О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

"Рособоронэкспорт" гарантировал обеспечить не менее 50% ежегодной выручки завода"

"Рособоронэкспорт" после трехлетних переговоров наконец получил контроль над одним из крупнейших вертолетных заводов России - Казанским вертолетным

Госпосредник в торговле оружием ФГУП "Рособоронэкспорт" после трехлетних переговоров наконец получил контроль над одним из крупнейших вертолетных заводов России - Казанским вертолетным (КВЗ). За завершением сделки последовала отставка генерального директора КВЗ Александра Лаврентьева, который возглавлял предприятие 17 лет, и назначение на этот пост коммерческого директора завода Вадима Лигая. Свое первое интервью новый глава КВЗ дал BG.

После того как "Рособоронэкспорт" консолидировал 51% акций ОАО "Казанский вертолетный завод", государство вернуло контроль над крупнейшим в России производителем военно-транспортных вертолетов Ми-17. Какие обязательства взял на себя "Рособоронэкспорт" по отношению к КВЗ?

КВЗ никогда не дистанцировался от государства, правительству Татарии, а затем "Оборонпрому" принадлежало 29,92% предприятия. Напротив, это государство с начала 90-х годов перестало стимулировать внутренний спрос на российские вертолеты, и, как следствие, серийные заводы перешли на экспортные рынки. Переговоры с иностранными заказчиками шли тяжело: еще три года назад КВЗ начинал финансовый год с неподписанными контрактами. Тем не менее ежегодная выручка завода устойчиво держалась на уровне $200 млн. Но я считаю, что подобная стабилизация для акционерного общества не самый лучший путь развития. Да, мы не падали, но мы и не росли. А если не росли, значит, не развивались. Поэтому с самого начала переговоров с "Рособоронэкспортом" о вхождении КВЗ в вертолетный холдинг выдвигалось требование о загрузке завода экспортными контрактами на сумму не менее $100 млн. "Рособоронэкспорт" гарантировал, что после консолидации 51% акций обеспечит нам не менее 50% ежегодной выручки. КВЗ исходил из того, что если "Рособоронэкспорт" разместит заказы на $100 млн., а мы сможем заработать на гражданских поставках $150 млн., то получается уже $250 млн. При этом КВЗ сохраняет статус производителя транспортного вертолета Ми-17.

Означает ли взятое "Рособоронэкспортом" обязательство, что Казань становится головным исполнителем контрактов на поставку военных вертолетов?

Отчасти да. Если посмотреть структуру экспортных заказов КВЗ за предыдущие пять лет, то можно констатировать явное преимущество гражданских поставок над военными: 90% приходится на гражданские машины. Сейчас ситуация меняется. В прошлом году "Рособоронэкспорт" поручил КВЗ контракт на строительство вертолетов Ми-17 для ВВС Венесуэлы. На стадии подписания находится контракт на поставку 80 вертолетов Ми-17 1В для минобороны Индии. Мы ожидаем, что выручка КВЗ по итогам 2007 года составит почти $300 млн. Это означает, что обязательства перед КВЗ выполняются. Замечу, что с приобретением контрольного пакета акций резких изменений в маркетинговой и кадровой политике происходить не будет.

Сохраняется ли за КВЗ право на самостоятельное ведение переговоров с заказчиками?

Да, и большое заблуждение считать, что с приобретением РОЭ контрольного пакета акций Казанский завод лишится самостоятельности в сфере маркетинга и превратится в производственную структуру. Тем более что кроме военной техники силовым структурам иностранных государств требуются транспортные вертолеты. Основная доля продаж КВЗ и ОАО "Улан-Удэнский авиационный завод" (УУАЗ) будет приходиться на гражданские машины, и конкуренции в этом направлении, думаю, не избежать. Правда, переговоры с иностранными заказчиками мы обязательно согласовываем с ОПК "Оборонпром".

Однако принцип распределения экспортных контрактов среди КВЗ и УУАЗ вредит конкуренции и закладывает почву под будущие конфликты. Каким образом принимается решение о размещении контракта?

Распределение экспортных контрактов внутри холдинга остро обсуждалось год назад. Сейчас оба завода - КВЗ и УУАЗ - в достаточной мере обеспечены заказами. Причем КВЗ подписал контракты на 2008 год, а те, которые сегодня прорабатываются, будут формировать деятельность предприятия в 2009-2010 годах. Это объясняется общемировым увеличением спроса на вертолеты. Если раньше мы еле-еле могли набрать заказов на 60 вертолетов для двух заводов, то теперь с легкостью набираем в год 80 машин.

То есть вы исключаете возможность повторения ситуации начала прошлого года, когда уже после парафирования контракта на строительство 24 вертолетов Ми-17 для Китая "Оборонпром" неожиданно передал его с КВЗ на Улан-Удэнский завод?

Давайте так. Случай с китайским контрактом - это прошлое наших отношений. Действительно, до окончательного вхождения в холдинг "Вертолеты России" Казанский вертолетный завод находился в сложных отношениях с "Рособоронэкспортом", Московским вертолетным заводом имени Миля и Улан-Удэнским заводом, с которым была жесткая конкуренция. Сегодня мы находим общие решения. Есть понимание того, что вертолетостроительный холдинг может существовать не на командной системе управления, а на взаимовыгодной основе.

Что получил КВЗ от участия в холдинге?

Прежде всего нормальные взаимоотношения с МВЗ. С прошлого года установлены единые тарифы платежей за сопровождение технической документации на Ми-17, без чего серийные заводы не могут осуществлять продажи техники. Мы договорились, что часть отчислений идет МВЗ за выполнение работ по сопровождению технической документации, а остальная - на модернизацию Ми-17 по тематике, согласованной с серийным заводом. Раньше мы не знали, на каких условиях МВЗ договаривается с УУАЗ, а улан-удэнское предприятие не было в курсе наших соглашений с МВЗ. Кроме того, серийные заводы получили право контролировать расходование отчисляемых средств.

То есть модернизацию Ми-17 будет проводить уже не КВЗ, а МВЗ и при этом на средства Казанского завода?

Однозначно нельзя так утверждать. У нас есть свое конструкторское бюро, у них - свое, мы используем потенциал обеих структур. Оговариваем, что часть конструкторских работ передаем собственному бюро. Но мы не можем внедрять изменения без согласования с МВЗ.

Разработку легкого вертолета "Актай" продолжит конструкторское бюро КВЗ?

Конечно. Кроме того, в этом году мы рассчитываем ускорить работы по доведению вертолета "Ансат" до коммерческого ресурса в 1,5-2 тыс. летных часов. Когда начнется серийное производство легких вертолетов на КВЗ, пока не скажу. Доведение машины до серийного производства требует огромных капиталовложений. Нашему заводу, не буду скрывать, тяжело в одиночку нести финансирование расходов по опытно-конструкторским работам.

Будет ли "Оборонпром" финансировать проекты "Ансата" и "Актая"?

Нет, работа будет проходить за счет собственной прибыли КВЗ.

Когда заработает производственная кооперация внутри холдинга "Вертолеты России"?

Сегодня управляющая компания "Вертолеты России" готовит проект глубокой кооперации, в рамках которой заводы смогут закупать комплектующие по внутрикорпоративным ценам. Мы ожидаем хорошего экономического эффекта от этой программы....
Авторские права на данный материал принадлежат «Коммерсантъ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка