О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Прерванный полет

Почему в России жизнь человека стоит меньше, чем его багаж

Завтра, 13 июля, состоится решающее заседание суда по иску пострадавшего от аварии под Донецком, который пытается получить деньги за моральный ущерб.

В прошлый летный сезон произошли сразу три страшные авиакатастрофы. 3 мая разбился А320 "Армавиа" около аэропорта Сочи, 9 июля - аэробус А310 в Иркутске, 22 августа будет годовщина крушения Ту­154 под Донецком. В Армении 112 родственников погибших пассажиров "Армавиа" уже получили компенсации в $20 тыс. от страховщика рейса. В России за моральный ущерб авиакомпании выплатили пострадавшим только унизительные сто тысяч рублей. Обе авиакомпании сменили название после катастрофы, чтобы снизить репутационные потери. А суды по сотням исков продолжаются целый год.

- Авиакомпания оценила наш моральный ущерб в сто тысяч рублей за потерянного родственника. Материальный ущерб от потерянных чемоданов она оценила в двести тысяч, - говорит Георгий Ефименко. 22 августа в катастрофе Ту­154 под Донецком у него погибли сын, внук и невестка.

Сто тысяч рублей - именно столько стоит жизнь погибшего в авиакатастрофе. Эта сумма рассчитывается по статье 133 Воздушного кодекса. После катастрофы под Донецком авиакомпания "Пулково" (теперь - ГТК "Россия") выплатила родственникам погибших 100 тысяч рублей за моральный ущерб, 200 тысяч - за материальный, еще по сто тысяч доплатили региональные и федеральные власти. В придачу каждому предлагалось подписать бумагу, что эта сумма "является окончательным возмещением вреда". На вопрос, чем обусловлены размеры выплат, представитель авиакомпании ответил просто: судебной практикой. Например, аварией самолета "Сибири"...

В крушении аэробуса А310 авиакомпании "Сибирь" (теперь S7) выжили 79 человек. Каждый получил 12 тысяч рублей страховки и 50 тысяч - единовременную помощь авиакомпании.

Почти сразу же пострадавшие стали обращаться в суды, требуя компенсации за моральный ущерб. Получить ее удалось троим, в том числе Галине Зозулиной, потерявшей сестру. Первоначально Зозулина подала иск на три миллиона рублей, затем снизила сумму до миллиона. Но суд присудил ей всего 200 тысяч, объяснив, что Галина "не была членом семьи погибшей и не представила доказательств близких душевных отношений с сестрой".

Видя это, 240 потерпевших в конце прошлого года подали иски в суд Нью-Йорка, где зарегистрирован владелец разбившегося самолета, корпорация Airbus Leasing II Inс (лизинговое подразделение Airbus). Но суд рассматривать дело отказался.

Пока его решение известно только по официальному сообщению авиакомпании. Согласно ему, суд согласился, что "рассмотрение требований пострадавших… в российских судах приведет к более быстрому удовлетворению таких требований".

"У нас были большие надежды на суд Нью-Йорка, - рассказал "Новой" Игорь Трунов, адвокат пострадавших, председатель Московской центральной коллегии адвокатов. - В США выработана практика выплаты компенсаций. В России ее нет вовсе".

Как предполагает Трунов, "Сибирь" пообещала суду признать свою ответственность. Этим она явно снизила свои потенциальные расходы: практика показала, что российские суды не присуждают пострадавшим больше 10 тысяч долларов. При этом сама компания получила страховую выплату за самолет. Ее размер не оглашается, но ходят слухи, что он составил $300 миллионов.

Замдиректора авиакомпании Игорь Волков заявил, что "Сибирь" уже заключила 25 мировых соглашений с родственниками погибших и выплатила им компенсации. Суммы не раскрываются, в каждом конкретном случае они разные, но Трунов уверен, что все они очень малы.

Теперь адвокаты потерпевших обещают предъявлять иски владельцам самолета А310 и производителям его двигателей и предупреждают, что используют любую возможность, чтобы получить компенсации в США или Европе.

"Иностранцы тоже летают русскими авиалиниями, - говорит Трунов. - В Европе заинтересованы в рычаге воздействия на наши авиакомпании. А там компенсации выплачивают всегда. И этот факт действительно заставляет авиакомпании уделять больше внимания безопасности полетов".

Родственники погибших под Донецком решили сразу: соглашаться на мизерные компенсации нельзя. Георгий Ефименко и Виталий Юсько (он потерял в катастрофе 10-летнюю дочь, сестру и двух племянников) организовали общественную организацию "Прерванный полет", которая объединила пострадавших. Решили, что денег от авиакомпании "Пулково" будут добиваться, чтобы наказать ее и заставить думать о безопасности.

19 апреля 74 пострадавших подали 38 исков в Московский федеральный суд Санкт-Петербурга. Авиакомпания отреагировала предельно цинично. Основные аргументы в суде: мы не отрицаем факта морального ущерба родственников, но уже полностью оплатили его. Воздушный кодекс устанавливает нашу ответственность за причинение вреда жизни и здоровью, но "к несчастью, все пассажиры воздушного судна погибли, и истец не являлся пассажиром", поэтому его жизни ущерб не нанесли. Жена погибшего пишет, что мы обязаны возместить ей ущерб, но она "не понесла материального вреда от воздушного судна и не утратила в связи с этим заработок" (цитаты из прошения авиакомпании).
Суды шли весь апрель и май. К первому июня родственникам присудили (но до сих пор не выплатили) компенсации в 70 - 500 тысяч рублей за одного погибшего. Требовали они по девять миллионов каждый.

14 июня Виталий Юсько подал еще один иск, на этот раз пытаясь взыскать деньги с компании "СОГАЗ" - страхователя рейса Анапа - Петербург. По словам Игоря Трунова, каждый пассажир был застрахован ею примерно на $380 тысяч. И тут начался абсурд. Четвертого июля в суде "СОГАЗ" вдруг заявила: по договору КАСКО страховала она только разбившийся самолет. ГТК "Россия" уже получила за него два миллиона 500 тысяч долларов. Никаких договоров страхования жизни и здоровья пассажиров не заключалось, поэтому от выплат и мирового соглашения с пострадавшими страховая компания отказывается.

Бить рублем

Самолеты страхуются на сумасшедшие суммы. "Куда они уходят, если пассажирам достаются копейки?" - задается вопросом Игорь Трунов.

Еще в феврале на он-лайн-пресс­конференции заместитель генерального директора ГТК "Россия" Дмитрий Голубков заявил, что судебная практика в России до сих пор не удовлетворяла крупных исков. Поэтому обязать авиакомпанию выплачивать по 9 миллионов каждому пострадавшему "было бы некорректно и несправедливо".

Сейчас в России нет норм по денежным компенсациям за моральный и материальный ущерб. Трунов настаивает, что они должны быть едиными. Экономисты подсчитали: человеческая жизнь в России стоит около трехсот тысяч долларов (исходя из уровня зарплат и т.п.). На Западе эти цифры известны заранее, поэтому авиакомпании выплачивают их сами, не дожидаясь судов. "У нас суды назначают минимальные компенсации. Почему­то они всегда на стороне сильного - финансовых корпораций или должностных лиц", - утверждает Трунов.

По словам адвоката, действия "Сибири" объяснимы: "Для коммерческой компании естественно минимизировать свои расходы даже за счет пострадавших. Это вопрос к власти. Почему она не создает рынку условия материальной ответственности?".

Проект увеличения компенсаций разработан давно. В октябре прошлого года министр транспорта Игорь Левитин объявил, что в рамках вступления России в ВТО страховые выплаты пассажирам увеличат до $75 тысяч на каждого погибшего (вместо нынешних $3,8 тысячи). По условиям Монреальской конвенции о международных авиаперевозках, это минимальный размер возможных компенсаций. Предложение вызвало всеобщий энтузиазм. Сергей Иванов предложил немедленно внести законопроект в правительство, Сергей Миронов пообещал, что Совфед одобрит его сразу после рассмотрения Думой и предложил принять изменения максимально быстро.

Законопроект, утверждают, даже был разработан. А потом почему-то застопорился. После катастрофы 17 марта в аэропорту Самары авиакомпания "ЮТэйр" добровольно объявила, что выплатит жертвам по $75 тысяч. В апреле о законопроекте напомнило (и поддержало его) министерство финансов. Тогда говорилось, что его принятию якобы противились какие­то "другие ведомства". Видимо, очень убедительно противились....
Авторские права на данный материал принадлежат «Новая газета». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка