О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Авиетка E-Flight отказалась от топлива и выбрала розетку

Представьте удивление техников на аэродроме, когда пилот только что приземлившегося спортивного самолета начнет расспрашивать их не о расположении заправочных шлангов, а о месте нахождения электрической розетки

Представьте удивление техников на аэродроме, когда пилот только что приземлившегося спортивного самолета начнет расспрашивать их не о расположении заправочных шлангов, а о месте нахождения электрической розетки. Заряжать свой летательный аппарат, словно какой-нибудь сотовый телефон - разве не фантастика?

На ежегодном авиашоу ассоциации экспериментальных летательных аппаратов в Ошкоше (EAA AirVenture Oshkosh) американские компании Sonex Aircraft и AeroConversions Products объявили об официальном старте инициативы E-Flight.

Букву "Е" тут можно трактовать по-разному, и как "электрический", и как "безопасный для окружающей среды" и как "этанольный", и как "эффективный" - все будет правильно, так как это и есть главные цели инициативы: разработка и испытание технологий и агрегатов, которые позволят небольшим самолетам летать либо на экологически "правильном" спирте (чистом, или в виде смеси E85), либо вовсе без топлива - на электричестве из розетки.

Главные действующие лица - Джон Моннет (John Monnett), основатель Sonex, и Пит Бак (Pete Buck), штатный инженер знаменитой группы Skunk Works, подразделения передовых проектов компании Lockheed Martin, и, по совместительству, главный инженер Sonex.

Сначала - пару слов об этаноле. В последнее время автостроители по нему буквально с ума сходят (вот пример). "Зеленое" же топливо, как-никак. А авиастроителей из Sonex он интересует не только из-за экологической чистоты, но и из-за очень высокого октанового числа, которое позволит поднять степень сжатия ДВС и, соответственно, повысить его КПД и улучшить экономичность самолета.

Сейчас Sonex и AeroConversions экспериментируют с переделанным серийным движком AeroVee 2.0, обычно кушающим авиационный бензин. А ведь и в штатном варианте легкий самолетик Sonex (это одна из нынешних моделей компании Sonex, названная так же) с мотором AeroVee имеет расход горючего менее 5,6 литра на 100 километров, на скорости 241 километр в час.

Однако перевод авиационной техники на этанол - не главная часть инициативы E-Flight. Куда важнее попытка внедрения на серийные самолеты электрической тяги.

В 1994 году, еще до основания Sonex (в 1997-м), Моннет и Бак придумали концепцию легкого одноместного спортивного самолета, заряжаемого от розетки, который должен был установить рекорд скорости для аппаратов такого типа.

Бак даже выполнил технико-экономическое обоснование для этого проекта, получившего название Flash Flight, из которого (обоснования) следовало, что электрический самолет можно будет построить даже из имеющихся на рынке компонентов, но параметры его окажутся удручающими. Скорость, возможно, и будет рекордной для самолетов на электричестве, но зато продолжительность полета едва ли превысит 10 минут.

Вероятно, потому Flash Flight так и не был построен. Теперь, с бурным развитием ключевых для этой идеи областей техники: литиевых батарей и мощных (но компактных и легких) электромоторов мечта о "полетах из розетки", была возрождена в новом проекте - том самом E-Flight.

В качестве базы для электрической модели изобретатели взяли легкий спортивный самолет Waiex, выпускаемый все той же Sonex. Его масса (пустого) составляет всего 280 килограммов.

Из Waiex новаторы удалили ДВС и топливный бак, заменив на электромотор и блок аккумуляторов. Данный необычный аппарат еще не летал. Но его расчетная максимальная скорость составляет 209 километров в час, а продолжительность полета на одной зарядке - 25-45 минут, в зависимости от скорости.

Не все компоненты нового самолета готовы - часть еще находится на стадии проектирования или испытаний. А что уже есть?

Инженеры из Sonex и AeroConversions, совместно с Бобом Баучером (Bob Boucher) из компании Astro Flight, разработали и создали опытный образец авиационного тягового электромотора с выдающимися параметрами.

По виду Sonex сравнивает его с 35-унцевой банкой кофе. Правда, весит такая банка вовсе не килограмм, а 22,7 килограмма. Зато энергетические параметры таковы, что любой кофе позавидует. Столь небольшой, в общем-то, и легкий мотор (бесколлекторный, 3-фазный, с кобальтовыми магнитами в роторе) рассчитан на напряжение 270 вольт и ток в 200 ампер, а его КПД превышает 90%.

Мотор спроектирован как модульная масштабируемая система. Он составлен из секций, число которых можно менять, изменяя мощность разных версий этого двигателя.

Питать этот агрегат будут литий-полимерные батареи (из числа самых совершенных и доступных на рынке). Они разместятся в 10 оригинальных "коробках безопасности", по 8 батарей в каждой коробке.

Батареи поставляют ток (или заряжаются), а также уравновешивают свой заряд между собой, используя пучок проводов, что идет в блок управления. Собственно он является одной из самых сложных частей комплекса.

Авторы самолета посчитали, что на рынке нет контроллеров для электромоторов и зарядных систем для батарей, по своим параметрам (перевариваемая мощность, отнесенная к весу устройства) достаточных для птахи E-Flight. А если кто такую штуковину смог бы поставить на заказ, то цена была бы заоблачной. Потому партнеры по проекту решили создать такой блок сами, хотя и в содружестве с рядом специалистов по электронике.

Интересно, что боксы или коробки с батареями позволяют этим батареям легко расширяться или сжиматься по мере нагрева или охлаждения. Эти же корпуса отвечают за охлаждение батарей. Изнутри они заполнены специальной "охлаждающей пеной" (как она работает - авторы системы не уточняют), снаружи же каждая коробка охлаждается подводимым извне потоком воздуха (на корпусе выполнены ребра охлаждения).

Но и этого создателям электросамолета показалось мало. Для пущей безопасности они предусмотрели возможность безвредного (для машины) взрыва (или возгорания) части литиевых батарей (все помнят истории со взрывающимися ноутбуками?). Причем продукты взрыва должны быть выброшены через специальное окно в корпусе прочного и огнестойкого бокса. Окно это соединено с небольшим выпускным коллектором. Таким образом, пожар внутри любого из 10 ящиков не должен привести к возгоранию всего летательного аппарата.

Надо также добавить, что боксы с батареями, если потребуется, могут быть легко сняты с машины и заряжены индивидуально. Это также повысит удобство и безопасность эксплуатации такого самолета.

Следующее поколение литиевых аккумуляторов, которое уже на подходе, должно обеспечить электросамолету часовой запас хода, передает Aero-News Network.

Но что насчет появления такого замечательного аппарата в продаже? Представитель Sonex Марк Шейбл (Mark Schaible) отмечает, что компания не намерена заранее устанавливать какие-то сроки, но в то же время не хочет затягивать проект слишком надолго.

При этом цель E-Flight - появление в портфеле Sonex серийного электрического самолета, который был бы не дороже обычных (с ДВС) аппаратов того же класса (легкие спортивные).

Пусть даже запас хода и "максималка" у электрической модели будут скромнее, чем у его чадящих собратьев. Зато удовольствие от почти бесшумного полета - куда выше....
Авторские права на данный материал принадлежат «Membrana». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка