О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Продается авиация. Очень дешево

За сколько ушел склад ГСМ аэропорта "Елизово"?

На прошлой неделе на сайте (http://www.avia.ru/editor/?id=229) была опубликована статья "Невозможное - возможно. Рентабельность сделок на Камчатке 10.000%". Речь в ней шла о том, что ФГУП "Петропавловск-Камчатское авиапредприятие" в конце 2005 года продало имущество предприятия в виде склада авиа-ГСМ (4 емкости - 12 тыс. куб. м) на аукционе компании ООО "Солнечный ветер" за 1,5 млн. рублей. Рентабельность сделки составила 10.000 %. Позавчера корреспондент "Вестей" встретился с и.о. гендиректора ФГУПКАП Дмитрием Пономаревым, и он сказал, что сделка осуществлена в рамках действующего законодательства. Что ее законность, обоснованность цен проверяли и если бы нашли какой-то криминал, то сделку признали бы ничтожной.

В России основной вал приватизации пришелся на годы правления Ельцина. С тех пор самые лакомые куски национальных богатств, народного достояния в виде нефтегазопроводов, разработанных скважин, заводов и пароходов достались новоявленным нуворишам, новым русским. И на Камчатке вроде как все, что можно было, уже давно приватизировали и разбазарили. Помните ли вы, что у нас была БРХФ с 74 судами разного "калибра", или Камчатское морское пароходство с более чем 50 судами? Где эти предприятия, суда, деньги от их продажи? Все продали, поделили, попилили, пропили, подарили, профукали. Но у нас еще кое-что осталось - единственный транспортный узел - аэропорт Елизово, главные воздушные ворота Камчатки и самая его аппетитная часть - склад ГСМ. Вы спросите, почему мы пишем о сделке, которой в декабре будет два года. Просто мы очень многого не знаем, как приватизировалось и распродавалось имущество на Камчатке и в России. Подобные сделки редко становятся достоянием прессы и населения. И интересна эта тема будет еще очень долго.

Все было предрешено заранее

19 декабря 2005 года состоялось отчуждение государственного имущества (резервуарного парка склада ГСМ) со стороны ФГУПКАП в пользу компании ООО "Солнечный Ветер". Имущество было продано на аукционе, который проходил по адресу: ул. Звездная, 1, каб. 17. В нем участвовали всего два участника - ООО "Солнечный Ветер" и ООО "Востокнефтепродукт". ООО "Востокнефтепродукт" - компания, зависимая от ООО "Солнечный Ветер" и ОАО "Камчатнефтепродукт". Итоги аукциона были предрешены заранее, что подтверждается тем фактом, что представитель ООО "Востокнефтепродукт" не явился на оглашение итогов аукциона (видимо очень "хотел" победить в торгах). Предрешенность аукциона также косвенно подтверждается тем, что 25 сентября 2005 г. (за два месяца до проведения аукциона по продаже резервуаров для хранения топлива) было заключено странное соглашение между администрацией г. Петропавловска-Камчатского в лице г-на Скворцова, ФГУПКАП, в лице г-на Твердохлеба и ООО "Солнечный Ветер", в лице г-жи Коломейцевой, в котором администрация выражает согласие на покупку резервуаров, принадлежащих ФГУПКАП, компанией ООО "Солнечный Ветер", а также оговариваются действия сторон после приобретения имущества, из чего следует, что продажа государственного имущества велась целенаправленно под ООО "Солнечный Ветер". Более того, перед продажей велся ремонт резервного парка.

Сумма сделки составила 1.534.000 рублей (эти деньги поступили в доход федерального бюджета) за имущество, эксплуатация которого приносила ФГУПКАП не менее 50 млн. руб. дохода в год от услуг по хранению авиакеросина. Какой коммерсант откажется от покупки по цене "Ленд Краузера" бизнеса, приносящего миллионы долларов? И какой здравомыслящий руководитель отдаст за понюшку табаку такое имущество? Кстати, подобный склад ГСМ аэропорта города Сочи обошелся новому владельцу в 250 миллионов рублей. У нас, конечно, не Сочи, но не до такой же степени!

Чтобы оценить адекватность сделки, можно привести следующие расчеты. Строительство нового склада подобного объема обходится от 200 млн. руб. и более. С учетом износа, данный склад мог бы стоить не менее 100 млн. руб. Д. Пономарев в беседе со мной постоянно говорил о законности сделки, и что склад ГСМ был старый. Неужели этот единственный в аэропорту топливозаправочный комплекс настолько проржавел и износился, что его остаточная стоимость так ничтожно мала? Ведь мог и гендиректор А. Твердохлеб провести ремонт емкостей и получать с них доход и дальше для развития своего предприятия, для повышения зарплат коллективу. Не было денег на ремонт. Мог бы взять кредит в "Камчатпромбанке", где Твердохлеб является председателем кредитного совета.

Ржавые резервуары

Интересный факт: г-н И. Тарасюк, как частное лицо, а по совместительству и соучредитель "Солнечного Ветра" и "Камчатнефтепродукта", приобрел четыре ржавых резервуара по 2000 куб. м каждый бывшей "Камчатской нефтебазы", которая задумывалась как альтернатива "Камчатнефтепродукту", но, к сожалению, ввести в эксплуатацию "Камчатскую нефтебазу" не удалось. Похоже, что никогда не работавшие и, по всей видимости, никогда не заработающие ржавые резервуары общим объемом 8 000 куб. м были куплены за 8,3 млн. рублей, а отремонтиро-ванные, рабочие, принося-щие доход резервуары ФГУПКАП общим объемом 12.000 куб. м - за 1,5 "лимона".

ФГУПКАП каждый год под угрозой закрытия одного из приписных аэропортов получает все больше и больше бюджетных субсидий для дотации перевозок по местным авиалиниям, а самая затратная часть перевозок - это топливо. На сегодняшний день ФГУПКАП, даже при желании сменить поставщика топлива, вынуждено покупать его у того, кому "подарило" склад ГСМ - ООО "Солнечный Ветер" (такая вот самокастрация у ФГУПКАП вышла). Не знаю, нечаянно или специально это получилось, но создается впечатление, что продажа склада ни что иное, как скрытый механизм перекачивания бюджетных средств в карманы "Солнечного Ветра". Даже схема получения денег отработана - авиаперевозки ФГУПКАП монопольно продает только "Солнечный Ветер".

ОБЭП занялся сейсмикой

Продав имущество, ФГУПКАП нарушило еще один закон - ФГУПКАП входит в утвержденный Президентом РФ список предприятий стратегического значения, не подлежащих приватизации. Купив склад ГСМ, "Солнечный Ветер" частично приватизировал ФГУПКАП. По всей видимости, тут сработал "закон 90-х", выведенный одним математиком-олигархом, ныне проживающем в Лондоне: "Зачем приватизировать предприятие, когда можно приватизировать его руководство".

Вот, где фронт работы для ОБЭП - их профиль, ан нет, ОБЭП занят другим - исследованием сейсмической балльности площадки строительства топливозаправочного комплекса "Аэрофьюэлз Камчатка", да так рьяно, что аж начальник ОРЧ-3, и.о. начальника ОБЭП УВД Камчатской области А.М. Генералов (согласитесь, величина), лично доставил материалы проекта объекта топливозаправочный комплекс ООО "Aэрофьюэлз Камчатка" в ЦНИИСК им В.А. Кучеренко в столицу нашей родины с целью экспертизы. Вопрос только, за чей счет? Сомнительно, чтобы УВД оплачивало командировку. Да и сами материалы проекта, который состоит из 12 томов и альбомов, "Aэрофьюэлз Камчатка" для экспертизы не представлял, но зато ОРЧ-3 затребовало их, якобы для проверки, на основании закона о милиции на одни сутки. По всей видимости, за это время с проекта и была снята копия. Учитывая, что формат проекта А2, и на простом ксероксе копию не сделать, а только в проектном институте, то цена ксерокопии около 20.000 рублей. И кто, интересно, пошел на такие траты. Да и вообще, откуда взялась идея проверки ОБЭПом сейсмичности, не иначе как ветром надуло.

Главный спонсор депутатов

2 июля 2007 года получено разрешение на ввод в эксплуатацию альтернативного склада ГСМ - ТЗК "Аэрофьюэлз Камчатка", строительство которого велось два года, и два года этому пытались помешать, и пытаются помешать те люди, которые по определению должны это строительство приветствовать. Администрацией Елизовского муниципального района было издано несколько постановлений, направленных на ограничение строительства. То просят согласовать строительство с несуществующими организациями, то требуют прекратить строительство и приостановить разрешение на строительство (хотя нет такой нормы в законе). Понятно, что глава Бондаренко в Елизовском районе "азм есьмь", но всему есть предел. Все действия, все требования направлены на одно - как можно на дольше оттянуть ввод в эксплуатацию топливозаправочного комплекса "Aэрофьюэлз Камчатка". Зачем? Чем позже запустят, тем дольше будет получать немалую прибыль "Солнечный Ветер", хозяином которого является бывший кадровый офицер КГБ Александр Швец, член политсовета камчатской ячейки "Единой России". Зачем это Бондаренко? Ни для кого не секрет, кто являлся основным спонсором выборов главы Бондаренко. Тот же, кто и участвовал в победе на выборах депутата Государственной Думы генерала-единоросса В. Заварзина. И получается очень милая картина - депутат областного совета Бондаренко пишет депутатский запрос депутату Государственной Думы Заварзину о том, как он обеспокоен якобы имеющимися нарушениями при строительстве ТЗК "Аэрофьюэлз Камчатка" и просит оказать содействие в проведении проверки законности экспертных заключений. Вопрос: зачем? Неужели проверку законности может организовать только депутат Госдумы? Или, может, с депутатского кресла проще оказать давление на принципиальных руководителей контролирующих органов, от которых зависит ввод объекта в эксплуатацию?

Склад ГСМ рядом с бомбами и ракетами

А главе Елизовского района Бондаренко следовало озаботиться тем, что ТЗК "Солнечный ветер" 1970-х годов постройки расположен тоже в сейсмически опасной зоне, и при этом находится в запретной зоне основного склада авиационного ракетно-бомбового вооружения аэродрома Елизово и склада авиаГСМ авиации ТОФ. Склад ГСМ ООО "Солнечный Ветер" граничит с особо опасными стратегическими объектами! Трудно вообразить масштабы техногенной катастрофы при чрезвычайной ситуации на одном из складов или катастрофическом землетрясении, учитывая, что склад ООО "Солнечный Ветер" построен по сейсмостандартам 70-х годов прошлого века и заметно отличается от современных требований в худшую сторону. Также не заботит Бондаренко и то, что авиатопливо на склад ГСМ ООО "Солнечный Ветер" завозится через двор жилого дома по адресу ул. Взлетная, д. 6, что вызывает справедливое недовольство жителей указанного дома и составляет реальную угрозу жизни и здоровью граждан.

Может уже пора органам прокуратуры заняться "разбором полетов или пролетов" во ФГУПКАП? Может новый губернатор найдет ответ, как получилось, что население края стало заложником интересов одной, причем частной, компании?

В беседе со мной Д. Пономарев говорил, что все документы по аукциону у зама по строительству А. Лычева. Но он их мне не даст, и гендиректор Твердохлеб тоже. Ну, типа, зачем вы свой нос суете туда, куда не следует. При этом Дмитрий Анатольевич постоянно говорил, мол, зачем аэропорту нужен второй ТЗК, когда на все заправки хватает "Солнечного ветра". И убеждал, что керосин "Аэрофьюэлза" дешевле не будет, и деньги все будут уходить в Москву.

Благодарность от В. Путина

Перед беседой с Д. Пономаревым я бродил по коридору и любовался стендами с всякими грамотами, благодарностями и наградами. Одну даже частично переписал. В январе 2000 г. председатель правительства РФ В. Путин поздравляет с наступившим Новым годом коллектив ФГУПКАП:

"Уважаемый Алексей Иванович!

Благодарю коллектив ГУП "Петропавловское авиапредприятие" за эффективную работу, умение инициативно действовать в непростых условиях, за помощь стране в пополнении казны полновесным "живым" рублем..."

Депутат Госдумы В. Заварзин, предвыборный штаб которого в 2003 году возглавлял главный топливный магнат Камчатки А. Швец, с тех пор очень озабочен проблемами аэропорта Елизово. В прошлом году из федерального бюджета на реконструкцию взлетной полосы выделили 200 млн. рублей. Росавиация поручила работы не ФГУПКАП, а красноярской фирме, что вызвало возмущение депутата. В этом году на Камчатку прилетал со странным и похоже ненужным визитом М. Фрадков. Вместе с ним был и член Генерального совета партии "Единая Россия", председатель комитета Госдумы по обороне Виктор Заварзин. В одном из выступлений он сказал: "О значимости полноценного функционирования аэропорта "Елизово" для Камчатской области, которая является одной из наиболее проблемных территорий Дальнего Востока, так как связь с материком возможна только воздушным или морским путем, говорится давно. Я лично принимал участие в решении данного вопроса. Когда решался вопрос о выделении средств на восстановление и реконструкцию аэропорта "Елизово", было необходимо выполнить одно обязательное условие - добиться передачи этого объекта из введения Министерства обороны, за которым он числился, в введение региона. Общими усилиями этот вопрос был решен. Сегодня Михаил Фрадков официально заявил, что на реконструкцию аэропорта будет выделено около 2,7 млрд. рублей". Также, по сведениям из различных источников, В. Заварзин активно добивался, чтобы взлетную полосу отобрали у военных и передали гражданским, т.е. ФГУПКАП. Но где гарантия, что потом эта полоса не будет продана за гроши тому же "Солнечному ветру" или другой частной компании, т.к. не будет денег на ремонт, или ее не сдадут в аренду.

Деятельность Федерального авиапредприятия Камчатки контролируется, регулируется и анализируется Росавицией, Росимуществом. По результатам работы коллектива авиаработников, общая рентабельность ФГУПКАП за 2004 г. составила 3%, за 2005 г. - 2,2%, чистая рентабельность, соответственно, 1,5% и 1,4%. Любопытно, изучали ли в Росимуществе рентабельность сделки по продаже склада ГСМ за полтора "лимона". Ведь как-то странно получается. Государство передало ФГУП государственное имущество в хозяйственное управление, чтобы им распоряжались и получали доход для содержания и эксплуатации аэропорта. А ФГУП эту собственность (склад авиагорючего) продал на законных основаниях частной фирме за гроши. Интересно, что скажет г-н Греф, если ему показать эти документы. Впрочем, так распродавали почти всю Россию.

Кстати, данную сделку согласовал В. Балакаев, руководитель территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом. Он один из когорты вице-губернаторов В. Бирюкова, кто ушел с поста вице-губернатора, но оставил за собой пост руководителя управления федеральным госимуществом. Видимо, очень любит рулить госсобственностью Владимир Васильевич, согласовывать сделки на ее продажу, чтобы наполнять казну государя полновесным рублем.

Железная логика гендиректора

Листая старые газеты за 2005 год, нашел любопытное интервью с г-ном Твердохлебом, взятое Аллой Мариничевой. "40 тысяч пассажиров могут застрять на окраинах полуострова в ожидании самолета, когда на рынок авиатоплива Камчатки придет "Аэрофьюэлз". Читаю и удивляюсь. Алексей Иванович говорил, что доходов ГУПа хватает только на латание дыр. "Новые участники рынка аэропортовых услуг шаг за шагом отвоевывают сферы аэропортовой деятельности у ГУПов. Настанет тот критический момент, а в ряде аэропортов РФ он уже настал, когда финансирование эксплуатации основного средства производства аэродрома прекратится - неоткуда будет взять… Мало того, коммерческие структуры, стремящиеся оказывать услуги в аэропортах, на месте не стоят. Они предпринимают попытки оторвать свой кусок от аэропортовой деятельности. И по большому счету, проблемы будущего аэропорта их не волнуют". Журналистка еще не знала, что через несколько месяцев очень прибыльный кусок аэропортовской деятельности ФГУП г-н Твердохлеб выставит на продажу. На вопрос по поводу строительства альтернативного ТЗК компанией "Aэрофьюэлз" гендиректор ФГУПКАП "понес" вообще непонятно что: "ФГУПКАП потеряет от 30 до 36% валового дохода. Плюс другие компании претендуют на оказание таких услуг как бортовое питание пассажиров, а в этом случае потери доходов составят еще около 20%. И так далее. Уже сделан первый шаг к сокращению доходов авиапредприятия - единственного, с точки зрения закона, участника авиатранспортного процесса, способного легально финансировать эксплуатацию основного средства производства - аэродрома…. В нашем случае ФГУПКАП откажется от эксплуатации приписных аэропортов на первом этапе, а затем от эксплуатации собственного парка воздушных судов. Практически воздушные перевозки на местных воздушных линиях будут парализованы, если не прекратятся вообще, потому что содержание приписных аэропортов требует финансирования. Более затратной является деятельность по эксплуатации собственного парка воздушных судов, выполняющих воздушные перевозки на местных линиях. Мы останемся без воздушных перевозок на местных воздушных линиях. А это социальный конфликт в преддверии объединения двух субъектов. Худо-бедно, а около 40 тысяч жителей полуострова будут отрезаны от областного центра". Вот такой логический пассаж сделал Алексей Иванович. Непонятно, как он может потерять доход от создания нового ТЗК, когда предприятие этими услугами давно не занимается, все уже давно монополизировал при помощи руководства ФГУПКАП "Солнечный ветер".

Не могу не сказать добрых слов в адрес руководства ФГУПКАП. За последние годы наш аэропорт действительно преобразился. Еще несколько лет назад он представлял жалкое зрелище. Сейчас там все намного лучше. И часовенка стоит, и бронзовые олени, и туалеты внутри здания есть. Правда, раздражают водителей шлагбаумы и плата за проезд. И аэропорт еще бы больше имел денег, если бы не выставлял на аукционы по смешным ценам свое очень доходное имущество....
Авторские права на данный материал принадлежат «газета "Вести"». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка