Источник: газета «Военно-промышленный курьер»
Автор: Владимир Щербаков
Опубликовано: 18.07.2007, 11:39

Ключи от родного "неба"

Обзор программ создания Индией зенитных ракетных комплексов


Индия уделяет повышенное внимание созданию ракетных комплексов на базе крылатых и баллистических ракет различных классов. С 1983 г. в стране реализуется так называемая "Комплексная программа разработки управляемого ракетного оружия", в рамках которой создается несколько образцов ВВТ, в том числе и зенитные ракетные комплексы "Акаш" и "Тришул".

"Комплексная программа разработки управляемого ракетного оружия" - IGMDP (Integrated Guided Missile Development Program), еще раз отметим, была официально начата в Индии 24 года назад. Основной целью, которую поставило перед собой тогдашнее военно-политическое руководство республики, стало достижение такого уровня развития национальной ракетной отрасли, при котором стала бы возможной реализация принципа "опоры на собственные силы". По мнению индийских специалистов, в случае успешной реализации проектов данной программы индийское ракетостроение получит бесценный опыт, который может быть с равной эффективностью использован и в процессе создания других образцов ракетного оружия.

В настоящее время в рамках этой программы идет работа над пятью проектами: ракетными комплексами стратегического назначения с баллистическими ракетами средней дальности семейства "Агни", ракетными комплексами тактического и оперативно-тактического назначения с БР семейства "Притви", зенитными ракетными комплексами "Акаш" и "Тришул" и противотанковым ракетным комплексом с противотанковой управляемой ракетой "Наг". Иногда к этой программе причисляют также ракетный комплекс "БраМос". Но это не совсем верно, поскольку работы по данному комплексу были начаты намного позднее и ведутся не сугубо национальными силами, а в рамках российско-индийской компании BrahMos Aerospace Limited (соучредители - подмосковное НПО машиностроения и индийская организация DRDO).

Заметим также, что фактически едва ли не главной предпосылкой для решения Дели приступить к реализации рассматриваемой программы послужила политика, проводимая в те годы рядом стран Запада, предпринявших с помощью введения режима нераспространения ракетных технологий (Missile Technology Control Regime или MTCR) попытки ограничить процесс модернизации арсеналов вооружений армий наиболее развитых стран так называемого "третьего мира". К тому же после испытания Индией 18 мая 1974 г. ядерного зарядного устройства в отношении нее был введен ряд санкций.

Разработкой основных положений Integrated Guided Missile Development Program занимался тогдашний руководитель DRDL (подразделение DRDO, располагавшееся в Хайдарабаде и непосредственно отвечавшее за ракетные программы; "L" означает "Laboratory" - "лаборатория"), а ныне президент страны Абдул Калам (Doctor Avul Pakir Jainulabdeen Abdul Kalam), которого с тех пор часто именуют "отцом индийской ракетной программы". В течение шести месяцев доктор Калам и ветераны DRDL при содействии научного советника министра обороны и начальника DRDO доктора В.С. Аруначалама (Dr. V.S. Arunachalam) прорабатывали данный вопрос и затем предложили результаты своих трудов на суд министра обороны и премьер-министра Индии. Причем первоначально речь не шла о единой программе - создавать ПТРК с ПТУР "Наг", ЗРК с ЗУР "Акаш" и "Тришул", РК с БР "Притви" и "Агни" предполагалось в ходе отдельных, не связанных друг с другом проектов, последовательно один за другим. Однако по требованию министра обороны Р. Венкатарамана (R. Venkataraman) доктора Калам и Аруначалам объединили эти проекты в единую программу. Официальной датой начала работ по ней считается 27 июля 1983 г.

Для реализации последней был создан специальный совет, председателем которого стал А. Калам. Однако он делегировал достаточно большие полномочия - как исполнительные, так и финансовые - пяти директорам проектов (Project Directors), оставив за собой только наиболее главные вопросы. В том числе поддержание контактов более чем с двумя десятками смежников. По мере того как появлялись новые ракеты, росла популярность доктора Калама. Это сыграло свою роль и в процессе выборов его на пост президента Индии. Кстати, мало кто знает, что Абдул Калам обладает литературным талантом. Семнадцать его лучших поэм были переведены на английский и в 1994 г. опубликованы в книге под названием "Мое путешествие" (My Journey).

"Акаш"

"Акаш" (Akash, в переводе с хинди - "Небо") - это сверхзвуковая зенитная управляемая ракета, применяемая в качестве боевого средства одноименного ЗРК средней дальности, предназначенного для оснащения Сухопутных войск Индии.

Разработчик комплекса - Defense Research and Development Laboratory (входит в состав DRDO), г. Хайдарабад. Производитель ЗУР - компания Bharat Dynamics Limited, г. Хайдарабад. Разработка ракеты велась индийскими специалистами с широким использованием результатов подробного изучения и многолетней эксплуатации советского ЗРК "Куб".

Ракета "Акаш" имеет нормальную аэродинамическую форму. Длина ракеты - 5,82 м, диаметр - 0,35 м, стартовая масса - 720 кг (по другим данным - 750 кг), масса БЧ - 55 кг, скорость ракеты - до 2,5 М, скорость цели - до 600 м/сек. Зона поражения: по дальности - 25-30 км, по высоте - 18 км. Боевая часть - осколочно-фугасная с предварительно заготовленными поражающими элементами. Радиус поражения - до 50 м. Взрыватели - неконтактный (радиовзрыватель) и контактный. Радиус поражения БЧ - 20 м. Бортовая система управления ракеты построена на основе современных микропроцессоров. Система наведения: на марше - ИНС и командная при помощи РЛС "Раджендра" с возможностью перестройки по частоте (приемная антенна помехозащищенной системы управления ракеты расположена в хвостовой ее части, под соплом), а на конечном участке траектории полета (3-4 секунды) - с использованием помехоустойчивой полуактивной радиолокационной ГСН. Последнее - наличие полуактивной РГСН - в официальных источниках и рекламных материалах компании-разработчика не подтверждается. Данная информация была почерпнута из аналитических материалов ряда индийских журналистов, специализирующихся на военно-технической тематике. С другой стороны, в случае отсутствия такой ГСН возникает вопрос о целесообразности создания и принятия на вооружение в наше время ЗУР только с телеуправлением.

Управление по тангажу и курсу осуществляется с помощью расположенного в средней части ракеты по Х-образной схеме поворотного крыла трапециевидной формы, в то время как находящиеся в хвостовой части четыре руля трапециевидной формы с элеронами обеспечивают управление по крену.

Стартовый двигатель - твердотопливный, маршевый двигатель - прямоточный воздушно-реактивный (четыре воздухозаборника расположены вдоль корпуса ЗУР, между плоскостями ее крыла). Стартовик за 4,5 секунды разгоняет ЗУР до скорости 1,5 М, после чего запускается маршевый ПВРД, длительность работы которого составляет 30 секунд. Боевая машина ЗРК (самоходная пусковая установка) создана на шасси БМП-1: на ней установлена наводимая ПУ на три ракеты (наведение по азимуту - 360 градусов, по углу места - от 8 до 60 градусов, скорость наведения - 9 град./сек.). Время реакции с момента обнаружения цели - 15 секунд. Самоходные ПУ могут располагаться на удалении до 500 м от поста управления зенитной ракетной батареи и функционировать в автоматическом режиме.

В качестве средства обнаружения, классификации, сопровождения и захвата целей, а также наведения на них ракет используется трехкоординатная РЛС "Раджендра" (Rajendra) с фазированной антенной решеткой и электронным управлением лучом. Она разработана специалистами Организации по исследованиям в области электроники (Electronic Research & Development Establishment или ERDE, входит в состав DRDO) и установлена на шасси БМП-1. В одном подъемном устройстве совмещены антенна станции обнаружения воздушных целей (ФАР с 4000 элементов, рабочий диапазон - 4-8 Гц или G/H), антенна управления/наведения ЗУР (1000 элементов, рабочий диапазон - 8-20 Гц или I/J) и аппаратура системы госопознавания ("свой-чужой"). Станция может одновременно сопровождать до 20 целей и обеспечивать одновременный обстрел четырех из них двенадцатью ракетами. Максимальная дальность обнаружения воздушных целей - 60 км, сектор обзора по азимуту - от - 45 до +45 градусов, разрешение по дальности - 30 м, разрешение по углу места - 2 градуса.

В рекламных материалах по комплексу "Акаш" утверждается, что эффективное поражение ЗУР различных целей обеспечивается высокой точностью самонаведения ракеты в сложных внешних условиях, наличием адаптивного неконтактного взрывателя и мощной осколочно-фугасной БЧ.

В состав зенитного ракетного дивизиона включаются до четырех зенитных ракетных батарей с комплексом "Акаш", а также КП дивизиона в составе командно-штабной машины, трехкоординатной РЛС ОВЦ (по дальности - 150 км, по высоте - от 30 м до 19 км), машины технического обеспечения боевого дежурства и универсальной машины обеспечения всеми видами питания. Кроме того, в группу технического обеспечения дивизиона включаются следующие машины: с компрессорной установкой и баллонами для хранения сжатого воздуха; транспортно-заряжающая; транспортная для перевозки ракет; с проверочной аппаратурой; с передвижной мастерской; пост проверки и ремонта самоходных ПУ; пост проверки и ремонта радиолокационных станций.

Типовая зенитная ракетная батарея комплекса "Акаш" включает четыре самоходные пусковые установки ЗРК "Акаш" на гусеничном шасси (на шасси БМП-1) - для Сухопутных войск или колесном шасси - для подразделений Военно-воздушных сил; одну трехкоординатную РЛС "Раджендра" с ФАР (на гусеничном шасси); одну командно-штабную машину с антенной на телескопической мачте; несколько транспортно-заряжающих машин на колесном шасси (обычно по одной на каждую СПУ); одну машину-кабелеукладчик; одну машину техобеспечения; двухкоординатную РЛС обнаружения и выдачи данных целеуказания (включается на временной основе в случае, если батарея находится на "автономном" боевом дежурстве в отрыве от КП зенитного ракетного дивизиона). Зенитные ракетные батареи с комплексом "Акаш" могут располагаться на расстоянии до 25-30 км от КП дивизиона.

Первая фаза летных испытаний ЗУР "Акаш" проведена с 1990 г. по март 1997 г. В сентябре 1998 г. начались стрельбы ЗРК по воздушным целям - мишеням типа "Лакшья" (Lakshya) и БПЛА "Нишант" (Nishant) - и проводились по 3-5 раз в год. В 2006 г. представители Минобороны Индии заявили о завершении разработки данного ЗРК, и в настоящее время он, по утверждению индийских источников, находится в опытной эксплуатации в Сухопутных войсках.

ЗРК "Акаш" регулярно демонстрируется на международных выставках вооружения, военной и специальной техники серий Defexpo India (г. Дели) и AeroIndia (г. Бангалор). По утверждению индийских специалистов, в настоящее время в DRDO ведутся работы по созданию модификации ракеты с большими скоростью и дальностью полета, а также оснащенной комбинированной ГСН - активной радиолокационной и ИК-блоком. В совокупности с модернизированной РЛС "Раджендра" новый комплекс предполагается использовать в качестве средства ПРО - для борьбы с баллистическими ракетами противника.

"Тришул"

"Тришул" (Trishul, в переводе с хинди - "Трезубец") представляет собой сверхзвуковую зенитную управляемую ракету, которая входит в состав одноименного ЗРК малой дальности. Основной вариант комплекса - корабельного базирования (основным назначением его заявлена борьба с противокорабельными крылатыми ракетами), но параллельно специалисты DRDO вели работы и по созданию сухопутной модификации ЗРК - на базе БМП-1, который получил обозначение Trishul Combat Vehicle (TCV). Он предназначен для решения задач войсковой ПВО/ПРО (преимущественно отражения налетов низколетящих и высокоскоростных средств воздушного нападения). ЗРК, по словам разработчиков, способен одновременно обстреливать от трех до пяти целей. Разработчик комплекса - Defense Research and Development Organization. Производитель ЗУР - компания Bharat Dynamics Limited, г. Хайдарабад.

Зенитная управляемая ракета "Тришул" скомпонована по аэродинамической схеме "утка" - то есть имеет рули в носовой части - и во многом напоминает отечественную ЗУР 9М33 комплекса "Оса-М". Однако нет точной информации насчет конструкции крыльевого блока - ведь на российской ракете четыре плоскости рулей конструктивно объединены в крыльевой блок, который подвижно закреплен относительно самого корпуса ракеты.

Длина ракеты - 3,1 м, диаметр корпуса - 0,2 м, стартовая масса ЗУР - 130 кг, масса БЧ - 15 кг (по др. данным - 5,5 кг). Боевая часть - осколочно-фугасная. Радиус поражения - до 20 м. Зона поражения: по дальности - 0,3-9 км, по высоте - до 4,5 км. Время реакции комплекса с момента обнаружения цели - 6 секунд. Диапазон скоростей цели - 300-500 м/сек. Головка самонаведения - радиолокационная, рабочий диапазон - "К" (20-40 Гц). Система управления - радиокомандная. В качестве топлива для двухрежимных твердотопливных двигателей используется высокоэнергетическое топливо типа HTBP. Конструкции ракеты изготовлены из мартенситной стали, устойчивой к большим перегрузкам (мартенситные стали возникают в результате так называемого мартенситного превращения, мартенситной структуре соответствует наиболее высокая твердость стали). Наличие радиовысотомера позволяет эффективно применять ЗУР по низколетящим целям.

Основным недостатком ЗРК, по мнению офицеров индийских ВМС, является его "многонациональность": РЛС обнаружения - голландская (модернизированная типа "Флайкэтчер" - Flycatcher), корабельная система управления стрельбой - шведская, а боевые средства - доработанные индийскими специалистами зенитные управляемые ракеты российского происхождения. Соединить все это вместе и заставить нормально работать у индийских специалистов, судя по всему, и не получается. Так, на сегодня в общей сложности проведено не менее 50 испытаний ракеты (по другим данным, и того больше - около 80). Однако, по признанию самих индийских специалистов, большая часть этих испытаний (стрельб) оказалась неудачной или же не подтвердила полностью заявленных его разработчиками характеристик.

4 сентября 2001 г. представитель Минобороны Индии заявил, что "имеется ряд недоработок по программе испытаний "Тришула", но работы по проекту сворачиваться не будут". Однако двумя годами позже руководству DRDO пришлось пойти на закрытие филиала организации в г. Кочи, который занимался преимущественно работами по "Тришулу" - филиал содержался в основном на средства индийских ВМС, которые, будучи разочарованы неудачами программы, решили прекратить финансирование центра по данной статье. Тут следует напомнить, что сотрудничество ВМС Индии и DRDO по программе создания ЗРК "Тришул" было начато еще в 1988 г. (образована так называемая группа Trishul Induction Trials Team), а с 1994 г. руководство DRDO достаточно длительное время постоянно обнадеживало командование национальных ВМС "совсем скорым завершением работ над комплексом и завершением всех положенных испытаний". Так, в 1996 г. доктор А. Калам, возглавлявший тогда DRDO, лично пообещал высшему командованию ВМС Индии завершить работы над "Тришулом" в течение года.

С другой стороны, были успешно проведены стрельбы корабельного и армейского вариантов комплекса по аэростатам и беспилотным воздушным мишеням. Так, в 1999 г. выполнены два пуска ЗУР в армейском варианте и несколько пусков ракеты ЗРК корабельного базирования. В мае 2000 г. осуществлены три пуска ЗУР по воздушным мишеням "Чукар" (Chukar), а с боевой машины TCV-II выполнены три пуска ЗУР в армейском варианте по воздушным мишеням "Лакшья" (Lakshya). 28 января 2002 г. в районе Кочи впервые прошло испытание ЗУР "Тришул" с задачей перехвата малоразмерной высокоскоростной низколетящей цели. В том же году был выполнен и пуск с мобильной наземной ПУ по одиночной цели с использованием внешнего источника целеуказания, в роли которого выступал мини-БПЛА. Последняя на данный момент серия испытательных пусков прошла 23-24 июля 2006 г. на полигоне Чандипур, в 15 км от г. Баласор (штат Орисса). Были выпущены три ракеты, во всех случаях стрельба выполнялась с мобильной ПУ: 23 июля пуск выполнялся по мини-БПЛА на дистанции 9 км (т.е. стрельба выполнялась на максимальную дальность), а 24 июля был выполнен двухракетный залп - в качестве мишеней использовались небольшие ЛА.

В начале августа 2006 г. министр обороны Индии Пранаб Мукхерджи сообщил, что работы над ЗРК "Акаш" и "Тришул" уже полностью завершены и командования соответствующих видов Вооруженных Сил неоднократно запрашивали разрешение на размещение официальных заявок на закупку этих систем. При этом глава военного ведомства особо выделил, что имевшиеся "определенные технические проблемы" с ракетами этих комплексов полностью выявлены, проанализированы и успешно решены. Однако 14 октября представитель Минобороны Индии заявил о принятом решении полностью прекратить в декабре 2006 г. работы по программе "Тришул".

В конечном итоге 16 октября 2006 г. официальный представитель индийского МО Шитаншу Кар выступил со специальным заявлением по данному вопросу. По его словам, работы по программе создания ЗРК "Тришул", на которые в течение 22 лет уже потрачено около 3 млрд. рупий, не закрыты и продолжатся далее - как минимум в течение следующего года. "В 2002 г. НИОКР по ракетному комплексу "Тришул" были фактически начаты заново - для устранения возникших многочисленных технических проблем. В период с июня 2003 г. до середины 2006 г. было проведено 20 испытательных пусков новой модификации ракеты. Последние три - в июле 2006 г.", - отметил Шитаншу Кар. Он также добавил, что на данный момент программа разработки корабельного ЗРК "Тришул" считается "полностью завершенной", но решение о его принятии на вооружение индийскими ВМС еще предстоит рассмотреть.

Позднее в этом же духе высказался и бывший министр обороны, а ныне министр иностранных дел Пранаб Мукхерджи. "Я хочу особенно подчеркнуть, что проект "Тришул" не отменен, - заявил он накануне совещания командного состава ВМС Индии в Дели. - Он должен был быть полностью завершен к концу декабря этого года. Однако руководство DRDO попросило дополнительное время на его завершение, и я им его дал - до 29 сентября следующего года". Таким образом, финансирование из госбюджета программы создания "Тришула" продлено как минимум до конца сентября 2007 г. Причем 29 ноября 2006 г. уже новый министр обороны А.К. Антони (A.K. Anthony) в направленном им в адрес законодателей письменном ответе на парламентский запрос особо подчеркнул, что "ЗРК "Тришул" полностью удовлетворяет требованиям, предъявляемым к нему командованием ВВС Индии". Он также сообщил, что в общей сложности на данный проект ушло около 59,7 млн. долл.

Однако пока официальные представители ВВС не подтверждают эту информацию, утверждая что "комплекс совершенно не подходит для решения тех задач, для которых он создавался". Как результат, командование индийских ВВС одобрило приобретение некоторого количества израильских ЗРК "Спайдер" (Spyder, производитель - компания Rafael), а индийскому флоту пришлось пойти на закупки ЗРК "Барак" (Barak) также израильского производства. Последние установили на авианосце "Вираат" (INS Viraat) и трех фрегатах УРО - "Брахмапутра" (INS Brahmaputra), "Биас" (INS Beas) и "Бетва" (INS Betwa). Отказывается приобретать "беззубый трезубец" и командование Сухопутных войск республики - его не устраивает низкая надежность работы ГСН ракеты.

 

Дайджест прессы за 18 июля 2007 года | Дайджест публикаций за 18 июля 2007 года
Авторские права на данный материал принадлежат газете «Военно-промышленный курьер». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Связи: Красный пролетарий, Авиакомпания "Домодедовские авиалинии", Т-130 (в процессе тестирования)