О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Черные списки Минтранса

Российские авиаперевозчики попали в черные списки Еврокомиссии с подачи собственных властей. Участники рынка утверждают, что таким образом чиновники пытаются добиться обновления авиапарка отечественных перевозчиков

Российские авиаперевозчики попали в черные списки Еврокомиссии с подачи собственных властей: Минтранс ввел запрет на полеты в страны Евросоюза в отношении десяти российских авиакомпаний. Участники рынка утверждают, что таким образом чиновники пытаются добиться обновления авиапарка отечественных перевозчиков.

Запрет на полет

Впервые черный список неблагонадежных авиакомпаний ЕС опубликовал в марте 2005 года. Повод для ужесточения правил доступа в европейское воздушное пространство был более чем серьезным: в 2005 году в авиакатастрофах погибло более 500 человек. Большинство несчастных случаев пришлось на авиакомпании стран третьего мира, часть из которых в том числе выполняла полеты и в Европу. Российских авиаперевозчиков в первой версии черного списка не оказалось, зато еврочиновники ввели санкции в отношении наших соседей - казахских BGB Air и GST Aero Air Company, а также Phoenix Aviation из Киргизии.

В конце июня Европейская комиссия обнародовала новый черный список авиакомпаний, которым запрещены полеты в страны Евросоюза. На этот раз его дополнили перечнем российских авиакомпании, в отношении которых действует полный или частичный запрет на выполнение чартерных, регулярных и разовых полетов в Европу. В частности, под полный запрет попали "Авиалинии Кубани", "Якутские авиалинии", "Авиалинии 400", "Кавминводыавиа". В отношении еще шести авиаперевозчиков - "Газпромавиа", UTair, KrasAir, "Атлант-Союз", "Уральские авиалинии" и "Россия" - действуют частичные ограничения, запрещающие компаниям использовать определенные типы судов для выполнения полетов в страны Евросоюза. В сообщении Еврокомиссии отмечается, что инициатором введения данных санкций выступил российский Минтранс после консультации с Еврокомиссией.

Ситуация, когда российские авиационные власти запрещают российским же компаниям летать в страны Евросоюза, возникает не впервые. В феврале 2007 года Ространснадзор и Росавиация запретили выполнение чартерных и разовых полетов в страны Евросоюза без дополнительной проверки девяти авиакомпаниям: "Аэро Рент", "Татарстан", "Атлант-Союз", "Авиакон Цитотранс", "Центр-Авиа", "Газпромавиа", "ЛУКОЙЛ-Авиа", "Русское небо" и UТair. Согласно информации Минтранса, ограничение было введено на основании письма из директората по транспорту Европейской комиссии, содержащего перечень авиакомпаний РФ, получивших в ходе проверок в течение 2004-2006 годов большое количество замечаний. В апреле эти претензии были сняты.

Не летайте старыми самолетами

Авиаперевозчики находятся в недоумении: по их мнению, отечественные авиационные власти "бегут впереди паровоза", налагая санкции, которые находятся в компетенции еврочиновников. Участники рынка полагают, что таким образом регулятор рынка ненавязчиво помогает убирать самолеты, которые невозможно модернизировать, а выводить из эксплуатации еще рано. При этом если в первый раз ограничения на полеты вводились для конкретных авиакомпаний, то в июне - на отдельные типы самолетов отечественного производства. Ограничения, в частности, касаются грузовых самолетов Ил-76 и пассажирских Ту-154, отмечает представитель "Атлант-Союза" Георгий Баутин. По его словам, сейчас у авиакомпании отстранены от полетов в Европу четыре самолета Ил-76 и четыре Ту-154. "На сегодняшний день нарушения были выявлены на самолете Ил-96, который осуществлял чартерные рейсы в Европу, и на самолете Boeing 757", - говорит пресс-секретарь AiRUnion Ольга Быкова. "Ограничения касаются конкретных типов самолетов. Авиакомпания эксплуатирует Ан-74, Ту-154, Як-42, Як-40", - вторит пресс-секретарь "Газпромавиа" Дарья Полухина. По ее словам, их снимут с европейских рейсов. "Мы получили ограничения на Ту-154, который не заявляли для полетов в Европу", - говорит гендиректор "Авиалинии 400" Константин Тетерин. "Это касается старой техники советского образца Ту-154, которые "Уральские авиалинии" выводят из эксплуатации", - говорит коммерческий директор авиакомпании "Уральские авиалинии" Кирилл Скуратов.

Пресс-секретарь "Ильюшин Финанс Ко." Андрей Липовецкий считает, что список создается для привлечения внимания авиакомпаний к проблеме обеспечения безопасности и качеству технического обслуживания техники. Не секрет, что большая часть авиакомпаний имеет уже прилично подержанный парк российских самолетов и приобретает в основном такие же старые зарубежные машины. "Эти меры (создание черного списка - РБК daily.) могут привлечь внимание, но не стимулировать покупку новых самолетов, так как у большинства российских авиакомпаний нет на них денег", - полагает Андрей Липовецкий.

Участники рынка утверждают, что корни проблемы в другом. Они говорят, что свободных слотов на приобретение как новых, так и старых самолетов у иностранных производителей в настоящее время нет. Отечественный же авиапром потребности перевозчиков удовлетворить пока не в состоянии. Например, в 2004-2005 годах было произведено только 14 самолетов, среди них два Ил-96. Основные поставки самолетов в российские авиакомпании начнутся только в 2012 году, когда "Аэрофлот" и другие перевозчики начнут получать новую иностранную технику. Самолетов же не хватает уже сейчас. По словам генерального директора "Megapolus-Авиачартер" Михаила Шаманова, если в 2006 году загрузка самолетов составляла 70-80%, то уже в 2007-м со свободными креслами никто не летает. И если в 2006 году дефицит провозных емкостей составил 7%, то, как прогнозируют представители авиакомпаний, в 2008 году он может вырасти до 45%....
Авторские права на данный материал принадлежат «RBC Daily». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка