Источник: газета «Военно-промышленный курьер»
Автор: Владимир Севастьянов
Опубликовано: 01.08.2007, 12:23

Агитационный листопад

Американские "психоборцы" нуждаются в воздухе


Несмотря на стремительное развитие цифровых технологий и электронных средств коммуникации, командование Вооруженных Сил США по-прежнему рассматривает печатную пропаганду как одну из важнейших форм психологических операций (ПсО).

Новый полевой устав Сухопутных войск США FM 3-05.301 "Тактика, приемы, способы и порядок проведения ПсО" выделяет целый ряд преимуществ листовок, в том числе следующие: печатное слово пользуется высокой степенью доверия у реципиента, хорошо воспринимается им и имеет значительный вес; печатный материал распространяется и воздействует на широкую целевую аудиторию; при передаче информации исключается возможность искажения, в напечатанный материал уже невозможно внести изменения; его можно неоднократно перечитывать для более полного восприятия; сложный и большой материал может быть воспринят по небольшим частям и т.д.

Основные ТТХ БПЛА CQ-IOA:

  • сверхлегкий двигатель мощностью110 л.с.;
  • трехлопастной композитный пропеллер;
  • максимальная грузоподъемность 150 кг;
  • высота полета до 1000 м;
  • длительность полета до 18 часов.
Листовки активно используются американскими специалистами ПсО в качестве основного вида печатных материалов информационно-психологического воздействия (ИПВ) как в отдельных военных операциях, так и в ходе деятельности ВС США в рамках глобальной борьбы с терроризмом. Они остаются самым эффективным способом доведения информации до личного состава противника. Так, согласно данным, полученным в результате опроса военнопленных армии Ирака, в ходе операции "Буря в пустыне" около 98% иракских военнослужащих либо читали листовки, либо "подверглись воздействию" со стороны своих сослуживцев, которые их прочитали. Так что по-прежнему командование ВС США уделяет серьезное внимание совершенствованию авиационных способов распространения листовок в ходе военных операций. В настоящее время основным способом распространения листовок является именно воздушный, хотя многие специалисты указывают на его низкую эффективность. Например, для обеспечения максимальной зоны залистования (профессиональный термин) специалисты ПсО используют спецконтейнеры, закрепленные на крыле грузового самолета С-130. Для доставки нескольких сот килограммов листовок грузовому самолету с максимальной грузоподъемностью около 60 тонн приходится снижаться на минимальную высоту, что связано с большим риском для экипажа, который может подвергнуться обстрелу из ПЗРК и стрелкового оружия со стороны противника.

Именно поэтому Пентагоном была разработана специальная программа. С целью ее реализации в начале 2003 г. командование специальных операций (КСО) Сухопутных войск объявило конкурс на производство авиационных систем, предназначенных для доставки листовок. КСО предъявило такие основные требования к техническим и эксплуатационным характеристикам новых средств/систем распространения материалов ПсО:
  • определенная точность залистования различных объектов и районов с минимальным риском для экипажа, самолета и средств доставки;

  • возможность использования в различных видах конфликтов и операций мирного времени;

  • автоматический режим доставки материалов ИПВ в заданную точку координат и залистования;

  • автоматический мониторинг окружающей среды (погодные условия, ветер и т.д.) во время полета и корректировка при необходимости заданных параметров в пределах обозначенных допусков для более точного залистования;

  • автоматический сброс транспортируемого груза и возврат в заданное место для повторного использования.
Проект получил название Leaflet Delivery System/Wind Supported Air Delivery System (LDS/WSADS - система по доставке листовок/авиационная система доставки планерного типа). В середине 2003 г. МО США заключило исключительный промышленный контракт на приобретение 74 LDS/WSADS с канадской фирмой Mist Mobility Integrated Systems Technology Inc (MMIST, г. Онтарио). Разработанный данной компанией военный вариант новой беспилотной системы самолета-параплана имеет кодовое обозначение CQ-IOA WSADS. В американских ВС аппарат за свой внешний вид получил название "SnowGoose" ("Снежный гусь"). CQ-IOA спроектирован с учетом всех жестких требований по выполнению специальных психологических операций (десантирование груза/залистование). Также выполнено условие конкурса о возможности запуска агитпараплана в воздухе с самолетов С-130 и С-17. А специально разработанные системы (охлаждения и топливная) позволяют БПЛА транспортировать максимально допустимый груз при полной заправке топливных баков.

"Снежный гусь" транспортируется и приводится в боевую готовность с помощью машины высокой проходимости HMMWV ("Хаммер") или автоприцепа-платформы для запуска, а также с самолетов С-17, С-141 и С-130 (причем, последний может одновременно транспортировать и производить запуск четырех БПЛА). Беспилотник CQ-IOA, кроме выполнения основной функции "агитации", может вести наблюдение в интересах разведки, а также использоваться для выполнения вспомогательных задач (например, по перевозке грузов). Себестоимость таких полетов по сравнению с пилотируемыми воздушными средствами в несколько раз ниже.

Сброс груза (до 150 кг) может производиться небольшими партиями в трех различных заданных точках в радиусе 250 км или в шести точках в радиусе 50 км. На высоте около 1000 метров БПЛА становится практически бесшумным. Сброс груза происходит в переснаряжаемом боксе вместительностью до 45 кг. Бокс оборудован одноразовым парашютом, высота раскрытия бокса минимальна, что обеспечивает высокую точность залистования/доставки груза. В интересах выполнения разведывательных задач аппарат CQ-IOA способен совершать беспрерывный полет до 18 часов.

На сегодняшний день заказ Пентагона (74 БПЛА CQ-IOA) полностью выполнен, аппараты уже поступили в войска на опытную эксплуатацию. При необходимости руководство MMIST готово выпустить дополнительное количество беспилотников. В настоящее время инженеры компании производят модернизацию системы с целью увеличить скорость и дальность полета, упростить запуск и приземление БПЛА, что позволит управлять всеми процессами одному оператору.

Командование ПсО активно занимается и совершенствованием других авиационных средств доставки материалов ИПВ. В частности, продолжается модернизация агитационной бомбы М129. Уже производятся модели М129Е1/Е2, которые имеют современный корпус, отлитый из стекловолокна, и усовершенствованную хвостовую часть. Максимальная грузоподъемность составляет 50 кг (около 60 тыс. листовок формата 1/32 печатного листа). Сброс М129Е1/Е2 осуществляется с самолетов В-52s, F-16s, F-18s и А-6s. Основной проблемой, над которой продолжают работать технические специалисты, остается снижение количества листовок, которые сгорают при раскрытии агитационной бомбы непосредственно перед залистованием в результате локального взрыва и отделения хвостовой части М129Е1/Е2. Также продолжаются испытания парашютов с дистанционным управлением и пневматических систем, использующих сжатый газ для ускорения выброса материалов ИПВ из самолета.

Как видим, военное руководство Соединенных Штатов активно развивает и принимает на вооружение абсолютно новые авиационные средства распространения печатных материалов ИПВ, отвечающие современным требованиям к проведению психологических операций.

 

Дайджест прессы за 1 августа 2007 года | Дайджест публикаций за 1 августа 2007 года
Авторские права на данный материал принадлежат газете «Военно-промышленный курьер». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Связи: Ан-32 (в процессе тестирования)