О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

"Адмиралу Горшкову" не хватило денег

Гендиректор крупнейшего в стране оборонного предприятия "Севмаш" В.Пастухов покинул свой пост. По информации "Известий", причина - срыв сроков контракта с Индией на модернизацию авианосца "Адмирал Горшков"

Гендиректор крупнейшего в стране оборонного предприятия "Севмаш" Владимир Пастухов покинул свой пост. По информации "Известий", причина - срыв сроков контракта с Индией на модернизацию авианосца "Адмирал Горшков". До конца года авианосец должен быть спущен на воду. "Севмаш" не справился с этой задачей, а деньги, выделяемые контрактом, по странной причине закончились. По некоторым данным, в ситуации пытаются разобраться прокуратура и Счетная палата.

Формально "Адмирал Горшков" достался Дели бесплатно. Самый молодой из 4 российских авианосцев подарили в расчете, что вместе с ним удастся продать палубные истребители МиГ-29К, а также заработать на его переоборудовании. Сумма контракта составила $2-2,5 млрд. Сделка казалась выгодной и Москве, и Дели. Тем более что в составе индийских ВМС есть только авианосец "Вихран" 1946 года. Ситуация оказалась не такой простой и завершилась скандалом.

- Когда заключали контракт по "Адмиралу Горшкову", то сразу было понятно: он невыполним. Рентабельность сделки - на пределе. Сроки исполнения - нереальные, - сообщил источник в оборонке.

- Сейчас на предприятии идет переоборудование авианосца, но, к сожалению, средств, которые были выделены при подписании контракта, не хватает. Да и в сроки сложно уложиться. Мы строим совершенно новый корабль. Используем только старый корпус, а остальное все меняется, - заявил "Известиям" и.о. гендиректора "Севмаша" Эдуард Борисов.

Москва уже предлагала Дели пересчитать эту и связанные с ней сделки. Весной этого года во время визита замминистра обороны Индии Шекхара Датта в Россию Москва попросила удвоить процентную ставку по контракту (с 2,55 до 5%) для поставки оставшихся по условиям соглашения 138 истребителей Су-30 (каждая "Сушка" подорожает на $3-4 млн.). Необходимость увеличения оплаты обосновали падением курса доллара. Заодно просили пересчитать и стоимость модернизации "Горшкова". Говорили, что просчитались в оценке работ. Одного только кабеля, которым необходимо оснастить корабль, требуется не 700, а 2400 километров!

Схожая ситуация сложилась и с другим, не менее "эпохальным" контрактом - на поставку в Китай 40 военно-транспортных самолетов Ил-76. В 2005 году Москва пообещала Пекину построить их за $1 млрд. Однако недавно провела перерасчет и сообщила: надо еще столько же, чтобы вообще наладить производство этих машин. Возможно, китайцы не знали, что в России Ил-76 не производят. Не знали и того, что на Ташкентском заводе давно не строят "Илы". Но вот в России не знать этого не могли. Видимо, понадеялись на извечный авось, что все само собой рассосется. Случай с гендиректором "Севмаша" Пастуховым показывает, что так не бывает. Рано или поздно крайний будет найден.

- Пастухов сейчас на больничном в Северодвинске. Он не желает идти на контакт с прессой. Ему проводили серьезное лечение, которое до сих пор не закончено, - заявил "Известиям" источник в окружении бывшего гендиректора.

Не исключено, что эта отставка только формально связана со скандалом вокруг авианосца "Адмирал Горшков". Сейчас формируется Объединенная судостроительная корпорация (ОСК), и в судостроении идет серьезная борьба за полномочия и сферы влияния.

По информации "Известий", контракт Пастухова с Роспромом (ФГУП "Севмаш" находится в ведении этого агентства) расторгнут "по соглашению сторон". В течение недели может быть назначен новый генеральный директор. "Это будет опытный судостроитель", - заявил источник "Известий". Среди кандидатур называют, к примеру, главу другого крупного предприятия оборонки - ФГУП "Звездочка" - Николая Калистратова.

Так когда же "Адмирал Горшков" отправится в Индию?

- Теперь состоится новый тур переговоров с индийской стороной. Еще не готова вся документация, нет программы испытаний корабля. Реальный срок - год-два, - считает и.о. гендиректора Борисов.

Авианесущий крейсер с "Базальтом" и "Кинжалом"

Тяжелый авианесущий крейсер (ТАКР) проекта 1143.4 "Адмирал Горшков" построили на Николаевском заводе в 1982 году, передали флоту в 1987-м. Это не авианосец в американском понимании, а самый настоящий ракетный крейсер с дополнительным авиационным вооружением. Вместо сквозной - из носа в корму - взлетно-посадочной полосы он имеет угловую палубу, на баке (в носу) внешние трубные пусковые установки противокорабельных крылатых ракет "Базальт", в корме - подпалубные револьверного типа пусковые установки зенитно-ракетного комплекса "Кинжал". В советском ВМФ "Горшкова" не называли авианосцем. По легенде советское руководство не желало хоть в чем-нибудь уподоблять наши военные корабли американским. Ведь американские считались "орудием мирового империализма", а СССР было не с руки походить на США. В Индии крейсеру уже дали новое название "Викрамадитья", что в переводе с санскрита означает "Всемогущий"....
Авторские права на данный материал принадлежат «Известия». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка