Источник: газета «Коммерсантъ - Воронеж»
Автор: Татьяна Карабут
Опубликовано: 01.08.2007, 11:39

Московские деньги уйдут в небо Черноземья

Столичное правительство реконструирует аэропорты в регионах


Правительство Москвы намерено до 2010 года реконструировать 16 региональных аэропортов, в том числе во всех шести областных столицах Черноземья, потратив на каждый из них в среднем по 3 млрд. рублей. В обмен на инвестиции столичные власти намерены получить доли участия в акционерных капиталах предприятий. Таким образом, московское правительство надеется увеличить грузо- и пассажиропоток через аэропорт "Внуково", получив 16 "запасных" площадок для посадки самолетов.

На вчерашнем заседании правительства Москвы был рассмотрен проект постановления "Об основных направлениях дальнейшего развития воздушно-транспортной системы города Москва". Документом предусматривается реконструкция 16 региональных аэропортов. В Черноземье на первом этапе планируется модернизировать соответствующие объекты Липецка, Воронежа, Тамбова, на втором - Орла, Белгорода и Курска. По словам первого замруководителя департамента транспорта и связи Москвы Сергея Калитина, средний объем вложений в каждый аэродром составит 3 млрд. рублей, реконструкция завершится к 2010 году. Таким образом, московские власти смогут увеличить грузо- и пассажиропоток через аэропорт "Внуково". А региональные аэропорты получат компенсацию за отсутствием финансирования из федерального центра. Как пояснил на заседании руководитель окружного управления воздушного транспорта центральных районов Росавиации Юрий Цыбин, Минтранс разработал концепцию управления имуществом аэропортов, согласно которой федеральные средства предусмотрены только для 121 аэропорта, в число которых не вошло ни одного аэропорта в Центральном федеральном округе. По словам господина Цыбина, "обделенные" инфраструктурные объекты будут переданы в ведение регионов или проданы с аукционов.

Начальник отдела департамента транспорта и связи Москвы Олег Никольский отметил, что механизм вложения в регионы, по всей видимости, будет предусматривать приобретение московским правительством доли участия в акционерных капиталах аэропортов - через допэмиссию акций. Те же аэровокзалы, которые остаются унитарными или казенными предприятиями, скорее всего, пройдут прежде процедуру приватизации.

По словам замдиректора ГКП "Липецкий аэропорт" Александра Шагисяна, предприятие сможет за счет средств столичных властей решить две основные проблемы - реконструировать или, возможно, построить дополнительную взлетно-посадочную полосу, а также приобрести новое сигнальное оборудование, локаторы. Первоначально аэропорт рассчитывал на финансирование проекта по строительству второй полосы для большегрузных самолетов в размере 3 млрд. рублей из федеральных средств, выделенных на создание особой экономической зоны "Липецк". Таким образом, директор аэропорта Владимир Малахов предполагал преобразовать аэродром в международный, а затем и в хаб.

Вместе с инвестициями столичные власти рассчитывают на координированные действия с авиакомпанией правительства Москвы "Атлант-Союз", которая организует регулярное сообщение Москвы с областными центрами Черноземья. Пресс-секретарь перевозчика Георгий Баутин сообщил, что авиакомпания хочет выйти в макрорегион уже в нынешнем году. По словам господина Баутина, вскоре должна завершиться полетная сертификация 30-местного американского самолета Embraer, который будет использоваться для авиаперевозок. По данным источников в "Атлант-Союзе", переговоры с Воронежем и Липецком ведутся давно.

Появление альтернативного авиаперевозчика может ужесточить конкуренцию на рынке. В частности, руководитель аналитической службы агентства "АвиаПорт" Олег Пантелеев считает, что серьезным противником для "Атлант-Союза" могла бы стать воронежская авиакомпания "Полет", которая осуществляет сообщение Москвы с Воронежем, Белгородом, Липецком и Тамбовом. Впрочем, первый замгендиректора "Полета" Борис Нагинский сомневается, что перевозчики будут конкурировать, хотя в любом случае ратует за "здоровую конкуренцию". "Мы не будем препятствовать выходу "Атлант-Союза" на местный рынок авиаперевозок", - заверил господин Нагинский. Олег Пантелеев согласен, что две авиакомпании вряд ли будут мешать друг другу - за счет грамотно составленной маршрутной сети, разницы во вместительности Embraer и Saab, эксплуатируемого "Полетом" (первые менее вместительны). Кроме того, если "Атлант-союз" будет осуществлять рейсы во "Внуково", то "Полет" летает в "Домодедово".

Олег Пантелеев уверен в пользе проекта московского правительства как для регионов, которые вряд ли смогли бы реализовать свои планы без сторонних инвестиций, так и для российской столицы. "Программа позволит установить транспортные связи с рядом близлежащих регионов, обеспечить дополнительную загрузку аэропорту "Внуково", окружить Москву кольцом аэродромов, в которых будет консолидировано управление", - считает эксперт. Вместе с тем, по его мнению, реализация проекта может столкнуться с некоторыми сложностями. В частности, акционеры региональных объектов могут препятствовать появлению совладельца. В таком случае московскому правительству придется рассматривать другие варианты: аренда имущества или концессия.

 
Ссылки по теме:
Дайджест прессы за 1 августа 2007 года | Дайджест публикаций за 1 августа 2007 года
Авторские права на данный материал принадлежат газете «Коммерсантъ - Воронеж». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Связи: Аэропорт Внуково, Пантелеев Олег, Липецкий аэропорт, Малахов Владимир, Полет (в процессе тестирования)