О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

"Мы для себя сделали выбор в пользу России"

Французского производителя вертолетных двигателей Turbomeca, входящего в группу Safran, не беспокоит жесткое российское законодательство, он готов поступиться контрольным пакетом в совместном проекте

Французского производителя вертолетных двигателей Turbomeca, входящего в группу Safran, не беспокоит жесткое российское законодательство, он готов поступиться контрольным пакетом в совместном проекте. Президент Turbomeca Эмерик Д"Арсимоль рассказал BG, какие варианты сотрудничества он предлагает российской промышленности.

Каковы основы стратегии деятельности Turbomeca?

В том диапазоне, в котором мы работаем,- двигатели от 500 до 3 тыс. лошадиных сил, мы не стремимся существенно увеличить свою долю на рынке. У нас и так почти 50%, каждый второй вертолет в мире оборудован нашим мотором. В 2006 году по сравнению с 2005 годом наш оборот вырос на 20%, на ближайшие три года мы планируем рост на 20-30% в год. Вкладывать средства, чтобы получить на рынке долю более 50%, иллюзорно. В основном наши двигатели ставятся на вертолеты компании Eurocopter. Главными конкурентами остаются General Electric с Т700 и Pratt & Whitney с PT6 и PW200. Дело в том, что двигатель PT6 используется как на вертолетах, так и на турбовинтовых самолетах, причем почти все турбовинтовые самолеты в мире используют PT6. Двигатель T700 охватывает огромный диапазон тяг, причем клиент у General Electric - армия США с крупным госзаказом. Я недавно обсуждал тему военных заказов с людьми из General Electric: они говорят, в Ираке такой бардак, что армия двигатели не ремонтирует - снимают моторы и закупают новые. А у нас основной военный заказчик - французская армия, которая сидит с пустыми карманами! При этом у нас очень большая номенклатура турбореактивных вертолетных двигателей - 73 разновидности 7 различных типов. Однако объем производимых двигателей каждого типа сравнительно невелик. Мы словно промышленные ремесленники, которые делают штучный товар. Наш "шурин" по группе Safran компания Snecma делает в год столько же силовых установок, но у них только три типа двигателей, поэтому жизнь у них проще. Еще один наш конкурент, который чуть было не исчез два года назад,- Honeywell. У них были большие трудности с производственной программой. По проектам совместной разработки двигателей к нам обращается Индия, Китай предлагает наладить у себя выпуск наших моторов по лицензии для китайских вертолетов.

Почему Turbomeca значительно более широко сотрудничает с американскими производителями, чем со вторым после Eurocopter европейским вертолетостроителем Agusta Westland?

Это исторически сложилось. До последнего времени Agusta Westland рассматривала нас чуть ли не как филиал Eurocopter, то есть слишком тесно связанными с их конкурентом. При этом у нас были успешные работы и с Boeing, и с Sikorsky. Но мы резко изменили подход в наших командах по маркетингу и продажам. Они были разделены и стали совершенно изолированы и непрозрачны по своим взаимоотношениям с разными заказчиками. При этом никакой коммерческой или технической информации по тому, что предлагалось заказчикам, не могло перетечь к их конкурентам. Это дало свои результаты. Agusta Westland на первых проектах как бы протестировала нас на предмет сохранности критической информации. Сейчас они уверены в нашей конфиденциальности. Теперь контакты Turbomeca с Agusta Westland стали значительно более активными. Есть несколько новых проектов.

Вы рассматриваете какие-либо варианты сотрудничества с Россией по вертолетной тематике?

Российский рынок очень перспективен. Например, "Газпрому" интересен вертолет Ка-226 с двигателем Turbomeca. С фирмой "Камов" мы подписали меморандум о понимании в апреле 2002 года, однако работа с ней несколько тормозится, причем не по техническим или производственным, а по административным причинам. Я очень хочу работать с Россией, но самая большая проблема - ваши чиновники. Два года назад я одолжил генеральному конструктору КБ Камова Сергею Михееву два двигателя Arrius для проведения испытаний. В российской таможне возникли проблемы с какими-то там платежами. В результате эти два двигателя до сих пор так и лежат на таможне. А "Газпром" ждет. Это невероятно! Итог - наша маржа маленькая, а бюрократические проблемы гигантские. Правда, таможенники - это вообще международное братство. Мы их всех терпеть не можем. Другое подразделение группы Safran - компания Snecma - успешно реализует проект по совместной разработке с НПО "Сатурн" двигателя SaM146 для регионального самолета SuperJet100 потому, что он включен в перечень мероприятий франко-российской межправительственной комиссии. Это доказывает, что с российской промышленностью можно иметь дело, когда есть политическая воля и политическая поддержка. Поэтому, если Turbomeca договорится о совместном проекте с российской промышленностью, то первое, что мы сделаем,- будем добиваться включения этого проекта в повестку дня очередного заседания межправкомиссии.

С кем вы ведете в России переговоры?

Пока мы проводим ряд консультаций. Turbomeca готова предметно обсуждать совместную разработку нового двигателя для российского вертолета. В настоящее время производство вертолетных двигателей находится не в России, а на Украине. Мы же предлагаем вам создавать производственные мощности в вашей стране. Это важно как для обеспечения обороны России, так и для обслуживания частных клиентов. Но для создания совместного предприятия необходимо принять некоторые политические и административные решения. При этом производство нового двигателя можно было бы разместить частично в России, частично - во Франции. Причем такой двигатель может быть использован как на гражданских, так и на военных вертолетах. Но оборона - дело очень специфическое. Поэтому, наверное, надо организовывать сперва производство в России: часть комплектующих будет закупаться за рубежом, но окончательная сборка - проходить у вас. Я думаю, что такое предприятие может даже на 100% принадлежать России, а Turbomeca взамен получила бы возможность выйти на определенную часть рынка. Например, что касается перспективных ниш в России, у вас в основном выпускаются сейчас тяжелые и сверхтяжелые вертолеты. Остается свободной ниша для легких и средних вертолетов. И для ускорения продвижения в этой нише Turbomeca готова обсудить вопрос продажи лицензии на производство двигателей, например лицензии на двигатель Arrius для Ка-226.

Проходила также информация о возможности совместной разработки Turbomeca с Заводом имени Климова двигателя для вертолета Ка-62. Это тот первый российско-французский проект под конкретный вертолет, о котором вы упоминаете?

Действительно, в этом проекте может участвовать и Завод имени Климова. Но пока я не хотел бы называть какого-то одного конкретного партнера. Мы проведем рассмотрение всех вариантов. К концу года, безусловно, выбор должен быть сделан. Этот срок продиктован еще и тем, что Turbomeca приняла стратегическое решение иметь в лице России стратегического партнера.

Вы обсуждали это намерение с "Оборонпромом"?

Я уже попросил организовать свою встречу с руководством "Оборонпрома" для обсуждения нашей совместной деятельности.

Во сколько вы оцениваете разработку нового двигателя с нуля и создание в России совместного производства моторов?

В совместном предприятии основная задача будет состоять в том, чтобы наиболее рационально распределить обязанности между партнерами. Какие-то технологически сложные детали, уже освоенные и производимые на заводах Turbomeca, можно было бы закупать, но производство значительной части комплектующих легко могли бы освоить российские предприятия. Если пойти по такому подходу, то создание совместного производства будет стоить $40-50 млн. для каждого из участников. А если говорить о разработке нового двигателя, к примеру тягой 1800 лошадиных сил, то с учетом всех испытаний и сертификацией это обойдется примерно в $210 млн.

Какое распределение долей вам представляется наиболее вероятным при совместной российско-французской разработке нового двигателя?

Это может быть и 50 на 50, но в таком деле очень важно, чтобы определился головной исполнитель. Впрочем, я не возражаю и против распределения долей 51 на 49. В традициях Turbomeca, когда мы создаем на территории другого государства промышленное предприятие, ставить в его главе местного представителя. В каждой стране есть талантливые люди, и всегда можно найти подходящую кандидатуру. Преимуществом этого подхода становится большая ассимиляция, больший кредит доверия, а в результате больший успех производства.

Но вы сказали, что России может принадлежать и 100% акций совместного предприятия. Это подразумевается при покупке лицензии?

Да.

Россия ведет переговоры о совместной разработке нового вертолета массой 4,5 т с зарубежным партнером. Двигатель для такого проекта еще не выбран, но считается, что их должно быть два - один российский, другой зарубежный. Будет ли Turbomeca участвовать в тендере на двигатель?

У нас для машин с подобной взлетной массой есть бестселлер - двигатель Arriel. Мы могли бы его предложить на подобный тендер, но возможно использование и более мощных вариантов.

Вас не смущает, что, согласно принятым поправкам к закону "О госрегулировании развития авиации", иностранные компании могут приобретать в российских авиапредприятиях более 25% акций только с разрешения главы государства? А также вопросы по защите прав на свою интеллектуальную собственность?

Нет, не смущает. Понятно, что в прошлом в России были такие ситуации, когда зарубежная промышленность имела определенные ограничения по доступу на ваш рынок. Были и случаи, когда авторские права не всегда соблюдались. Но сейчас, мне кажется, ситуация изменилась. Для того чтобы Россия могла выйти на международный рынок, безусловно, правила игры ей пришлось изменить. А успех на международном рынке возможен только в рамках сотрудничества. В России еще должны быть проведены некоторые реформы, принят ряд решений. Но это уже несущественные коррективы, которые уже не могут помешать нашим совместным проектам.

Почему вы предпочитаете сейчас начинать совместные проекты именно с Россией, а не, например, с Китаем?

Я больший приверженец российского рынка, чем китайского. Если смотреть на проблемы фундаментальных ценностей, то китайцами они трактуются не совсем адекватно. Для того чтобы сотрудничать, надо раскрываться и надо уважать партнера. Я больше склонен развивать сотрудничество с Россией. Я открыт для нее на любые формы сотрудничества. Обсуждается проект по организации совместного предприятия в России с совместной франко-российской капитализацией для разработки и производства вертолетных двигателей.

Ваш заместитель Виктор Кроль - с Украины. Почему вы не планируете развивать сотрудничество и с Украиной, например с серийным производителем двигателей для вертолетов "Мотор Сич"?

Вот именно, на Украине ведется только сборка. На украинских заводах реализуются российские проекты. КБ ведь, разрабатывающее двигатели, русское. Вот почему мы хотим сотрудничать именно с Россией. Я не думаю, что Россия в этой области зависит от какой-то другой страны, в том числе от Украины. Кроме того, Turbomeca не самое большое предприятие. Мы не можем одновременно строить стратегическое партнерство сразу с несколькими зарубежными фирмами. Если мы входим в какой-то проект, его надо обеспечивать и финансово. На реализацию сразу нескольких проектов у нас нет финансовых ресурсов. Есть французская поговорка, аналогичная русской "За двумя зайцами погонишься - ни одного не поймаешь". Мы для себя сделали выбор в пользу России.

Компания Turbomeca

Компания Turbomeca входит в группу Safran. Является мировым лидером в разработке, производстве и обслуживании турбореактивных двигателей для вертолетов, контролируя по итогам 2006 года 46% мирового рынка этой продукции. Компания также разрабатывает и изготавливает турбореактивные двигатели для легких самолетов. Turbomeca располагает 14 производственными площадками и 2 филиалами, 25 центрами технической поддержки, 24 ремонтными центрами, 90 техническими представительствами во всем мире. Головное предприятие расположено в городе Борд (юго-запад Франции). Штат компании составляет около 5 тыс. человек во всем мире. В 2006 году оборот Turbomeca вырос на 20% по сравнению с 2006 годом и составил €870 млн. За прошлый год компания изготовила 1087 двигателей (рост на 25% по сравнению с 2005 годом) и отремонтировала 2290 двигателей (рост на 18%).
...
Авторские права на данный материал принадлежат «Коммерсантъ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка