Автор: Сергей Пермяков
Опубликовано: 01.08.2007, 12:27
 

Дана команда на взлет

Что можно узнать из ответа на парламентский запрос


"Этот парламентский запрос был подготовлен не интереса ради. Авиапром и сфера авиаперевозок в России сегодня, как это и подчеркивалось в нашем запросе, действительно находятся в кризисном состоянии", - заявил в беседе с корреспондентом "ВПК" один из инициаторов запроса правительству о положении дел в гражданской авиации Николай Безбородов. По словам депутата, ключевым вопросом остается количество и тяжесть авиационных происшествий в отечественной авиации, значительно превышающие аналогичные происшествия в авиации ведущих стран мира.

В последнее десятилетие безопасность полетов в России резко снизилась. При уменьшении общего налета в 2,8-3,2 раза в государственной и гражданской авиации увеличилось количество авиационных происшествий. "Ежегодно в нашей авиации происходит около 50 авиационных происшествий. Это наносит невосполнимый моральный и материальный ущерб России, ее национальной безопасности и престижу, снижается конкурентоспособность на мировом рынке продаж авиационной техники", - отметил Николай Безбородов.

Как оказалось, не только на Охотном ряду, но и в Белом доме озабочены состоянием отечественного авиапрома и уровнем авиаперевозок. Что хорошо видно из официального ответа в Госдуму, подписанного заместителем министра промышленности и энергетики РФ Андреем Дементьевым. Итак, что же делается правительством? В декабре прошлого года в целях координации работ по производству отечественных воздушных судов гражданского и военного назначения поручением правительства РФ была образована межведомственная рабочая группа по решению вопросов развития авиационной отрасли. Ее основной задачей определено обеспечение выпуска необходимого продуктового ряда авиационной техники, развитие новых технологий и материалов, техническое перевооружение авиационного производства.

А уже в феврале текущего года в рамках работы указанной межведомственной рабочей группы ОАО "Объединенная авиастроительная корпорация" совместно с российскими авиакомпаниями был сформирован план производства гражданских самолетов в 2008-2012 гг., который предполагает производство и поставку более 320 (с учетом экспорта более 430) воздушных судов различных классов. В том числе типа Ил-96 - 15 единиц, Ту-204/214 - 84, SSJ/Ty-334 - 236, Ан-148 - 96 штук. Как уверяет депутатов Андрей Дементьев, это "позволяет говорить о возобновлении серийного производства авиационной техники".

По результатам анализа существующей технико-технологической базы авиационной промышленности определен и комплекс мер, направленных на обеспечение эффективного производства и эксплуатации перспективных и существующих образцов авиационной техники, в том числе производства гражданских воздушных судов. В частности, предусматривается технико-технологическое перевооружение предприятий авиационной промышленности и обеспечивающих подотраслей как в рамках существующих федеральных целевых программ "Развитие гражданской авиационной техники России на 2002-2010 гг. и на период до 2015 года", "Развитие оборонно-промышленного комплекса России на 2007-2010 гг. и на период до 2015 года", "Национальная технологическая база" (на 2007-2011 гг.), так и непрограммных мероприятий, в том числе путем внедрения новых механизмов финансовой поддержки авиационной отрасли начиная с 2008 г.

Федеральным бюджетом на 2008 г. и на период до 2010 г., уже принятым Госдумой, предусмотрено предоставление бюджетных ассигнований на следующие цели:

  • субсидии на возмещение российским авиакомпаниям части затрат на уплату лизинговых платежей за воздушные суда отечественного производства, получаемые российскими авиакомпаниями от российских лизинговых компаний по договорам лизинга в 2002-2010 гг., и части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях в 2002-2005 гг., на приобретение российских воздушных судов в 2008 г. на сумму 761,3 млн. рублей, в 2009 г. - 778,3 млн. и в 2010 г. - 852,4 млн.;

  • субсидии дочерним и зависимым акционерным обществам ОАО "Объединенная авиастроительная корпорация" на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях в 2008-2010 гг. на техническое перевооружение на срок до 5 лет, в 2008 г. на сумму 387,0 млн. рублей, в 2009 г. - 679,0 млн. и в 2010 г. - 879,0 млн.;

  • субсидии российским лизинговым компаниям на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях в 2008-2010 гг. на закупку воздушных судов отечественного производства с последующей передачей их российским авиакомпаниям по договорам лизинга, в 2008 г. на сумму 1600,0 млн. рублей, в 2009 г. - 5100,0 млн. и в 2010 г. - 8400,0 млн.;

  • бюджетные ассигнования в уставный капитал ОАО "Объединенная авиастроительная корпорация" в 2008-2010 гг. в сумме 6 000 000,0 тыс. рублей ежегодно в целях реализации проектов строительства гражданских воздушных судов отечественного производства.
Плюс к этому в соответствии с поручением правительства РФ разрабатывается стратегия развития и авиационного двигателестроения. "Указанные меры позволят обеспечить реализацию плана постройки и поставок воздушных судов в соответствии с потребностями отечественных авиакомпаний", - делает вывод замглавы Минпромэнерго РФ.

Вторая проблема - авиаперевозки. Здесь основное внимание планируется уделить региональным авиалиниям. Например, постановлением правительства РФ предусмотрено предоставление субсидий по лизинговым платежам организациям, осуществляющим перевозки пассажиров в районах Крайнего Севера и приравненных к ним территориях на воздушных судах российского производства с количеством пассажирских мест 52 и менее, взлетной массой не более 21 500 кг. Разрабатывается "Концепция государственной финансовой поддержки региональных и местных социально-значимых авиалиний в районах Крайнего Севера". Принятие указанной концепции, сообщается в правительственном ответе, предусматривается до конца 2008 г.

В депутатском запросе стоял и вопрос подготовки авиаспециалистов. Как видно из письма Андрея Дементьева, планом мероприятий по обеспечению безопасности полетов в гражданской авиации России, согласованным первым заместителем председателя правительства РФ Сергеем Ивановым, предусмотрено внесение изменений в учебные планы специальной подготовки авиационного персонала, соответствующих международным стандартам, создание центра подготовки и переподготовки летного состава на современные российские и иностранные самолеты, повышение требований при обучении действиям членов экипажа в сложных и экстремальных условиях пилотирования, переоснащение летных учебных заведений гражданской авиации новыми воздушными судами и комплексными пилотажными тренажерами. Кроме того, с 1 сентября 2006 г. введена в действие 150-часовая "Программа подготовки пилотов коммерческой авиации в образовательных учреждениях гражданской авиации Российской Федерации".

Для удовлетворения потребностей авиакомпаний в летном составе планируется также увеличение набора абитуриентов в летные образовательные учреждения гражданской авиации с 240 человек в 2006 г. до 500 человек в 2009 г., утверждает заместитель министра промышленности и энергетики Андрей Дементьев.

 
Ссылки по теме:
Дайджест прессы за 1 августа 2007 года | Дайджест публикаций за 1 августа 2007 года
Авторские права на данный материал принадлежат газете «Военно-промышленный курьер». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Связи: Безопасность полетов, Ту-204-100, Ан-148, Авиационная промышленность, Объединенная авиастроительная корпорация (в процессе тестирования)