О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Наш вылет без пилота задерживается

В Ле Бурже были показаны самые современные БПЛА

На прошедшем в июне под Парижем, в Ле Бурже, 47-м авиационно-космическом салоне среди выставленных образцов авиационной техники, различных подсистем и технологий существенное место заняли комплексы с беспилотными летательными аппаратами (БПЛА) различного назначения, что явилось зримым доказательством того бума, который наблюдается в этой области в последние годы.

Свои разработки представили как крупные авиастроительные фирмы, так и небольшие компании, специализирующиеся в области инновационных решений. Широка была и номенклатура экспонируемых комплексов: аппараты самого разного класса - от мини до стратегических, различных типов и компоновок - разместились как в крытых павильонах на стендах фирм-разработчиков, так и на открытых стоянках. Разумеется, самые представительные экспозиции были у мировых лидеров в области БПЛА - США, Израиля и Европы.

Соединенные Штаты, на которые приходится до 75% общемировых затрат на НИОКР в области беспилотных программ и до 60% затрат на закупки систем БПЛА, подготовили одну из самых внушительных экспозиций. Пентагон использует беспилотники в ВВС, ВМС, Корпусе морской пехоты, Сухопутных войсках. Беспилотные системы применяются для патрулирования американо-мексиканской границы, а также в Береговой охране.

США

Компания Northrop Grumman на статической стоянке выставила полноразмерный макет стратегического БПЛА Global Hawk, а также БПЛА вертикального взлета-посадки Fire Scout. Global Hawk - единственный в мире беспилотник, совершающий трансконтинентальные перелеты в автономном режиме и способный находиться в воздухе до 32 часов. Кроме нужд ВВС США, он поставляется также и на внешний рынок. Среди покупателей, в частности, Южная Корея и Германия (БПЛА EuroHawk, стоящий на вооружении Бундесвера, базируется на платформе Global Hawk, но оснащен европейской электроникой).

Неподалеку располагался еще один крупный военный беспилотник - Predator, созданный компанией General Atomics. Наличие системы подобного класса позволяет осуществлять не только разведывательные, но и ударные миссии. Неоднократно самолеты Predator, оснащенные двумя ракетами "воздух-поверхность" Hellfire, применялись во время второй иракской кампании. БПЛА Predator также применялись в Боснии и Йемене. Используют их и для нанесения точечных ударов в контртеррористических целях (скажем, с помощью Predator в 2005 г. на пакистано-афганской границе был уничтожен высокопоставленный член террористической сети "Аль-Каида" Хайтам аль-Йемени).

В павильоне на стенде компании-разработчика были представлены и другие проекты, созданные на платформе этого БПЛА - Predator B (Reaper), Mariner и ряд других. Данные системы создаются не только в интересах Пентагона, но и зарубежных покупателей. Так, самолеты Predator используются итальянским контингентом коалиционных сил в Ираке. Еще два беспилотника Pradator B должна получить Великобритания.

Компания AAI - производитель семейства армейских беспилотных комплексов Shadow - также не обошла вниманием эту выставку. На сегодняшний день тактический БПЛА Shadow - наиболее активно используемый американскими военными беспилотный комплекс. Еще в прошлом году общий суммарный налет БПЛА этого типа превысил 100 000 часов.

Были показаны и системы класса мини. Несколько таких беспилотников представила компания AeroVironment. Наличие подобных систем в подразделениях низшего звена войск значительно повышает ситуационную осведомленность и эффективность действий. Что подтвердил опыт эксплуатации беспилотников Puma, Raven, Pointer в Ираке и Афганистане. Эти системы используются и в вооруженных силах ряда других стран (БПЛА Pointer был закуплен для оценки французскими ВС, а также стоит на вооружении итальянской армии; беспилотный комплекс Raven также заказан Италией).

Израиль

Израиль имеет огромный опыт реального применения своих БПЛА. Его армия использует их с середины 70-х гг. И по сей день не утихающий арабо-израильский конфликт стимулирует разработку новых видов техники и вооружения. Все недостатки выявляются в боевых условиях, а изменения вносятся в оперативном порядке. Именно поэтому израильские разработки столь ценятся в мире. В качестве примера можно привести данные по компании Israel Aerospace Industries (IAI), чей портфель заказов за прошлый год составил порядка 4 млрд. долларов, при этом на беспилотники приходится большая часть этой суммы.

Экспозиция еврейского государства в Ле Бурже изобиловала беспилотными разработками. Можно сказать, они явно доминировали в массе других систем, предлагаемых израильскими компаниями. Центральное место в экспозиции занимал новый беспилотник, разработанный IAI, - Heron TP (Eitan). Более чем 4,5-тонный самолет, вплотную приближающийся по своим характеристикам к уровню стратегических БПЛА, впервые был продемонстрирован именно на нынешнем авиасалоне.

Были показаны и другие системы. Средневысотные долгобарражирующие аппараты, по западной классификации относящиеся к классу MALE, выставила та же компания IAI - БПЛА Heron, E-Hunter, а фирмы Elbit - БПЛА Hermes 1500 и Aeronautics Defense Systems - БПЛА Dominator. Замечу, что именно израильские аппараты класса MALE были положены в основу создаваемых европейских беспилотников данного класса. Компания Aeronautics привезла на выставку также БПЛА тактического уровня и класса мини. Помимо чисто военных задач, беспилотные системы компании нашли применение в полиции - к примеру, для мониторинга дорожного движения. А, скажем, БПЛА Aerostar используется в Нигерии для мониторинга трубопроводов.

Характерным для крупных израильских фирм, предлагающих беспилотную технику, является наличие целой линейки систем различного назначения и класса, начиная от класса мини и до MALE, комплектуемых в большой степени унифицированными подсистемами, что упрощает последующее построение на их основе интегрированных информационно-ударных систем.

Европа

Одну из самых обширных экспозиций БПЛА представил европейский консорциум EADS. Большую часть беспилотных разработок концерна представляют аппараты вертикального взлета-посадки. Это и мини-вертолеты семейства Scorpio, разработка которых уже завершена, и более крупный беспилотный вертолет среднего радиуса действия Orka, разработка которого проводилась совместно с Eurocopter, и вертолет соосной схемы Shark. Кроме того, можно было увидеть систему с легким беспилотником самолетного типа - Tracker, которая уже заказана французским Минобороны.

Одна из крупнейших авиастроительных фирм Европы - Finmeccanica на своем стенде и на открытой площадке выставила несколько беспилотников. Помимо известной системы Mirach 100/5, разработанной в одном из подразделений компании Finmeccanica - фирме Galileo Avionica, был показан скоростной аппарат Nibbio, а также представлена относительно новая разработка - БПЛА Falco (этот аппарат в ближайшем будущем должен поступить на вооружение итальянских ВС).

Не обошлось и без сюрпризов. В частности, впервые был продемонстрирован БПЛА Sky-Y, созданный компанией Alenia Aeronautica, также входящей в состав Finmeccanica. Это 1,2-тонный аппарат MALE-класса с продолжительностью полета до 14 часов. По сообщениям представителей Alenia Aeronautica, вскоре должны начаться его летные испытания. Еще один проект той же компании - БПЛА Sky-X. Это прототип боевого беспилотника, оснащенного ТРД. Наработки, полученные в ходе реализации этого проекта, предполагается использовать при создании боевого БПЛА Neuron.

Neuron - это европейский проект, в который вовлечены несколько стран: Франция, Швеция, Швейцария, Италия, Испания, Греция. Головной компанией является французская фирма Dassault Aviation. Полномасштабный макет беспилотника был выставлен на статической стоянке авиасалона. Ожидается, что проект будет реализован к 2010 г. К участию также приглашаются Германия, Бельгия. Неоднократные предложения присоединиться к проекту получала также и Россия.

А что Россия?

Прошедшее весной этого года в Егорьевске выездное заседание Военно-промышленной комиссии, посвященное состоянию и проблемам развития комплексов с беспилотными летательными аппаратами, показало плачевное состояние этого направления техники в нашей стране. Самый молодой из используемых нашими военными комплексов - "Строй-П" с дистанционно-пилотируемым аппаратом "Пчела-1" - создавался в 80-е.

До недавнего времени "Рособоронэкспорт" продолжал возить буклеты с "Пчелой" по зарубежным выставкам авиационной и оружейной тематики. По всей видимости, в этот раз было принято решение не демонстрировать столь явное техническое отставание. В Ле-Бурже не было ни одного российского беспилотника. Представители предприятий-разработчиков, по-видимому, трезво оценили шансы и решили поучиться у зарубежных конкурентов. По крайней мере, на этой выставке некоторые из них были замечены в виде экскурсантов у стендов зарубежных компаний, традиционно специализирующихся по БПЛА. Поучиться и впрямь есть чему.

Некоторую надежду на позитивные сдвиги в части развития беспилотной авиации в нашей стране дают слова генерального директора Инжинирингового центра РСК "МиГ" Владимира Барковского, который в ходе пресс-конференции заявил, что "корпорация "МиГ" работает над созданием больших беспилотных самолетов". ОКБ имени Микояна имеет почти 50-летнюю историю создания беспилотных аппаратов. Накопленный опыт позволяет надеяться, что компании удастся осуществить амбициозные планы по созданию БПЛА, как выразился Владимир Барковский, "немаленьких размеров". По его словам, "это беспилотные аппараты специального назначения, причем достаточно крупного класса". Более подробные комментарии, вероятно, последуют в ходе Московского авиационно-космического салона "МАКС-2007", который состоится в августе....
Авторские права на данный материал принадлежат «Военно-промышленный курьер». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка