О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Бесплатная посадка мягкой не бывает

Вокруг американской военной базы, расположенной в международном аэропорту Манас столицы Киргизии, вновь разгорелся скандал. На сей раз он связан с протестными действиями авиадиспетчеров, недовольных условиями работы

Вокруг американской военной базы, расположенной в международном аэропорту Манас столицы Киргизии, вновь разгорелся нешуточный скандал. На сей раз он связан с жесткими протестными действиями авиадиспетчеров, недовольных условиями работы.

В письме, отправленном на имя посла США, профсоюзный комитет киргизских авиадиспетчеров дал американской стороне срок до 25 июля, чтобы заняться вопросом об оплате их труда. В противном случае они обещают прекратить обслуживать американские военные самолеты как в киргизском небе, так и на земле. "Все действия, а скорее бездействие со стороны правительства США толкают нас на то, чтобы решать данную проблему своими силами, а не заниматься дальнейшей перепиской на протяжении еще пяти лет", - предупреждают сотрудники госпредприятия "Кыргызаэронавигация".

Конфликт "Кыргызаэронавигации" и американской базы, созданной в Киргизии по мандату ООН в рамках проведения антитеррористической операции "Несокрушимая свобода" в Афганистане, действительно носит затяжной характер. В 2001 году, после двух кровопролитных столкновений на юге республики, когда в Баткенскую область Киргизии с территории Афганистана вторглись бандформирования исламских экстремистов, рвавшихся в Узбекистан, руководство страны подписало соглашение об открытии авиабазы, фактически не обсуждая условий.

В результате военно-воздушные силы Соединенных Штатов получили неограниченные права на территории суверенного государства, не обременяя себя существенными тратами. В частности, их истребители и бомбардировщики, исправно совершавшие по нескольку десятков вылетов в день, обслуживались, да и сейчас обслуживаются, киргизскими диспетчерами совершенно бесплатно.

В тот момент безопасность рубежей государства была превыше всего. Однако прошли годы, существенно изменилась ситуация в Афганистане, а конца "Несокрушимой свободе" пока не видать. И возник закономерный вопрос если не о выводе "временной авиабазы", то хотя бы о справедливой компенсации республике за использование ее территории и людских ресурсов.

Пришедший к власти после "тюльпановой революции" 2005 года президент Курманбек Бакиев инициировал создание двусторонней киргизско-американской комиссии по пересмотру условий соглашения пребывания американских военных в Киргизии. Некоторые изменения были внесены, однако киргизские навигаторы оплаты своего труда так и не дождались. Хотя за несколько лет американцы, по подсчетам диспетчеров, задолжали свыше 15 млн. долларов.

По словам официального представителя Пентагона Джо Карпентера, у правительства США имеется давняя практика не платить аэронавигационные сборы, если речь идет о "военной и другой государственной авиатехнике". И менять это правило в Киргизии у ВВС США, мол, нет никакого резона. Представитель военного ведомства отметил, что база исправно отчисляет международному аэропорту солидные суммы за взлет, посадку и стоянку самолетов. Только в 2005 году сумма этих сборов составила около 11 млн. долларов.

Чаша терпения киргизских авиадиспетчеров переполнилась осенью прошлого года, когда самолет-топливозаправщик Соединенных Штатов столкнулся на взлетно-посадочной полосе (ВПП) международного аэропорта с киргизским пассажирским судном, едва не погубив жизни десятков пассажиров. Как удалось выяснить специальной правительственной комиссии Киргизии, гигантский авиазаправщик ВВС США, приземлившись в аэропорту Манас после выполнения военного задания, вопреки указаниям киргизских диспетчеров не освободил полностью ВПП, по которой шел на взлет киргизский "Ту".

Пассажиров рейса Бишкек - Москва спасло только неимоверное чудо и мастерство киргизских пилотов, благополучно посадивших самолет с оторванной половиной левого крыла и хлещущим оттуда керосином. Американское командование тогда поспешило обвинить в ЧП киргизских навигаторов.

Киргизские авиадиспетчеры пригрозили американцам забастовкой уже не в первый раз. Еще в декабре 2006-го председатель профсоюза Анарбек Долоталиев заявил: "Мы имеем полное основание на удовлетворение наших требований по оплате непосредственно труда". И напомнил, что сегодня радиолокационные службы Манаса вынуждены работать, в том числе обслуживая американских военных, на устаревшем оборудовании.

"80 процентов авианавигационного оборудования на сегодняшний день не отвечает международным требованиям и требует замены", - сообщил он. Официального ответа из Вашингтона пока так и не последовало.

Во что может вылиться подобное противостояние - трудно предположить. Авиадиспетчеры, похоже, действительно не хотят больше работать на богатого американского дядю "за спасибо". А США, судя по всему, не собираются платить....
Авторские права на данный материал принадлежат «Деловая неделя». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка