,16 млн. пассажиров. Выручка в 2006 г. - 4,7 млрд. евро ($6,2 млрд.), убыток до уплаты налогов - 405 млн. евро ($535 млн.). Правительству Италии принадлежит 49,9%.


Вчера "Аэрофлот" официально объявил о том, что выходит из торгов по продаже 39,9% акций Alitalia. О том же сообщил и партнер "Аэрофлота" по консорциуму - итальянский инвестбанк Unicredit. Он же вчера уведомил о выходе из торгов минфин Италии. Отказ "Аэрофлота" - не тактический шаг, а окончательное решение, говорит замминистра экономического развития, член совета директоров "Аэрофлота" Андрей Шаронов.

"Аэрофлот" и Unicredit объявили о намерении совместно участвовать в тендере по приобретению 39,9% акций Alitalia в начале апреля. Их конкурентами выступили консорциум Matlin Patterson - Mediobanca - Texas Pacific Group, а также AР Holding, которую возглавляет президент итальянской авиакомпании Air One Карло Тото. 14 мая минфин Италии допустил всех трех претендентов к следующему туру. Конкуренты должны были ознакомиться с финансовой документацией Alitalia, разработать бизнес-планы.

"Аэрофлот" с сожалением вынужден отказаться от участия в тендере, признался вчера "Ведомостям" финдиректор авиакомпании Михаил Полубояринов. Alitalia была неплохим предложением, но у каждого актива есть своя цена. Менеджеры "Аэрофлота" не раз повторяли, что не готовы платить за компанию-банкрота рыночную стоимость, собираясь сосредоточиться на мероприятиях по оздоровлению Alitalia. Но в итоге авиакомпания объявила о намерении привлечь в банках для оплаты госпакета конкурента от 500 млн. до 900 млн. евро. Исходя из капитализации Alitalia на вечер 27 июня в 1,13 млрд. евро "Аэрофлот" был все-таки готов заплатить премию.

Впрочем, итальянские чиновники настроились заработать на пакете по максимуму, назвав решающим фактором при выборе победителя цену пакета. Минфин Италии заявил, что покупателю придется выложить за Alitalia около 3 млрд. евро, половина которых пойдет на оплату 39,9% акций. На этом расходы покупателя не ограничились бы. По итальянским законам при покупке свыше 20% акций необходимо предложить оферту и остальным акционерам. Причем по той же цене, отмечает источник, участвовавший в подготовке сделки. Некоторое время назад итальянские чиновники объявили, что будут штрафовать приобретателя бумаг Alitalia за отклонения от бизнес-плана. Суммы существенны - от 100 млн. до 200 млн. евро. И это при том, что на санацию конкурента "Аэрофлот" готов был потратить около 2 млрд. евро, говорит собеседник "Ведомостей".

Странным выглядело и нежелание итальянских чиновников раскрывать всю запрашиваемую "Аэрофлотом" информацию о финансах Alitalia, говорят несколько топ-менеджеров "Аэрофлота". Поэтому авиакомпания так и не сумела составить полное представление об активе, на который претендовала, вспоминает один из членов совета директоров компании.

Сотрудник пресс-службы минфина Италии от комментариев отказался. Представитель Air One заявил "Ведомостям", что отказ "Аэрофлота" не скажется на планах его компании. Air One продолжит борьбу за Alitalia. О выходе из игры в минувшую пятницу объявила американская группа Matlin Patterson, сообщил "Интерфакс" со ссылкой на газету Le Republica. Представитель минфина Италии эту информацию не подтвердил. Связаться с Matlin Patterson вчера не удалось.

Инвесторы одобрили решение "Аэрофлота". Вчера на ММВБ акции авиакомпании выросли на 3,67% до 74,09 руб. за штуку. Акции Alitalia на Миланской фондовой бирже, напротив, потеряли 1,08%.

Для "Аэрофлота" покупка госпакета Alitalia была шансом стать одним из глобальных перевозчиков, считает гендиректор авиакомпании Utair Андрей Мартиросов. Однако, по его словам, "Аэрофлот" не много потерял. Ведь ему пришлось бы потратить колоссальные суммы, чтобы изменить ситуацию в Alitalia. "Аэрофлот" бы не справился независимо от качества бизнес-плана - в Италии сильные профсоюзы и государство, которое активно вмешивается в бизнес", - уверена аналитик Deutsche UFG Елена Сахнова. Победа в торгах была чревата гигантскими обременениями для "Аэрофлота": убытки самой Alitalia, процентные выплаты по кредиту для покупки 39,9% акций (более 40 млн. евро ежегодно) плюс инвестпрограмма, отмечает Сахнова. Она не видит острой необходимости в выходе "Аэрофлота" в Европу. Ведь там авиаперевозки растут на 3-5% в год, тогда как в России - на 11-15%. У "Аэрофлота" будет еще не одна возможность купить активы за рубежом, успокаивает Мартиросов. Авиация - не самая простая отрасль. Так что если у менеджеров "Аэрофлота" будут средства и желание, они всегда смогут найти кандидата на поглощение....
Авторские права на данный материал принадлежат «Ведомости». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка