Автор: Наталья Печорина
Опубликовано: 20.07.2007, 17:06
 

Ан-70: плод коллективного безразличия


[image]

Выход России из программы по созданию военно-транспортного самолета Ан-70 уже перешел из информационной сферы в документальную. До 15 августа эксперты Минобороны Украины и РФ должны окончательно зафиксировать степень реализации проекта Ан-70 для принятия решения на правительственном уровне.

Оформление "развода" по самому известному украино-российскому проекту в области вооружений практически завершено. Скоро должна рассматриваться "финансовая часть": оценка выполнения обязательств по программе, раздел интеллектуальной собственности, и, возможно, выплата долгов разработчику. С полным прекращением участия России в программе, кроме, разве что, предприятий в кооперационном производстве, Украине предстоит доказать, способна ли она самостоятельно завершить самолет, опередивший свою эпоху, или же Ан-70 останется для истории в двух опытных и двух недостроенных серийных образцах.

Если самолет не создан в течение 7-10 лет, то шансы его серийного производства крайне низки. Разработка военно-транспортного самолета Ан-70 ведется более двадцати. Его эскизный проект был создан АНТК им.Антонова в 1981 г. Тактико-техническое задание (ТТЗ) на изделие утверждалось главкомом ВВС СА в 1986 г. После распада Союза ТТЗ было изменено в сторону снижения требований к самолету. И до этого времени испытания Ан-70 не завершены.

Самолет погубило общее безразличие как менеджеров от авиапрома, так и чиновников всех мастей. Трагичным в этой истории была и формальная заинтересованность потенциальных покупателей, которую привычно толковали, как желание немедленно заплатить "чистоганом" за "чудо техники", избавляя от необходимости вкладывать собственные деньги в новый проект.

Нельзя сказать, что самолет был обделен бюджетом и строился только на доходы разработчика, АНТК им. Антонова, от хозяйственной деятельности. Финансирование работ шло по линии МО СССР, затем - РФ и Украины. Российская сторона, резко сократив дотации в начале 2000-х гг., все-таки продолжала закладывать в свой бюджет средства на реализацию программы, пусть и не в тех объемах, на которые рассчитывали украинские партнеры.

Даже долги России (в сумме $48 млн.) не смогли бы повлиять на реализацию проекта, если бы АНТК им.Антонова действительно был заинтересован в результате, а не в самом процессе. Ведь с каждым годом средства, необходимые, по мнению руководства АНТК, на завершение проекта, как и сроки его завершения, только возрастали. В 2006-2007 гг. программа испытаний самолета оказалась "замороженной", хотя исправно финансировалась.

По последним версиям, для завершения госиспытаний Ан-70 необходимо минимум три-четыре года и свыше $100 млн. Даже если предположить, что Россия вернет долг, откуда возьмутся остальные деньги? Формально, источники отсутствуют. "Последней надеждой" был отечественный госбюджет. АНТК им.Антонова пролоббировало в 2004 г. принятие закона "Об Общегосударственной программе создания военно-транспортного самолета Ан-70 и его закупки по государственным оборонным заказам". С 2004 по 2006 гг. планировалось завершение разработки самолета, проведение его госиспытаний, выполнение комплекса работ, связанных с принятием машины на вооружение, подготовкой и освоением его производства, а также закупка двух самолетов по оборонному госзаказу.

Согласно закону, объем финансирования на этом этапе составил около 1 млрд. грн. ($200 млн.). Кстати эти затраты превышают все названные ранее цифры (свыше $100), необходимые для полного завершения работы. Государство, конечно, не расщедрилось на миллиард, но 400 млн. грн., выплаченные с 2004 по 2006 гг. на реализацию программы, так и не приблизили проект к его завершению.

Сколько нужно еще бюджетных средств, дабы завершить программу Ан-70? Скорее, было бы очень выгодным продолжать этот процесс до бесконечности. Но тут в процесс вмешались россияне со своим выходом из программы. Регулярно, с 2001-2002 гг. представители российского Минобороны и лично главком ВВС РФ Владимир Михайлов говорили сначала о несовершенстве Ан-70, затем - о несоответствии самолета ТТЗ, конкуренции Ан-70 и Ил-76, и, наконец, о выходе России из программы. За это время можно было бы поставить жирную точку в споре, предъявив совместный акт госиспытаний, но до настоящего времени существует только один, за 2002 г., и в нем содержится перечень недостатков для устранения.

В результате, после официально заявленного выхода России из программы, Минобороны Украины не менее радостно (столько лет безвозвратно отдавать деньги по защищенной бюджетной статье!) заявило, что раз Россия отказалась, значит и нам необходимо еще раз все обдумать… Поэтому в бюджетах МОУ и Минпромполитики на нынешний год отсутствуют средства предназначенные на создание и закупку Ан-70. Нет также и акта госиспытаний машины, хотя по срокам, определенным в Законе, он уже год как должен существовать. А с 2007 г., согласно тому же документу, в Украине уже должно была быть развернута подготовка и освоение производства самолета, организация серийного производства и закупка Ан-70 по государственному заказу.

Реальность, по сравнению с планами, удручает: бюджетные средства съедены, самолета нет. Ответственных за провал программы тоже не ищут, да и вряд ли будут искать. Нужно осваивать новые перспективные направления. Следующий проект, на который государство должно "навалиться" бюджетом с соответствующим, "нулевым", результатом, по законам жанра может стать новый и перспективный Ан-148.

 
Ссылки по теме:
Дайджест прессы за 20 июля 2007 года | Дайджест публикаций за 20 июля 2007 года
Авторские права на данный материал принадлежат сайту «ugmk.info». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Связи: Ан-70, Ил-76 МД, Ан-148, Авиакомпания "Татарстан", Михайлов Владимир, Ил-76, Самолетостроение (в процессе тестирования)