О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Не теряйте "Белых лебедей"!

Не перестаю удивляться, как точно вертолет Ми-26 назвали "Белым лебедем"! Кто хоть раз видел белых лебедей, поймет. Если встретил винтокрылое чудо, оно будет притягивать к себе еще и еще

Не перестаю удивляться, как точно вертолет Ми-26 назвали "Белым лебедем"! Кто хоть раз видел белых лебедей, поймет. Если встретил винтокрылое чудо, оно будет притягивать к себе еще и еще. При ближайшем знакомстве понимаешь, что это не только красавец, но и стратегический корабль, наш воздушный резерв и мировое достояние.

Россия удивительно богата, кроме нефти и газа, здесь самые вертолетные вертолеты в мире. Тяжелые транспортные вертолеты Ми-26 - одно из таких богатств, которого нет ни у кого в мире и не будет. Представьте себе, если собрать все наши гражданские машины вместе, они смогут вертикально поднять целый железнодорожный состав и перенести на другое место. "Белые лебеди" - не только наше, это мировое достояние. Конечно, на Западе есть "умные" головы, которые рады любой потере Ми-26, но им глаза застилает бессмысленная конкуренция (у нас нет, так пусть и у русских не будет). А в итоге можем весь потенциал "Белых лебедей" растерять, так и не использовав по-человечески.

Да, пришло время занести Ми-26 в "Красную книгу". Почему-то работодатели, в том числе и ООН-овские считают, что можно экономить на винтокрылых гигантах. Недопустимо низкая стоимость часа налета Ми-26 приводит к уничтожению парка. Нельзя эксплуатировать стратегический корабль за 7000 долларов на час налета. Нельзя гонять Ми-26 по планете в поисках "выгодных" контрактов. У меня сложилось впечатление, что мы до конца так и не осознали, каким вертолетным богатством обладаем. Попробуем разобраться. Кто сегодня эксплуатирует Ми-26? Чем они занимаются? Сколько еще они будут радовать нас своими полетами?

Итак, в РФ 46 летающих вертолетов Ми-26 (без силовых ведомств). Основные эксплуатанты: ЮТэйр - 17, "Вертикаль" - 7, МЧС - 6, "Скол" - 5, 2-й ОАО - 4, остальные (эксплуатанты по 1-2) - 7. 13 вертолетов выпуска 80-х годов, 32 - 90-х и один 2004 года. Самым "плодовитым" оказался 1990 г. - 14 вертолетов. 12 машин прошли ремонт, из них 7 - из ЮТэйр, в том числе 2 - в 2004 г., что свидетельствует о серьезности эксплуатанта.

Итак, самый старый из них - бортовой номер 06078, выпуска 28.12.1984 г. (наработка 2300 часов, эксплуатант - "ЮТэйр"), самый молодой - №06291, выпуска 10.02.2004 г. (170 часов, МЧС). Самый "работящий" - №06070, выпуска 30.04.1992 г. (около 4000 часов, ЮТэйр). Самый "ленивый" - №06083, выпуска 31.07.1991 г. Он за 16 лет налетал около 100 часов ("Роствертол"). Самый молодой парк в МЧС, средняя наработка на вертолет не превышает 800 часов. У ЮТэйр этот показатель втрое выше и составляет 2450 часов. 30% всего парка Ми-26 ("ЮТэйр" - 6, "Вертикаль" - 3) работают за рубежом. Распределение наработки: у 11 вертолетов наработка не превышает 1000 часов, у 16 - в пределах от 1000 до 2000 часов, еще у 16 - от 2000 до 3000 часов и у 3 - более 3000 часов.

В настоящее время решается вопрос продления наработки до 4200 часов. Однако у программы есть и проблемы, одна из них - трещины планера. Весь парк разделился примерно на три равные группы: серьезные трещины - 15 (в основном вертолеты 1984-1990 гг. выпуска); средние - 22 (1990-1991 гг.); несущественные - 9 (1992-2004 гг.). Проблема трещин решаема: 9 машин из первой группы уже прошли через ремонт. Реально наработка вертолетов вполне может быть 10 000 часов. Это значит, мы использовали лишь 20% потенциала! "Двадцать шестые" еще могут летать и летать.

До недавнего времени у нас было 47 вертолетов. 2 декабря 2006 г. в Афганистане потерпел катастрофу Ми-26 бортовой номер 29112, выпуска 19.07.1990 г. Его наработка с начала эксплуатации - 3300 часов (эксплуатант "Вертикаль"). На стоянке его любовно называли "Ласточка". "Ласточка", словно предчувствуя свою гибель, так не хотела в начале 2006 г. улетать из Судана, что сначала "придумала" неправильную выработку топлива, чтобы вернуться в Эль-Фашер, затем так долго стояла в Хартуме в ожидании замены двигателя, втулки НВ и прочих агрегатов, что украинская "восьмерка" своими лопастями "рубанула" по лопасти "Ласточки". Пришлось ремонтировать. В срочном порядке за неделю все заменили и вытолкнули в Афганистан. Никто толком не знает, что же произошло там, под Кандагаром. Десятки раз она летала через ту злополучную расщелину, а в этот раз отклонилась от привычного курса: Можно гадать до бесконечности, что стало причиной этого. Но афганская потеря в очередной раз продемонстрировала, что властям наплевать на стратегические вертолеты. Мы потеряли воздушный корабль. Это не стало предметом серьезного разбирательства. Родственники и сослуживцы погибших попытались привлечь внимание, но тщетно.

Нас должна беспокоить организация летной и технической эксплуатации, если теряются такие вертолеты. Любая катастрофа - национальная трагедия, когда приспускают флаги и замирают на минуту молчания. Право эксплуатировать Ми-26 - высшая степень доверия эксплуатанту, которую нужно не только заслужить, но и периодически подтверждать. А нарушения - выявлять на ранней стадии и не доводить до трагедии. По моему глубокому убеждению, авиационные власти обязаны создавать условия эффективной, безопасной и долговечной эксплуатации каждого, я подчеркиваю, каждого отдельного вертолета Ми-26. Если владельцы/эксплуатанты не хотят или не могут, их нужно заставить. Нельзя нещадно рабски эксплуатировать "Белых лебедей", они улетят и больше не вернутся. Российская вертолетная техника так уж построена, что многое прощает, наверное, как никакая другая. Именно за это ее и любят. Но любовь - это не только брать, но и отдавать. Проявим особую заботу о наших гигантах. За стратегическими кораблями нужно ухаживать по-особенному. От того, насколько мы будем внимательны, зависит, сколько Ми-26 еще будут радовать нас своей мощью и грацией....
Авторские права на данный материал принадлежат «Военно-промышленный курьер». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка